Заключение контракта с физическим лицом

8524
Рассмотрим в статье подводные камни при заключении контрактов с физическими лицами и особенности взаимоотношений с такими контрагентами.

Закон о контрактной системе (п. 4 ст. 3) говорит, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в т. ч. зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Это положение основано на конституционном требовании обеспечения свободной конкуренции (ст. 8 Конституции РФ), которое в контрактной системе декларируется как свободный доступ к определению поставщика всех заинтересованных лиц (ст. 8 Закона о контрактной системе).

Минэкономразвития России в письме от 29.01.2015 № Д28и-214 в связи с этим подчеркнуло, что Закон о контрактной системе построен на принципах равноправия, отсутствия необоснованных ограничений, добросовестной конкуренции, информационной открытости и прозрачности закупки. Что, в свою очередь, позволяет любому вышеназванному лицу быть участником закупки.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Из вышесказанного недвусмысленно вытекает вывод о том, что участником закупки среди прочего может быть и физическое лицо. Причем физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, или лицом, занимающемся частной практикой, но способное и желающее исполнить соответствующий контракт. Таким физическим лицам нельзя запретить подачу заявок на определение поставщиков (любым предусмотренным законом конкурентным способом), равно как и нельзя запретить заказчикам заключать с ними контракты как с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

В контексте конкурентных способов определения поставщиков следует оговориться, что доля участия в таковых закупках физических лиц явно незначительна. Этому имеются объективные причины, не позволяющие физлицам полноценно конкурировать с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Это, например, сложности с работой на Официальном сайте, подготовкой и оформлением заявки, обеспечением заявки и исполнения контракта.

«Управление закупками (120 часов)»

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС >>

В электронных аукционах доля участия физических лиц еще меньше: ведь им необходимо получать сертификаты электронной подписи и аккредитоваться на электронных площадках. Поэтому чаще всего физические лица рассматриваются как потенциальные контрагенты при закупках у единственного поставщика. Закон даже специально оговаривает случаи, когда контрагентом заказчика может быть только физическое лицо. Так, например, п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона о КС предусматривает возможность контракта с физическим лицом на оказание преподавательских услуг и услуг экскурсовода.

Итак, рассмотрим, на что заказчикам стоит обращать внимание в их взаимоотношениях с физическими лицами — поставщиками.

Полномочия заказчика как налогового агента

Прежде всего следует помнить, что физические лица обладают в гражданском обороте особым правовым положением. Осуществляя свою коммерческую деятельность не на постоянной (профессиональной) основе, они имеют значительные налоговые преференции организационного характера. Имеется в виду предусмотренное законодательством о налогах и сборах освобождение такой категории налогоплательщиков в целом ряде случаев от обязанности исчисления налога на доходы физических лиц и его перечисления в бюджет.

Подчеркнем, физические лица не освобождены от уплаты этого налога. Государство лишь в ряде случаев освобождает их от обязанности исчислить необходимую к уплате сумму налога и перечислить ее в бюджет. Вместо них эти обязанности возложены на так называемых налоговых агентов.

Заказчики обязаны из полагающейся к оплате физлицу суммы по контракту исчислить сумму налога на доходы физлиц, удержать ее у физического лица (т. е. вычесть из суммы денежных средств, подлежащих уплате по контракту) и уплатить в бюджет.

Сумма налога определяется заказчиком исходя из установленной в ст. 224 НК РФ налоговой ставки в размере 13% (для лиц, являющихся налоговыми резидентами) и 30% (для лиц, не являющихся налоговыми резидентами). Закон о контрактной системе говорит (п. 15 ст. 34) о том, что когда контракт заключается с физическим лицом, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

По смыслу ст. 226 НК РФ налоговые агенты — это индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых физлица получают доходы.

Однако в силу подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получившие доходы от продажи имущества, принадлежавшего им на праве собственности (за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению), обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в бюджет. В письме от 15.10.2015 № БС-4-11/17982 ФНС России специально отметила, что эта особенность распространяется и на продажу физическими лицами имущества заказчикам.

Из этого следует, что статус налоговых агентов распространяется на заказчиков, производящих оплату физическим лицам, не занимающимся предпринимательской деятельностью, за выполнение работ и оказание услуг.

Подготовка текста контракта

Условие об уменьшении суммы контракта на налоговые платежи можно рассматривать как существенное (обязательное) условие. Неупоминание такого в контракте может стать основанием для признания контракта незаключенным ввиду того, что контрагент — физическое лицо — при его заключении мог не знать о том, что оплата по контракту для него будет уменьшена на налоговые платежи! Ведь если бы, читая проект контракта, он увидел это положение, он мог бы и отказаться от подачи заявки. А если заказчик подобные условия для информирования физлица не создал, то последнему не может быть отказано в праве признать контракт незаключенным.

Именно по этой причине норму, закрепленную в п. 15 ст. 34 Закона о КС, следует толковать так: положение об уменьшении оплаты по контракту на налоговые платежи должно быть закреплено как в самом контракте, так и в проекте контракта, размещаемом вместе с документацией на Официальном сайте. Иными словами, такое положение должно стать типовым для всех проектов контрактов (поскольку заказчик не может заранее знать, подаст физическое лицо заявку или нет).

Приведенный вывод полностью соответствует разъяснению, которое содержится в письме ФАС России от 21.10.2014 № АЦ/42516/14. Антимонопольное ведомство обратило внимание на то, что Законом о КС не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений В связи с этим условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке (а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок). В этом же письме ФАС содержится и образец такого проекта контракта.

Неисполнение заказчиком этого требования (помимо риска признания контракта незаключенным) образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. А именно — утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок. За совершение такого нарушения на должностное лицо заказчика (именно на руководителя как лицо, утверждающее документацию или извещение) налагается административный штраф в размере 3 тыс. руб.

В то же время нужно иметь в виду, что Закон содержит исключения, позволяющие не включать в текст контракта условия, предусмотренные ч. 13 ст. 34 Закона о КС. Речь идет о заключении контракта с единственным поставщиком в случаях, закрепленных в ч. 15 ст. 34 Закона о КС. Заказчик может не указывать положения об уменьшении цены контракта на размер налоговых платежей без риска быть привлеченным к административной ответственности. Однако надо помнить, что освобождение от включения в контракт рассматриваемой оговорки не освобождает заказчика от обязанности налогового агента, которая возложена на него законодательством о налогах и сборах!

Таким образом, независимо от того, есть в контракте соответствующая оговорка или нет, заказчик при оплате работ и услуг уменьшает оговоренную в контракте цену на величину налога на доходы физических лиц, т. е. фактически уплачивает цену контракта, уменьшенную на 13 или 30%.

При несоблюдении этих условий (т. е. в случае перечисления физическому лицу денежной суммы, соответствующей цене контракта) заказчик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ, санкция за совершение которого предусмотрена в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию. К аналогичной ответственности заказчик привлекается в случае удержания у физического лица суммы налога, не перечисленного впоследствии в бюджет.

Пример

Показательным примером выявления антимонопольными органами нарушений в части условий контракта служит решение ФАС России от 07.05.2014 по делу № К-726/14. Комиссией ФАС России установлено отсутствие в документации об аукционе условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. Поскольку заказчик не установил в проекте контракта такое обязательное условие, это признано нарушением ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика признаков административного правонарушения по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Как быть со страховыми взносами?

Устанавливая в контракте условие об уменьшении суммы контракта на налоговые платежи (по ч. 13 ст. 34 Закона о КС), следует учитывать, что закон требует включать в контракт это условие лишь в применении к налоговым платежам. Как мы выяснили, под такими платежами понимается сумма налога на доходы физических лиц.

Однако следует учитывать, что денежная сумма, которую получает от заказчика физическое лицо, может облагаться не только налогом на доходы физических лиц, но и в некоторых случаях облагается еще и страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование), Фонд социального страхования РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (на обязательное медицинское страхование).

Требование об этом закреплено в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах).

При заключении с физическим лицом контракта на выполнение работ или оказание услуг оплата по такому контракту должна сопровождаться уплатой в пользу физического лица страховых взносов. Страховые взносы уплачиваются за счет средств заказчиков, производящих выплаты физическим лицам, а не за счет средств физлиц.

Согласно ст. 7 Закона о страховых взносах все организации (в т. ч. и заказчики) должны исчислять и уплачивать страховые взносы в случае перечисления физическим лицам выплат в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т. д. Закон специально оговаривает, что к объекту обложения страховыми взносами не относятся выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Исключением являются договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры.

В ст. 12 Закона о страховых взносах предусмотрены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд РФ — 26%; в Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%. Особенности расчета базы для начисления страховых взносов закреплены в ст. 8 Закона о страховых взносах. Таким образом, взаимоотношения с физлицами создают для заказчиков определенные сложности, связанные с обязанностями по обеспечению надлежащей финансовой дисциплины.

Если речь идет об определении поставщика конкурентным способом, от желания или нежелания заказчика заключать контракт с физлицом мало что зависит. Ведь когда заявка физлица содержит лучшее предложение и нет оснований ее отклонить или отказаться от заключения контракта, заказчик обязан заключить контракт с таким контрагентом и исполнить связанные с этим дополнительные требования закона.

При закупке у единственного поставщика заказчик имеет куда больше возможностей по выбору подходящего ему контрагента (в т. ч. физического лица), поэтому часто волен самостоятельно принимать решение о привлечении для исполнения контракта физлиц. Надеемся, что изложенный в статье материал поможет заказчикам определиться с этим выбором и послужит ориентиром для надлежащего исполнения заказчиками связанных с этим обязанностей.

Заключение контракта с физическим лицом

О других интересных темах вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль