Проблемы применения постановления Правительства РФ № 102

1182
Прокомментируем в статье проблемы применения постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102: трактовку понятия «заказчик», то, на каком этапе правомерно отклонять заявку на участие, и др.

Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу 2015 г., вынудила Правительство РФ срочно разработать так называемый антикризисный план. Сжатые сроки, установленные для его подготовки и реализации, стали причиной принятия Правительством РФ постановления от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102), которое теоретически должно было носить протекционистский характер по отношению к целому ряду указанных в нормативном правовом акте медицинских изделий, произведенных в странах Таможенного союза и Республике Армения. Вместе с тем положения Постановления № 102 сформулированы таким образом, что их применение на практике справедливо вызывает множество вопросов. Попробуем ответить хотя бы на часть из них.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Трактовка понятия «заказчик»

Как следует из п. 2 Постановления № 102, при наличии описанных в акте условий заказчик обязан отклонить заявки участников отбора поставщика. Очевидно, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе полномочиями по рассмотрению заявок наделен не заказчик, а соответствующая способу определения поставщика комиссия, которая к тому же может состоять не только из должностных лиц заказчика, но и уполномоченного органа или специализированной организации. Таким образом, под указанным в п. 2 Постановления № 102 понятием «заказчик» следует понимать орган, осуществляющий рассмотрение заявок.

Правомерный этап отклонения заявки

Постановлением № 102 определен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для цели осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень). Абсолютное большинство из входящих в Перечень товаров в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе должно закупаться посредством открытого аукциона в электронной форме. В связи с этим возникает вопрос: признавать заявку несоответствующей требованиям Постановления № 102 на участие в электронном аукционе следует при рассмотрении первых или вторых частей заявок?

Проблемы применения постановления Правительства РФ № 102

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

В поисках ответа на него целесообразно отталкиваться от положений п. 2 Постановления № 102, в соответствии с которыми комиссия отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

И если сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара должны содержаться в первой части заявки участника в силу Закона о контрактной системе, то указание на наименование производителя товара в первой части заявки заказчик в соответствии со вступившими с начала 2015 г. изменениями в Закон о контрактной системе требовать не вправе. Проблема заключается еще и в том, что сертификат по форме СТ-1, который по смыслу п. 3 Постановления № 102 должен содержаться в заявке лица, предлагающего к поставке товар, происходящий из России, Белоруссии, Казахстана или Армении, не содержит указания на производителя товара (форма сертификата предусматривает указание исключительно лица, осуществляющего экспорт партии товара).

Предлагаемое решение проблемы заключается в следующем: устанавливать в документации об аукционе требование о предоставлении в составе вторых частей заявок копий регистрационных удостоверений, которые в соответствии с положениями ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» должны иметь все медицинские изделия. Кроме того, регистрационные удостоверения содержат наименование производителя товара.

Таким образом, реализацию требований, установленных в п. 2 Постановления № 102, предлагается производить на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на основании соотнесения сведений, указанных в первых и вторых частях заявок.

Дополнительным доводом в пользу указанного предложения является тот факт, что только на этапе рассмотрения вторых частей заявок комиссия имеет возможность установить, содержит ли заявка участника, предложившего в первой части заявки товар, происходящий из России, Белоруссии, Казахстана или Армении, сертификат по форме СТ-1. Хотя минусом предложенного варианта толкования способа применения Постановления № 102 является тот факт, что предложившее иностранный товар лицо может лишиться обеспечения заявки (в случае если трижды за квартал вторые части его заявок будут признаны не соответствующими требованиям документации и законодательства при проведении электронных аукционов на одной и той же электронной торговой площадке). Однако применение Постановления № 102 на этапе рассмотрения первых частей заявок и вовсе невозможно по причине того, что комиссии на данном этапе осуществления определения поставщика в подавляющем большинстве случаев не будут известны наименования производителей товаров.

Отметим, что за непредоставление копий сертификатов по форме СТ-1 в составе вторых частей заявок признавать несоответствующими требованиям документации следует исключительно заявки участников, предложивших в составе первой части товары, произведенные в России, Белоруссии, Казахстане или Армении, поскольку сертификаты по форме СТ-1 в отношении товаров, произведенных в иных государствах, не выдаются.

Более того, формально в соответствии с положениями п. 3.1 Приложения 1 к приказу ТПП РФ от 25.08.2014 № 64 (далее — Приказ № 64) сертификаты по форме СТ-1 в отношении товаров, произведенных в Республике Армения, на данный момент также не выдаются.

В случае, когда подано не менее двух удовлетворяющих требованиям, предусмотренным п. 2 Постановления № 102, заявок, признание вторых частей заявок соответствующими документации об аукционе, содержащих предложение о поставке иностранных товаров, следует осуществлять на основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Объединение товаров из Перечня с другими медизделиями

На вопрос о том, можно ли объединять товары, вошедшие в Перечень, с другими медицинскими изделиями, отвечаем положительно. По крайней мере, действующее законодательство о контрактной системе не содержит запрета на такое объединение, к тому же подобных запретов не содержится и в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Другие противоречия Приказа № 64 с Постановлением № 102

Продолжая тему о том, что Приказ № 64 не удовлетворяет нуждам Постановления № 102, отметим еще ряд проблем. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное Приказом № 64 (далее — Положение) разработано и вступило в силу раньше Постановления № 102, в связи с чем в Положении имеется целый ряд противоречий, затрудняющих реализацию акта на практике.

Так, в соответствии с п. 3.1 Положения сертификаты по форме СТ-1 выдаются уполномоченными ТПП РФ лицами заинтересованным участникам закупок (заявителям) на товары, указанные в пп. 1–14, 28 и 43–66 перечня, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Однако о товарах из Перечня, установленного рассматриваемым в настоящей статье Постановлением № 102, упоминание в Положении отсутствует.

Не вполне понятно и то, как следует поступать лицам, которые, например, предлагают к поставке товар, производящийся и реализуемый исключительно на территории России. Ведь Правила определения страны происхождения товаров действуют в отношении товаров, происходящих из государств — участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 и находящихся в торговом обороте между этими государствами. Иными словами, сертификаты по форме СТ-1 выдаются лишь в том случае, если товар находится в обороте между по меньшей мере двумя разными государствами.

Думается, что указанные проблемы могут быть решены только путем внесения изменений в Приказ № 64 и утвержденное им Положение.

Предложения по корректировке Постановления № 102

Само Постановление № 102 нуждается в корректировке. Так, утвержденный им Перечень содержит ошибки в номерах кодов ОКПД. Например, очевидно, что вместо указанного в Перечне кода 24.42.12.131 должен быть код 24.42.24.131 «Салфетки (повязки), расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи», а вместо кода 24.42.12.120 должен быть код 24.42.24.120 «Вата, марля и аналогичные изделия, пропитанные или покрытые лекарственными средствами или расфасованные».

Безусловно, нуждается в доработке и сам текст Постановления № 102, поскольку допускает вариативность толкования его смысла.

Отметим, что, по нашему мнению, заказчик вправе размещать техническое задание на группу медицинских изделий, входящих в Перечень, под требования которого не подходит ни одно из изделий, произведенных в странах Таможенного союза и Республике Армения. Однако в таком случае заказчику следует надлежащим образом обосновать необходимость в наличии таких характеристик товара, которыми не обладают товары, происходящие из России, Белоруссии, Казахстана, Армении — в противном случае жалоба участника отбора поставщика в органы ФАС России на ограничение конкуренции может быть признана обоснованной.

Кроме того, в случае если на участие в аукционе подана заявка, в которой указано медицинское изделие из Перечня, произведенное в странах Таможенного союза или Армении, совпадающее по наименованию с указанным в документации, но не соответствующее требованиям к показателям, установленным документацией, то такая заявка должна быть признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку наименование медицинского товара в соответствии с Перечнем не равно указанию на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец. В связи с этим отказ в допуске к аукциону производится на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль