Оценка конкурсных заявок: ограничения

2137
Оценка конкурсной заявки является ключевой стадией закупки. Расскажем в статье методику для минимизации риска необъективной оценки конкурсных заявок, ведь именно от этого зависит, насколько ответственный поставщик будет выбран в итоге.

Из этой статьи вы узнаете:

  • базовые подходы к методологии оценки;
  • три неотъемлемых составляющих порядка оценки и сопоставления заявок;
  • оценка заявки: как правильно посчитать;
  • лучший балл или лучшее качество?

Нервно к порядку оценки заявок относятся и участники конкурса: в соревновании за разыгрываемый подряд зачастую цель оправдывает средства. Оттого и жалобы в ФАС на некорректную оценку заявок столь часты. Поэтому и мы вновь возвращаемся к теме методики сопоставления конкурсных заявок.

Законодательством о контрактной системе четко регламентированы критерии оценки конкурсных заявок и порядок применения этих критериев. Безотносительно к частным мнениям о качестве этого порядка он установлен нормативно и должен применяться императивно!

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Однако вопрос методологии оценки заявок на участие в закупке выходит как за рамки такого способа закупок, как конкурс, так и за рамки контрактной системы в целом. За пределами контрактной системы законодательно предписанного порядка оценки и сопоставления заявок нет.

Тем не менее сопоставление конкурсных заявок и в коммерческих закупках не может быть произвольным: и конкурсы, объявляемые по правилам Закона № 223-ФЗ, и конкурсы, которые проводят на основании одних лишь общих гражданско-правовых норм ст. 447–449 ГК РФ, нуждаются в порядке сопоставления поданных конкурсных заявок.

Такой порядок должен позволять выбрать лучшего поставщика с лучшей продукцией по оптимальной для заказчика цене.

Важность подобной методики обуславливается еще и тем, что ее подходы используются и при оценке предложений, поданных в рамках запросов предложений. Эффективная методика оценки позволяет не только результативно провести закупку, но и снизить риск злоупотреблений при ее проведении и манипуляции ее результатами.

Оценка конкурсных заявок: ограничения

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Именно на обеспечение транспарентности направлена классическая методика выставления баллов, при которой они высчитываются по заранее опубликованным формулам.

Оценка заявки: как правильно посчитать

В рамках этой методики для минимизации риска необъективной оценки заявки и манипуляции результатами закупки от заказчика требуется заранее опубликовать критерии и порядок оценки заявки.

Критериями оценки заявки, как правило, являются те исчисляемые показатели, по которым эти заявки и будут сравнивать на стадии сопоставления. Не стоит смешивать критерии c требованиями к участникам закупки: требования устанавливаются в виде константы, и несоответствие даже одному из них влечет автоматический недопуск заявки к стадии сопоставления. В отличие от требований критерии оценки заявки влияют не на ее допуск к сопоставлению, а на ее шансы на победу. Так, например, по условиям закупочной документации заявка участника принимается к стадии сопоставления даже в том случае, если он не предоставил ни одного ранее исполненного контракта с аналогичным предметом. Однако чем больше таких контрактов он продемонстрирует, тем выше его шансы на победу. При этом и критерии сопоставления могут быть установлены так, что в самой их формулировке содержатся и требования к заявке. К примеру, «начальная (максимальная) цена не выше 1 000 000 руб.», как правило, означает, что цена будет критерием сопоставления заявок, однако заявка с ценой более 1 млн руб. к сопоставлению допущена не будет.

В случае ценового соревнования (аукциона или запроса котировок) используется один критерий сопоставления — цена. В этой ситуации для определения победителя бывает достаточно сопоставить цены и выбрать среди них минимальную. Но как быть, если помимо цены для заказчика важен такой критерий, как стоимость обслуживания? Очевидно, что здесь не получится сложить две указанные в заявке суммы (цену контракта и стоимость обслуживания) и сравнить получившиеся результаты. При наличии нескольких критериев в закупочной документации должен быть указан по крайней мере удельный вес каждого из них.

Если же среди критериев фигурируют не только ценовые, но и неценовые, то кроме указания удельного веса необходимо определить порядок присвоения баллов по каждому из критериев — это могут быть диапазоны, формулы и т. п. Главное, чтобы каждый показатель по всем критериям, указанным в заявке, на основании такого порядка мог быть оценен с присвоением определенного количества баллов. После этого каждый балл умножается на соответствующий данному критерию удельный вес, полученные результаты суммируются, а суммы, в свою очередь, сопоставляются между собой практически так же, как цены по итогам аукциона. Только победителем становится не предложивший наименьшую цену, а набравший наибольшее количество баллов.

Описанная выше схема может считаться классической, и именно ее наличия в закупочной документации, как правило, требуют от заказчика антимонопольные органы. В соответствии с этим подходом каждый потенциальный поставщик в идеале еще до подачи заявки должен понимать, сколько баллов наберет его предложение, или хотя бы представлять, как присваиваются эти баллы и почему в итоговом ранжировании он имеет именно такой результат. Подобный подход в действительности осложняет работу недобросовестным заказчикам и в известной степени снижает риск манипуляции результатами закупки, однако вместе с тем имеет существенные ограничения эффективной применимости.

3 неотъемлемых составляющих порядка оценки и сопоставления заявок

  1. Критерии сопоставления заявок
  2. Формула или иной порядок присвоения баллов по каждому из критериев
  3. Удельный вес каждого критерия

Лучший балл или лучшее качество?

Первое и самое очевидное ограничение — сопоставление по неизмеряемым показателям. Работа описанной выше схемы понятна в ситуации, когда каждый из критериев изначально выражается в абсолютных показателях, таких как численность сотрудников, размеры складских помещений, количество исполненных контрактов, гарантийные сроки, в конце концов, те же самые рубли. Но в отличие от требований к участникам закупки критерии сопоставления заявок могут быть неизмеряемыми. Как быть, например, в ситуации, когда заявки оцениваются в т. ч. по качеству представленного в них проекта выполнения работ?

В этой ситуации ключевым требованием к закупочной документации становится наличие универсального и прозрачного механизма присвоения баллов по таким неизмеряемым критериям. Качество того же проекта может оцениваться путем голосования комиссии с выставлением баллов по итогам этого голосования, при этом необходимо зафиксировать порядок голосования и принципы выставления баллов в закупочной документации.

Неопытные заказчики зачастую боятся, что после публикации в документации критериев и порядка оценки поставщики смогут «просчитать» их так, чтобы сделать свою заявку лучшей. Сами по себе эти опасения не могут быть основанием для отказа от прозрачного порядка сопоставления заявок — все равно целью конкуренции в закупке как раз и является получение от поставщика лучших условий. Кроме того, вероятность «просчитать заявку» существенно снижается в том случае, если в формулу присвоения баллов, по крайней мере по одному значимому коэффициенту, включить в качестве переменной лучшие из предложенных участниками данной закупки условия и именно с этими лучшими условиями сравнивать остальные заявки (как то предписано, например, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Вместе с тем нужно признать, что в обозначенных выше опасениях есть рациональное зерно: опытный поставщик может составить свою заявку так, что даже фактически низкое качество будет претендовать на высшие баллы по формальному соответствию критериям. Таким образом, второе и более сложное ограничение — качественное различие содержания формально идентичных измеряемых показателей в заявках разных участников.

Пример

В заявках двух участников представлено одинаковое количество контрактов на сопоставимые суммы, и, значит, по критерию «опыт выполнения аналогичных работ» они должны получить равное количество баллов, но при этом фактически выполненные работы одного из них были несравненно сложнее и требовали несравненно большей компетенции, чем подтвержденные контрактом работы второго. Однако в данной ситуации даже добросовестный заказчик не может выбрать более опытного исполнителя, поскольку это было бы нарушением его собственного порядка оценки и сопоставления заявок.

Эта же проблема характерна для сопоставления различных товарных знаков даже одной страны происхождения — когда два производителя одной и той же страны формально предлагают аналоги, качество этих аналогов может быть несопоставимо. Так, лишь практикой можно выяснить, что в пределах допустимого брака химические реагенты одного из производителей не срабатывают в 90% случаев, а химические реагенты второго — лишь в 10% случаев. Но и в этой ситуации оба участника закупки имеют формально равные позиции, и поставщику менее качественной продукции для победы достаточно бывает лишь незначительно снизить свою цену.

Приведенные в качестве примера случаи, когда явно ограничен эффект классического метода оценки и сопоставления заявок, не касаются большинства закупок. Однако для закупок сложных и нетиповых это очень характерно. В подобных ситуациях цели прозрачной конкуренции формально входят в противоречие с целями эффективной закупки, хотя, как правило, именно конкуренция является ключевым фактором эффективной закупки.

Представляется, что в случае подобного противоречия не что иное, как эффективность как ключевой фактор закупочной деятельности должна ставиться во главу угла. Но только для ее обеспечения используется уже не прозрачность порядка сопоставления заявок, а экспертиза заказчика при осуществлении такого сопоставления.

Здесь же уместно вспомнить, что при определении понятия того же запроса предложений законодателем для описания заявки победителя используется формулировка «наилучшее соответствие потребностям заказчика». Из этой формулировки можно сделать вывод о том, что лишь заказчик обладает достаточными компетенциями для определения того предложения, которое в наибольшей степени соответствует его потребностям.

Очевидно, что этот подход актуален далеко не для всех закупок и эффективен лишь при условии добросовестности заказчика и тех его сотрудников, которые осуществляют экспертизу заявок в рамках данной закупки.

Однако в ряде случаев закупка может быть эффективной лишь тогда, когда закупочная комиссия проведет работу не просто по подсчету баллов, а по анализу качества представленного участником закупки предложения.

В поисках идеала

Оба изложенных выше базовых подхода к методологии оценки — публикация формулы оценки и экспертиза предложения — не являются ни универсальными, ни идеальными. Первый подход может помешать заказчику выбрать действительно лучшего поставщика в нестандартной закупке, а второй несет риск злоупотреблений и уже умышленного выбора не лучшего, а аффилированного с заказчиком поставщика.

На практике заказчику придется выбирать один из этих подходов в каждой конкретной закупке, опираясь на возможность формальной оценки и важность предполагаемого контракта.

Во избежание спора с контролирующими органами публикацию порядка и критериев оценки можно рекомендовать использовать в качестве базового подхода. Идеальным вариантом было бы органичное сочетание обоих способов. Впрочем, отыскать универсальный вариант такого сочетания поможет лишь практика.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль