text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Общественный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

  • 2 ноября 2018
  • 7154

Дадим ответ на вопрос: что такое общественный контроль по 44-ФЗ, узнайте о целях и формах, а также, кто может осуществлять данный контроль и какими полномочиями обладает при осуществлении контроля в сфере закупок.

Кто уполномочен проводить общественный контроль

Ключевой новацией Закона 44-ФЗ стало наделение общественности правом контроля закупок. Большую роль сыграло принятие Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Кто вправе осуществлять общественный контроль по 44-ФЗ? Какими полномочиями субъекты общественного контроля наделены?

Субъекты общественного контроля по 44-ФЗ перечислены в ч. 1 ст. 102 Закона № 44-ФЗ. Итак, общественный контроль вправе осуществлять по ФЗ 44:

  • граждане;
  • общественные объединения (далее – ОО);
  • объединения юрлиц.

В соответствии со ст. 7 Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ, последние могут быть образованы в одной из следующих форм:

  • общественная организация;
  • общественный фонд;
  • политическая партия;
  • общественное движение;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

Государственные органы и муниципалитеты обязаны обеспечить казанным лицам возможность проведения контроля.

Цели и формы общественного контроля по 44-ФЗ

Цели и формы контроля

Общественный контроль по 44-ФЗ проводится в целях:

  • реализации принципов системы госзакупок;
  • развития и усовершенствования контрактной системы;
  • выявления и предупреждения нарушений нормативных актов в области госзакупок;
  • информирования контрольных органов в случае выявления правонарушений.

Законом № 212-ФЗ установлены следующие виды общественного контроля:

  • общественный мониторинг;
  • общественная проверка;
  • общественная экспертиза;
  • общественные обсуждения;
  • общественные (публичные) слушания; другие формы взаимодействия.

Рассмотрим некоторые из них применительно к 44-ФЗ.

Правительство выстраивает вертикаль контроля

Сферу контроля оптимизируют, проверки упорядочат, а работу заказчиков перестроят. Муниципалитеты лишат полномочий контрольных органов. Контролерам всех уровней запретят проводить для заказчиков централизованные закупки.

Подробнее

Общественный мониторинг

Общественный мониторинг является одной из форм контроля. Он проводится публично и открыто с использованием информационно-телекоммуникационных систем, в т. ч. Интернета (ч. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ). По его результатам субъект контроля готовит итоговый документ, который направляется на рассмотрение объекту контроля и размещается в сети.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ, общественные объединения и объединения юрлиц вправе осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в т. ч. оценку закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ. В зависимости от результатов общественного мониторинга закупок и оценки эффективности закупок его организатор вправе инициировать (ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ) проведение общественного обсуждения, общественных (публичных) слушаний, общественной проверки, общественной экспертизы.

В рамках проведения общественного мониторинга субъект контроля вправе направлять заказчику запрос о предоставлении информации (п. 2 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ).

Общественная проверка

Организатор общественной проверки вправе запросить у проверяемого органа или организации необходимые для ее проведения документы и другие материалы (ч. 6 ст. 20 Закона № 212-ФЗ). Однако в такой конструкции не учтены две ключевые составляющие — обязанность довести до сведения руководителя проверяемой организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов, а также то, кто вправе легально проводить общественную проверку. И если первая составляющая заключается в формальном доведении объекту общественного контроля распорядительных и иных актов относительно всех действий и регламентов субъекта контроля, то вторая позволяет выявить правовую коллизию норм.

Как говорится в ч. 2 ст. 20 Закона № 212-ФЗ инициаторами общественной проверки может быть ограниченное количество лиц. Ими могут выступать Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, уполномоченные по правам человека, по правам ребенка, по защите прав предпринимателей, по правам коренных малочисленных народов в субъектах РФ, Общественная палата РФ.

Общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты муниципальных образований и иные субъекты общественного контроля могут являться инициаторами общественной проверки только в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Следовательно, ОО, как иные субъекты общественного контроля, претендующие на осуществление общественной проверки, обязаны проводить ее только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ. Вместе с тем Законом № 44-ФЗ не предусмотрено такой формы контроля, как общественная проверка.

Таким образом, ОО не вправе быть инициатором общественной проверки в рамках контроля в контрактной системе в сфере закупок. В свою очередь п. 4 ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ дает ОО право подавать в контрольные органы заявление о проведении мероприятий в рамках Закона № 44-ФЗ.

Кто и как проверяет закупки

Кто и как проверяет закупкиОксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до исполнения обязательств по контракту. Главные контролирующие органы – ФАС и Федеральное казначейство. Однако не только эти два ведомства контролируют работу заказчика. Читайте, кто еще проверяет процедуры закупок и на что обращают внимание проверяющие.

Читать статью



Общественная экспертиза

Проведение общественной экспертизы обязательно в отношении актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов в случаях, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 22 Закона № 212-ФЗ). Общественная экспертиза может проходить по инициативе объекта контроля. ОО могут быть инициаторами проведения общественной экспертизы только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с указанным законом.

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев закупок у монополистов; услуг экспертов, экспертных организаций; если результатом контракта является проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу и т.д. При этом в соответствии с п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла.

Получается, что ОО не вправе быть инициатором общественной экспертизы в рамках контроля в контрактной системе в сфере закупок, а заказчик вправе для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, привлечь ОО, соответствующую требованиям Закона 44-ФЗ.

Дополнительные полномочия объединений в сфере контроля в рамках 44-ФЗ

В ч. 3 ст. 102 Закона № 44-ФЗ содержится ряд полномочий, которые трудно отнести к той или иной форме общественного контроля в рамках Закона № 212-ФЗ.

Однако данные полномочия стоит указать, т.к. они являются важными для понимания общественного контроля в рамках Закона № 44-ФЗ. Итак, объединения юрлиц и ОО кроме проведения мониторинга имеют право:

  • готовить предложения по усовершенствованию нормативных актов в области госзакупок;
  • при выявлении признаков преступления в действиях госзаказчиков, контрактных управляющих и т.п. обращаться в правоохранительные органы;
  • защищать интересы группы лиц путем обращения в судебные органы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Источники регулирования общественного контроля в российском законодательстве.jpg

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.