Новые требования Закона № 223-ФЗ к положению о закупке, плану закупок и отчетности

7509
Расскажем в статье, как отразить изменения в документации и отчетах, какие документы надо дополнительно включать в реестр контрактов и как их оформлять.

Первым делом скорректируйте положение о закупке. Вы должны:

  • пересмотреть основания для закупок в электронной форме;
  • учесть новые требования к закупкам у малого и среднего предпринимательства.

Это сведет к минимуму риск нарушений и жалоб со стороны участников.

Еще один момент. В реестр контрактов вы по-прежнему направляете сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта. Но теперь обязательно добавляйте и документы, подтверждающие эти события.

Разберем каждое нововведение подробно.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Проведите аудит положения о закупке

Расширьте основания для электронных закупок

Если в вашем положении о закупке указан перечень оснований для проведения электронных закупок, расширьте его согласно новой редакции постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616.

Обновлен перечень продукции, которую закупают в электронной форме. Он увеличился в 10 раз и содержит теперь почти 150 позиций. Заказчик обязан проводить закупки в электронной форме по следующим группам товаров:

  • медицинские изделия (перевязочные материалы, фармацевтические изделия из резины, сосуды для препаратов, инструменты, протезы, мебель медицинская и др.);
  • тара (деревянная, металлическая);
  • компьютерное, электронное, оптическое, пишущее, копировальное оборудование;
  • кассовые аппараты;
  • мебель для офиса;
  • фильтры для воздуха, фильтры для топлива;
  • оборудование для ядерных реакторов;
  • трансформаторы и электромонтажное оборудование; конвейеры;
  • станки;
  • автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы;
  • весы и подъемно-транспортное оборудование;
  • металлические конструкции и крепежные изделия;
  • различные виды канцтоваров (от кнопок и лотков до скоросшивателей и фломастеров);
  • печатная продукция (в том числе книги, журналы, календари); прикладное ПО;
  • аудио- и видеозаписи;
  • услуги по полиграфии и видеозаписи;
  • услуги по продаже, буксировке, техосмотру и ремонту автомобилей;
  • услуги по розничной торговле ГСМ;
  • услуги по складированию;
  • услуги по чистке и уборке;
  • услуги по ремонту компьютеров и оборудования.

Комплектующие для оборудования (в том числе двигатели внутреннего сгорания) закупают в электронной форме, как и само оборудование.

В обновленный перечень вошли также дополнительные, не вошедшие в укрупненные группы товары. Такие как одежда для поддержания физической формы, игральные карты или металлические магниты.

Права заказчика

Вправе ли заказчик выбрать электронную площадку, на которой он будет вести процедуры в электронной форме?

Как следует из письма Минэкономразвития России от 09.12.2015 № 928и-3556, заказчик вправе самостоятельно выбрать ЭТП. Даже после вступления в силу постановления № 1217 он может выбирать для закупки в электронной форме не только удобную площадку, но и конкретный способ закупки. Для корпоративных заказчиков это может быть не только электронный аукцион, но также электронный конкурс, электронный запрос котировок или электронный запрос предложений.

Найдите подходящую ЭТП

Важно верно понимать, что такое электронные закупки. Это не просто закупка в Интернете. Правоприменительная практика выработала однозначное толкование понятия «закупка в электронной форме». Таковой может считаться исключительно закупка, которую провели на электронной торговой площадке. Такую позицию сформулировал Московский УФАС в решении от 09.07.2012 по делу № 1-00-413/77–12.

На электронной торговой площадке (ЭТП) заказчик должен иметь возможность провести все необходимые процедуры. От публикации извещения до публикации итогового протокола, а не только отдельные ее элементы. Это требование установило решение Московского УФАС от 22.03.2013 по делу № 1-00-252/77–13, а ранее — решение того же УФАС от 15.11.2012 по делу № 1–00939/77–12.

За нарушение формы закупок вам грозит штраф. Если вы проведете в «бумажной» форме такую закупку, которую обязаны были провести в электронной форме, должностному лицу будет грозить штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб., юридическому- от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Это установлено в ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Уточните требования закупок у СМП

В положении о закупке вы обязаны установить для поставщиков форму подтверждения их принадлежности к СМП.

Ранее, напомним, такую форму декларации о соответствии участника критериям СМП каждый заказчик устанавливал в произвольном виде. Ограничения по форме были прописаны лишь в ст. 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Новые требования к форме содержит постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169. Форма (по сути, декларация соответствия) теперь выглядит как таблица (см. таблицу).

Таблица. Сведения о соответствии критериям отнесения к СМП и сведения о производимых товарах, работах, услугах и видах деятельности


пп

Наименование сведений

Малые предприятия

Средние предприятия

Показатель

1

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), %

не более 25

2

Суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) иностранных юридических лиц, процентов

не более 49

3

Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся СМП, %

Не более 49

4

Средняя численность работников за предшествующий календарный год (определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия), за последние 3 года, человек

до 100 включительно

от 101 до 250 включительно

количество человек (за каждый год)

до 15 — микропредприятие

5

Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за последние 3 года, млн руб.

800

2000

указывается в млн руб. (за каждый год)

120 в год — микропредприятие

6

Сведения о видах деятельности юридического лица согласно учредительным документам или о видах деятельности физического лица, внесенного в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2

7

Сведения о производимых СМП товарах, работах, услугах с указанием кодов ОКВЭД2 и ОКПД2

8

Сведения об участии в утвержденных программах партнерства отдельных заказчиков с СМП

да (нет)
(в случае участия -)

9

Наличие сведений о СМП в реестре участников программ партнерства

да (нет)
(при наличии -)

10

Наличие опыта исполнения государственных, муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений либо договоров, заключенных с юридическими лицами, подпадающими под действие Закона № 223-ФЗ

да (нет)
(при наличии -)

11

Сведения о наличии опыта производства и поставки продукции, включенной в реестр инновационной продукции

да (нет)

12

Сведения о наличии у СМП статуса лица, участвующего в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»)

13

Сведения о том, что руководитель, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер СМП не имеют судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также о том, что в отношении указанных физических лиц не применялось наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с деятельностью СМП, и административное наказание в виде дисквалификации

да (нет)

14

Информация о наличии сведений о СМП в реестрах недобросовестных поставщиков, предусмотренных Законом № 223-ФЗ и Законом № 44-ФЗ

да (нет)

В положении о закупке вы можете либо воспроизвести форму из постановления № 1169, либо сделать отсыл к постановлению № 1352.

А именно написать, что «участники закупки предоставляют в составе заявки на участие в закупке декларацию о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме, утвержденной Правительством РФ».

Опытные заказчики и до вступления в силу поправок ориентировались на этот перечень информации. Точнее, на первые пять пунктов. Ведь именно они позволяют определить принадлежность компании к СМП.

Проведите аудит плана закупок

Составьте план закупок с СМП и общий план закупок

С 2016 г. закупки, предназначенные для СМП, нужно отдельно отразить в плане закупок. Поэтому теперь оформляйте план закупок в виде двух отдельных таблиц — таблица с закупками для СМП и уже привычная таблица с остальными закупками.

В план закупок продукции у СМП можно включить:

  • закупки с допуском только для СМП;
  • закупки у единственного поставщика — СМП;
  • закупки, где предусмотрена обязанность победителя привлечь к исполнению заказа субподрядчика из СМП.

Предусмотрите исключения из плана закупок

Вы вправе не включать в план закупки экстренного характера.

Часть 5.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ теперь прямо предусматривает обязанность заказчика проводить только те закупки, которые до этого были отражены в плане. Исключением могут быть только:

  • аварии;
  • иные ЧС природного или техногенного характера;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • необходимость срочного медицинского вмешательства.

Если вы сможете доказать, что проводили закупку для устранения последствий чрезвычайных ситуаций или для их предотвращения, с вас будет снята обязанность включать такую закупку в план. Подчеркнем, что это один из редких примеров смягчения требований Закона № 223-ФЗ.

Проверьте, как оформлен перечень закупок у СМП

Если ваш годовой объем выручки за 2015 г. превысил 2 млрд руб. (но был меньше 10 млрд), с 2016 г. вы должны публиковать перечни закупок у СМП в единой информационной системе.

Перечни применяют для того, чтобы отклонить заявки поставщиков, не имеющих отношения к малому и среднему бизнесу (если закупка объявлена только для СМП). Если не отразить продукцию в перечне, отклонение участника будет считаться нарушением. А именно необоснованным ограничением конкуренции. Вот почему важно составить этот перечень так, чтобы достичь необходимого 10-процентного лимита закупок у СМП.

Рекомендуем составлять этот перечень с запасом на случай, если не в каждой закупке для СМП получится определить победителя и закупку придется провести повторно.

ЧТО ВЫ НЕ ОБЯЗАНЫ ЗАКУПАТЬ У СМП

Правительство утвердило расширенный перечень продукции, которую можно не закупать у СМП. Эту же продукцию не учитывают при расчете совокупного годового объема договоров, заключенных с СМП (постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442).

В число исключений вошли:

  • закупки при проведении планового ремонта, техобслуживания в рамках гарантийных или лицензионных обязательств по закупленным товарам (подп. «у» постановления № 1442);
  • закупки товаров из иностранного государства для шельфовых проектов (подп. «ф» постановления № 1442);
  • закупки в рамках исполнения договоров между основным хозяйственным обществом и дочерним хозяйственным обществом, если закупаются:
    • товары, работы (услуги) собственного производства (при необходимости соблюдения единого технологического процесса производства);
    • товары, работы (услуги), связанные с оказанием бухгалтерских услуг, информационных услуг, охранных услуг, связанные с сохранением коммерческой (информационной) безопасности (подп. «ч» постановления № 1442);
  • закупки услуг по защите персональных данных в информационных системах при НМЦК более 200 млн руб. (подп. «ш» постановления № 1442);
  • закупки услуг аудита при суммарном объеме выручки за предшествующий год более 10 млрд руб. (подп. «щ» постановления № 1442);
  • закупки необработанных природных алмазов (подп. «э» постановления № 1442).

Изменения в отчетности

Направляйте в реестр подтверждающие документы

В реестр теперь нужно направить не только сведения о заключении, изменении, исполнении или расторжении контракта, но также и подтверждающие документы. Такое изменение было анонсировано еще постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, но вступило в силу лишь с 1 января 2016 г. Не забудьте, что оно уже действует!

Подтверждением заключения контракта является сам контракт. Он направляется для размещения в реестр не вместо, а вместе со сведениями, которые заказчики направляли в реестр при заключении контракта в 2015 г.

Информация об изменении контракта — это дополнительное соглашение к нему. По правилам гл. 25 ГК РФ изменения в контракт можно внести и путем акцепта одной стороной оферты другой стороне.

Инициатором таких изменений может быть и заказчик, и поставщик. Если изменение контракта оформлено офертой, направьте в реестр и текст оферты, и подтверждение акцепта.

К документам об исполнении контракта (договора) относятся закрывающие документы:

  • акты приема-передачи товара, выполнения работ, оказания услуг (подтверждающие исполнение обязательства со стороны поставщика);
  • платежные документы (подтверждающие исполнение обязательства по оплате со стороны заказчика).

Если договор исполняли или оплачивали в несколько этапов, то все закрывающие документы нужно направить в реестр контрактов единовременно. А именно после завершения исполнения всех обязательств по договору.

Наконец, документами, подтверждающими расторжение договора (контракта), может быть дополнительное соглашение, обмен офертой о расторжении и соответствующим акцептом, а также решение суда о расторжении контракта.

Новые требования Закона № 223-ФЗ к положению о закупке, плану закупок и отчетности

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль