Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур

10591
Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов действий заказчиков по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Один из них обусловлен ситуацией, когда есть единственный претендент на заключение контракта с заказчиком

Из этой статьи вы узнаете:

  • согласование заключения контракта с контрольным органом при закупке у единственного поставщика;
  • согласование по результатам несостоявшихся открытых конкурсов и запросов предложений;
  • согласование по итогам несостоявшихся закрытых процедур — конкурса или аукциона;
  • новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком.

Закон о контрактной системе предусматривает несколько вариантов действий заказчиков по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Один из них обусловлен ситуацией, когда есть единственный претендент на заключение контракта с заказчиком (например, была подана только одна заявка на участие в закупке или из нескольких участников только один был допущен к участию в закупке по итогам рассмотрения заявок). В этом случае закупка из конкурентной переходит в закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом с таким единственным участником заключается контракт, но в отдельных случаях требуется получение согласования (разрешения) на его заключение у контрольного органа.

Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

В тех случаях, когда обязательно должно быть решение контрольного органа о согласовании, без наличия такого согласования заключенный контракт в силу положений 173.1 ГК РФ может быть признан недействительным в судебном порядке. На сегодняшний день согласование заключения контракта с единственным участником необходимо при признании несостоявшейся закрытой закупки (как конкурса, так и аукциона), а также несостоявшихся открытых конкурсов во всех их разновидностях (с ограниченным участием, двухэтапных, повторных) и запросов предложений.

Ранее в Законе о контрактной системе была предусмотрена необходимость получения согласования также по результатам несостоявшихся электронных аукционов (до 1 января 2015 г.) и запросов котировок (до 4 июня 2014 г.). Но в связи с нагрузкой на контрольные органы, обусловленной большим числом обращений о согласовании заключения контрактов, законодателем для оптимизации деятельности заказчиков и контролеров была отменена обязательная необходимость согласования заключения контракта с единственным поставщиком по итогам указанных процедур закупок.

Следует отметить, что ненаправление документов для получения согласования в контрольный орган по результатам несостоявшихся открытых процедур на сегодняшний день квалифицируется контрольными органами как непредставление информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что влечет ответственность по ст. 19.7.2 КоАП РФ.

Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком с 17 мая 2015 г. регулируется приказом Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Приказ № 189), заменившим собой ранее действовавший аналогичный приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537.

Согласование при несостоявшемся открытом конкурсе, запросе предложений Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе предусматривает, что при признании несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 18 ст. 83 Закона о контрактной системе заказчик заключает с единственным участником закупки контракт, предварительно получив согласование контрольного органа.

Каждый из случаев признания закупки несостоявшейся, указанных в вышеперечисленных нормах Закона о контрактной системе, предполагает, что на участие в процедуре закупке была подана лишь одна заявка, соответствующая требованиям документации о закупке либо из всех поданных заявок только одна соответствует требованиям документации о закупке.

При этом следует отметить, что при закупках автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также за счет бюджетных инвестиций отдельными юридическими лицами в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе согласование при заключении контрактов по результатам несостоявшихся конкурсов, запросов предложений не требуется.

Для получения согласования заключения контракта направляется письменное обращение, которое подписывается руководителем заказчика или его заместителем (это требование п. 2 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденного Приказом № 189 (далее — Порядок согласования)).

Согласование заключения контракта осуществляется с контрольным органом в соответствии с уровнем нужд заказчика:

  • в целях обеспечения федеральных нужд — с ФАС России;
  • в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации — с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (например, в Москве — Главное контрольное управление);
  • в целях обеспечения муниципальных нужд — с органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Направить обращение о согласовании необходимо в срок не позднее 10 дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.


Обращение должно содержать следующие информацию и документы:

  • дата и номер извещения об осуществлении закупки;
  • копии протоколов, составленных в ходе закупки;
  • копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
  • копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений;
  • документы (протоколы, документация, заявки) по всем предшествующим несостоявшимся процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при обращении за согласованием по результатам несостоявшегося повторного конкурса или несостоявшегося запроса предложений, проведенных в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе.

Обращение рассматривается комиссией контрольного органа в срок не более чем 10 рабочих дней с даты его поступления.

По результатам рассмотрения может быть вынесено решение о согласовании заключения контракта или об отказе в согласовании:

Особенности согласования заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся процедур

Решение об отказе в согласовании заключения контракта должно содержать мотивированное обоснование такого решения, в т. ч. указание на выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика.

В случае выявления при рассмотрении обращения нарушений законодательства Российской Федерации о КС решение должно содержать выводы о необходимости передачи материалов обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Наиболее часто при обращении заказчиков о согласовании несостоявшейся закупки встречаются как процедурные нарушения Порядка согласования (например, к обращению приложен неполный пакет документов, заказчик предлагает согласование заключения контракта с лицом, не принимавшим участие в закупке), так и нарушения в ходе проведения закупки.

В числе последних можно выделить следующие:

  • выбор неверного способа закупки;
  • отсутствие обоснования НМЦК в документации о закупке;
  • проект контракта, являющийся составной частью документации о закупке, часто не содержит обязательные условия, установленные в ст. 34 Закона о КС, а именно порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги, сроки осуществления заказчиком приемки продукции, порядок и сроки оформления результатов приемки, ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
  • условия объявленной закупки содержат нарушения закона, влекущие ограничение круга участников закупки, например, установлены излишние требования к участникам закупки (опыт работы, регистрация участника на определенной территории), описание объекта закупки не отвечает требованиям ст. 33 Закона о КС;
  • лицо, признанное единственным участником закупки, не могло быть победителем, например, выявлен факт необоснованного отказа в допуске другим участникам;
  • закупка отсутствует в плане-графике и др.

Следует отметить, что не все выявленные нарушения могут повлечь отказ в согласовании заключения контракта.

Копия решения должна быть направлена заявителю в срок не более 10 рабочих дней с даты поступления обращения.

Контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать НМЦК, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.

Срок заключения такого контракта — не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

В случае отказа контрольного органа в согласовании возможности заключить контракт с единственным поставщиком такой контракт заключен быть не может. Заказчику необходимо будет внести изменения в план-график и осуществить закупку заново. Возможно обжалование решения контрольного органа как ненормативного правового акта в судебном порядке.

Необходимо также отметить, что направление заказчиком единственному участнику проекта контракта до получения соответствующего согласования на практике рассматривается контрольными органами как нарушение п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС и квалифицируется по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ, а должностные лица, ответственные за принятие решения о заключении и направлении контракта единственному участнику (как правило, это лица, подписавшие контракт со стороны заказчика), подвергаются наказанию в виде штрафа в размере 50 тыс. руб.

Пример

В решении Комиссии УФАС России по Республики Адыгея от 18.03.2014 указано, что в ходе рассмотрения обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком было установлено: «В нарушение п. 27 ст. 34 Закона о КС в контракт не включено обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком.

В соответствии с п. 11.3 проекта контракта документации об аукционе контракт составлен в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, по одному для каждой сторон, что не соответствует положениям ст. 70 Закона о КС, в соответствии с которой контракт с победителем электронного аукциона заключается в электронной форме».

Однако указанные нарушения законодательства о закупках, по мнению комиссии УФАС России, не повлияли на итоги определения поставщика.

Согласование при несостоявшейся закрытой процедуре закупок

Пункт 24 ч. 1 ст. 93 Закона о КС предусматривает ситуацию, когда закрытая закупка признается несостоявшейся и заказчик принимает решение в соответствии с положениями ч. 9 ст. 89 и ст. 92 Закона о КС об осуществлении закупки у единственного поставщика.

По данному основанию осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно только по согласованию с уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций федеральным органом исполнительной власти — ФАС России.

Согласование осуществляется в общем случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся (ст. 92 Закона о КС), а также в частных случаях, если закрытый аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что:

  • по результатам рассмотрения заявок принято решение об отказе в допуске к участию в закрытом аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в закрытом аукционе (ч. 8, 9 ст. 89 Закона о контрактной системе);
  • по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником (ч. 8, 9 ст. 89 Закона о КС).

Здесь следует обратить особое внимание на то, что несостоявшиеся закрытые процедуры допускают на сегодняшний день возможность заключить контракт даже в случае, если не было подано заявок вообще и в случае, если по итогам рассмотрения были отклонены все заявки (в отличие от открытых процедур, когда при отсутствии претендента на заключение контракта проводится новая закупка).

Обращение о согласовании направляется в срок не позднее 10 дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся.

Содержание обращения различается в зависимости от того, есть ли претендент на заключение контракта:

Если есть претендент

Если нет претендента

(подана только одна заявка на участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе (при условии, что такая заявка соответствует требованиям Закона о КС и документации о закупке) или только одна заявка на участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе признана соответствующей требованиям Закона о КС и документации о закупке):

(не подано ни одной заявки на участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе или все поданные на участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе заявки отклонены):

— копии всех протоколов, составленных в ходе закупки;

— копии всех протоколов, составленных в ходе закупки;

— копия письма ФАС России о согласовании применения закрытого способа закупки;

— копия письма ФАС России о согласовании применения закрытого способа закупки;

— дата и номер извещения об осуществлении закупки или копии приглашений принять участие в закупке;

— дата и номер извещения об осуществлении закупки или копии приглашений принять участие в закупке;

— копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);

 — копия документации о закупке, а также разъяснения и изменения к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);

— заявки участников на участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе.

— заявки участников (при наличии) на участие в закупке;

— информация о поставщике (наименование, место нахождения, ИНН), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона о КС и документации о закупке;

— документ о согласии указываемого в обращении поставщика заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупке и по цене, не превышающей НМЦК, указанную в извещении или приглашении принять участие в определении поставщика.

Порядок рассмотрения обращения и решения, которые могут быть приняты комиссией контрольного органа, аналогичны тем, которые предусмотрены Порядком согласования для согласования заключения контракта по результатам несостоявшихся открытого конкурса и запроса предложений.

Контракт должен быть заключен с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше НМЦК (цены лота), указанной в документации о закупке, или цены контракта, предложенной в заявке соответствующего участника закупки. Срок заключения такого контракта — не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль