Общественный контроль в сфере закупок

3419
Рассмотрим в статье понятие "общественного контроля в сфере закупок", какими полномочиями обладают общественные объединения при осуществлении контроля в сфере закупок, т.к. иногда возникают правовые проблемы при его реализации.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • какие формы общественного контроля существуют;
  • в какой степени общественные организации могут проводить общественный контроль;
  • какими полномочиями они наделены общественные организации;
  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественная экспертиза.

Ключевой новацией Закона о контрактной системе стало наделение общественности правом контроля закупок. Казалось, что принятый спустя полгода после вступления в силу контрактной системы Закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — Закон № 212-ФЗ) расставит в этом вопросе все точки над «и». Однако, предоставив право обществу наблюдать за деятельностью государства в целях борьбы с коррупцией, закон не наделил это самое общество полномочиями контрольных органов.

Так образовалась правовая коллизия. Ведь, с одной стороны, субъекты общественного контроля вправе участвовать в нем, но с другой — в Законе о контрактной системе не указано, как именно органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность его осуществления. При этом полномочия общественных организаций (далее — ОО) далеко не такие же, как у контрольных органов. Поэтому на практике все чаще стали возникать правовые проблемы при реализации общественного контроля.

В какой же степени ОО могут проводить общественный контроль и какими полномочиями они наделены?

Для начала рассмотрим, какие формы общественного контроля существуют. Так, Законом № 212-ФЗ установлены следующие его виды:

  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественная экспертиза;
  • общественные обсуждения;
  • общественные (публичные) слушания;
  • другие формы взаимодействия.

Сопоставим формы общественного контроля в рамках Закона № 212-ФЗ и Закона о контрактной системе (табл.).

Правомерность контроля общественными организациями

Общественный мониторинг

Общественный мониторинг проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в т. ч. Интернета (ч. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). По его результатам субъект контроля готовит итоговый документ, который направляется на рассмотрение объекту контроля и размещается в сети.

Однако как сказано в ст. 97 Закона о контрактной системе, мониторинг закупок обеспечивается только федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы, которым является Минэкономразвития России.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 102 Закона о контрактной системе, общественные объединения вправе осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в т. ч. оценку закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона о контрактной системе. В зависимости от результатов общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок его организатор вправе инициировать (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ) проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.

Иных действий по результатам проведения общественного мониторинга Законом № 212-ФЗ не предусмотрено.

Следовательно, в рамках проведения общественного мониторинга субъект контроля не вправе направлять заказчику запрос о предоставлении информации, а сам мониторинг должен проводиться исключительно путем наблюдения информации, размещенной в Интернете.

Общественный контроль в сфере закупок

Источники регулирования общественного контроля в российском законодательстве

Общественная проверка

Организатор общественной проверки вправе запросить у проверяемого органа или организации необходимые для ее проведения документы и другие материалы (ч. 6 ст. 20 Закона № 212-ФЗ). Однако в такой конструкции не учтены две ключевые составляющие — обязанность довести до сведения руководителя проверяемой организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов, а также то, кто вправе легально проводить общественную проверку. И если первая составляющая заключается в формальном доведении объекту общественного контроля распорядительных и иных актов относительно всех действий и регламентов субъекта контроля, то вторая позволяет выявить правовую коллизию норм.

Как говорится в ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ инициаторами общественной проверки может быть ограниченное количество лиц. Ими могут выступать Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, Общественная палата РФ.

Общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля могут являться инициаторами общественной проверки только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Следовательно, ОО, как иные субъекты общественного контроля, претендующие на осуществление общественной проверки, обязаны проводить ее только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ. Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрено такой формы контроля, как общественная проверка.

Таким образом, ОО не вправе быть инициатором общественной проверки в рамках контроля в контрактной системе в сфере закупок.

Общественная экспертиза

Проведение общественной экспертизы обязательно в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ).

Общественная экспертиза может проходить по инициативе объекта контроля. ОО могут быть инициаторами проведения общественной экспертизы только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным законом.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев закупок у монополистов; услуг экспертов, экспертных организаций; если результатом контракта является проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу. При этом в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Получается, что ОО не вправе быть инициатором общественной экспертизы в рамках контроля в контрактной системе в сфере закупок, а заказчик вправе для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, привлечь ОО, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.

Продолжение статьи читайте в журнале "Госзакупки.ру" и вы узнаете о полномочиях общественных контроллеров и о практике подачи жалоб общественных организаций после контроля закупок.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Источники регулирования общественного контроля в российском законодательстве.jpg


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль