Проблемы применения постановления Правительства РФ № 102

885
Прокомментируем в статье проблемы применения постановления Правительства РФ от 05.02.2015 № 102: трактовку понятия «заказчик», то, на каком этапе правомерно отклонять заявку на участие, и др.

Непростая экономическая ситуация, сложившаяся в России к началу 2015 г., вынудила Правительство РФ срочно разработать так называемый антикризисный план. Сжатые сроки, установленные для его подготовки и реализации, стали причиной принятия Правительством РФ постановления от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102), которое теоретически должно было носить протекционистский характер по отношению к целому ряду указанных в нормативном правовом акте медицинских изделий, произведенных в странах Таможенного союза и Республике Армения. Вместе с тем положения Постановления № 102 сформулированы таким образом, что их применение на практике справедливо вызывает множество вопросов. Попробуем ответить хотя бы на часть из них.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Трактовка понятия «заказчик»

Как следует из п. 2 Постановления № 102, при наличии описанных в акте условий заказчик обязан отклонить заявки участников отбора поставщика. Очевидно, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе полномочиями по рассмотрению заявок наделен не заказчик, а соответствующая способу определения поставщика комиссия, которая к тому же может состоять не только из должностных лиц заказчика, но и уполномоченного органа или специализированной организации. Таким образом, под указанным в п. 2 Постановления № 102 понятием «заказчик» следует понимать орган, осуществляющий рассмотрение заявок.

Правомерный этап отклонения заявки

Постановлением № 102 определен Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для цели осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Перечень). Абсолютное большинство из входящих в Перечень товаров в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе должно закупаться посредством открытого аукциона в электронной форме. В связи с этим возникает вопрос: признавать заявку несоответствующей требованиям Постановления № 102 на участие в электронном аукционе следует при рассмотрении первых или вторых частей заявок?

Проблемы применения постановления Правительства РФ № 102

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

В поисках ответа на него целесообразно отталкиваться от положений п. 2 Постановления № 102, в соответствии с которыми комиссия отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

И если сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара должны содержаться в первой части заявки участника в силу Закона о контрактной системе, то указание на наименование производителя товара в первой части заявки заказчик в соответствии со вступившими с начала 2015 г. изменениями в Закон о контрактной системе требовать не вправе. Проблема заключается еще и в том, что сертификат по форме СТ-1, который по смыслу п. 3 Постановления № 102 должен содержаться в заявке лица, предлагающего к поставке товар, происходящий из России, Белоруссии, Казахстана или Армении, не содержит указания на производителя товара (форма сертификата предусматривает указание исключительно лица, осуществляющего экспорт партии товара).

Предлагаемое решение проблемы заключается в следующем: устанавливать в документации об аукционе требование о предоставлении в составе вторых частей заявок копий регистрационных удостоверений, которые в соответствии с положениями ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» должны иметь все медицинские изделия. Кроме того, регистрационные удостоверения содержат наименование производителя товара.

Таким образом, реализацию требований, установленных в п. 2 Постановления № 102, предлагается производить на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на основании соотнесения сведений, указанных в первых и вторых частях заявок.

Дополнительным доводом в пользу указанного предложения является тот факт, что только на этапе рассмотрения вторых частей заявок комиссия имеет возможность установить, содержит ли заявка участника, предложившего в первой части заявки товар, происходящий из России, Белоруссии, Казахстана или Армении, сертификат по форме СТ-1. Хотя минусом предложенного варианта толкования способа применения Постановления № 102 является тот факт, что предложившее иностранный товар лицо может лишиться обеспечения заявки (в случае если трижды за квартал вторые части его заявок будут признаны не соответствующими требованиям документации и законодательства при проведении электронных аукционов на одной и той же электронной торговой площадке). Однако применение Постановления № 102 на этапе рассмотрения первых частей заявок и вовсе невозможно по причине того, что комиссии на данном этапе осуществления определения поставщика в подавляющем большинстве случаев не будут известны наименования производителей товаров.

Отметим, что за непредоставление копий сертификатов по форме СТ-1 в составе вторых частей заявок признавать несоответствующими требованиям документации следует исключительно заявки участников, предложивших в составе первой части товары, произведенные в России, Белоруссии, Казахстане или Армении, поскольку сертификаты по форме СТ-1 в отношении товаров, произведенных в иных государствах, не выдаются.

Более того, формально в соответствии с положениями п. 3.1 Приложения 1 к приказу ТПП РФ от 25.08.2014 № 64 (далее — Приказ № 64) сертификаты по форме СТ-1 в отношении товаров, произведенных в Республике Армения, на данный момент также не выдаются.

В случае, когда подано не менее двух удовлетворяющих требованиям, предусмотренным п. 2 Постановления № 102, заявок, признание вторых частей заявок соответствующими документации об аукционе, содержащих предложение о поставке иностранных товаров, следует осуществлять на основании п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Объединение товаров из Перечня с другими медизделиями

На вопрос о том, можно ли объединять товары, вошедшие в Перечень, с другими медицинскими изделиями, отвечаем положительно. По крайней мере, действующее законодательство о контрактной системе не содержит запрета на такое объединение, к тому же подобных запретов не содержится и в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Другие противоречия Приказа № 64 с Постановлением № 102

Продолжая тему о том, что Приказ № 64 не удовлетворяет нуждам Постановления № 102, отметим еще ряд проблем. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденное Приказом № 64 (далее — Положение) разработано и вступило в силу раньше Постановления № 102, в связи с чем в Положении имеется целый ряд противоречий, затрудняющих реализацию акта на практике.

Так, в соответствии с п. 3.1 Положения сертификаты по форме СТ-1 выдаются уполномоченными ТПП РФ лицами заинтересованным участникам закупок (заявителям) на товары, указанные в пп. 1–14, 28 и 43–66 перечня, предусмотренного приложением к постановлению Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Однако о товарах из Перечня, установленного рассматриваемым в настоящей статье Постановлением № 102, упоминание в Положении отсутствует.

Не вполне понятно и то, как следует поступать лицам, которые, например, предлагают к поставке товар, производящийся и реализуемый исключительно на территории России. Ведь Правила определения страны происхождения товаров действуют в отношении товаров, происходящих из государств — участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 и находящихся в торговом обороте между этими государствами. Иными словами, сертификаты по форме СТ-1 выдаются лишь в том случае, если товар находится в обороте между по меньшей мере двумя разными государствами.

Думается, что указанные проблемы могут быть решены только путем внесения изменений в Приказ № 64 и утвержденное им Положение.

Предложения по корректировке Постановления № 102

Само Постановление № 102 нуждается в корректировке. Так, утвержденный им Перечень содержит ошибки в номерах кодов ОКПД. Например, очевидно, что вместо указанного в Перечне кода 24.42.12.131 должен быть код 24.42.24.131 «Салфетки (повязки), расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи», а вместо кода 24.42.12.120 должен быть код 24.42.24.120 «Вата, марля и аналогичные изделия, пропитанные или покрытые лекарственными средствами или расфасованные».

Безусловно, нуждается в доработке и сам текст Постановления № 102, поскольку допускает вариативность толкования его смысла.

Отметим, что, по нашему мнению, заказчик вправе размещать техническое задание на группу медицинских изделий, входящих в Перечень, под требования которого не подходит ни одно из изделий, произведенных в странах Таможенного союза и Республике Армения. Однако в таком случае заказчику следует надлежащим образом обосновать необходимость в наличии таких характеристик товара, которыми не обладают товары, происходящие из России, Белоруссии, Казахстана, Армении — в противном случае жалоба участника отбора поставщика в органы ФАС России на ограничение конкуренции может быть признана обоснованной.

Кроме того, в случае если на участие в аукционе подана заявка, в которой указано медицинское изделие из Перечня, произведенное в странах Таможенного союза или Армении, совпадающее по наименованию с указанным в документации, но не соответствующее требованиям к показателям, установленным документацией, то такая заявка должна быть признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку наименование медицинского товара в соответствии с Перечнем не равно указанию на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец. В связи с этим отказ в допуске к аукциону производится на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль