Казначейское сопровождение контрактов

17635
Разберем, что такое казначейское сопровождение контракта и на какие случаи оно распространяется. Приведем также наглядную таблицу комбинаций цены контракта и размера аванса.

Крупный контракт в рамках Закона № 44-ФЗ несет на себе риски для обеих сторон, которые его заключили. У поставщика существует опасность недофинансирования со стороны заказчика.

Заказчик, в свою очередь, рискует потерять авансовый платеж из-за недобросовестности поставщика. Есть ли страховка от этого?

Да. Это казначейское сопровождение контрактов, механизмы которого заложены, в частности, в Постановлении № 70.

При авансовом платеже, который вносит заказчик, он всегда рискует его потерять. Весьма либеральная система предквалификации контрактной системы только подливает масла в огонь: предварительная оценка поставщика доступна лишь при некоторых процедурах, число которых ограничено законом.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Таблица комбинаций цены контракта и размера аванса поможет определиться, в каких случаях применять Постановление Правительства № 70 от 04.02.2016 «О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения» (далее – Постановление № 70).

Что такое казначейское сопровождение контракта

Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, могут предусмотреть для себя отдельное обеспечение авансовых платежей (некоторые это уже практикуют, в частности Госкорпорация «Росатом»). Однако заказчики, применяющие в работе правила контрактной системы, такого позволить себе не могут. Ведь положения ст. 96 Закона № 44-ФЗ никакого инструментария для этого не предусматривают. Компромиссным решением для них стало так называемое казначейское сопровождение контрактов.

Актуальное легальное определение термина «казначейское сопровождение контракта» не удалось найти ни в одном нормативном акте. Определение складывается, скорее, из сути действий, которые стороны проводят при сопровождении. Однако отсутствие четкой терминологии не мешает успешному применению казначейского сопровождения.

Фактически казначейское сопровождение контрактов применяется с 2014 г., когда были проведены операции обслуживания лицевых счетов ФГУП, получавших бюджетные средства. Эти деньги направлялись на капитальные вложения в объекты капитального строительства госсобственности или приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность. В 2015 г. история нашла свое продолжение, получив одобрение поставщиков и представителей экспертного сообщества. Стали появляться и положительные отзывы на модель казначейского сопровождения контрактов.

Долго не был урегулирован вопрос о том, каким образом в контракты следует включать условия о перечислении авансовых платежей на счета Федерального казначейства.

Постановление Правительства РФ от 27.12.2014 № 1563 (далее – Постановление № 1563) лишь закрепило право получателей средств федерального бюджета на выплату авансов от 30% и до 80% суммы договора исключительно при условии проведения платежей через счета Федерального казначейства.

Чтобы снять многочисленные вопросы заказчиков, Минфину России и Федеральному казначейству пришлось более подробно разъяснять корректный порядок доработки проекта контракта (письмо Минфина России № 02-01-09/35943 и Федерального казначейства № 07-04-05/03-411 от 22.06.2015).

Пример

Казначейское сопровождение как антикризисная мера

Модель казначейского сопровождения применяется как основная модель снижения рисков заказчика, выплачивающего аванс в ходе исполнения контракта. В части антикризисных мер, предусмотренных ч. 2.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, казначейское сопровождение контрактов применяется как одно из оснований для отказа от требований обеспечения исполнения контракта (абз. 5 постановления Правительства РФ от 06.03.2015 № 199).

На какие случаи распространяется казначейское сопровождение контрактов

Закон о федеральном бюджете предусматривает казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений). А также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения (ст. 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»).

Разберем, какие госконтракты подлежат казначейскому сопровождению (пп. 3–7 ч. 2 ст. 5 Закона № 359-ФЗ). Это контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

  • которые заключают юридические лица, получающие бюджетные инвестиции и субсидии. Источниками финансового обеспечения исполнителей должны быть бюджетные инвестиции и субсидии, если в условиях контрактов предусмотрены авансовые платежи;
  • которые заключают для исполнения контрактов по п. 3 ч. 2 ст. 5 Закона № 359-ФЗ, если в условиях контрактов предусмотрены авансовые платежи;
  • на сумму более 100 млн руб., если их условиями предусмотрены авансовые платежи (за исключением контрактов по гособоронзаказу, и контрактов, исполнение которых подлежит банковскому сопровождению);
  • которые заключают исполнители и соисполнители по п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона № 359-ФЗ, если их условиями предусмотрены авансовые платежи;
  • на отдельные закупки, перечень которых установлен Правительством РФ.

Важно, что минимальная цена контракта, подлежащего сопровождению, десятикратно снижена по сравнению со значением, установленным ранее в Постановлении № 1563.

Кроме того, во всех перечисленных случаях, за исключением последнего, речь идет о контрактах, предусматривающих выплату авансов независимо от их размеров.

Какие возможны комбинации аванса и цены контракта

Постановление Правительства от 28.12.2015 № 1456, которое пришло на смену Постановлению № 1563, закрепило право получателей средств федерального бюджета устанавливать авансовые платежи в различных размерах (подп. «а» п. 36 постановления № 1456).

Как могут комбинировать цена контракта и размер аванса – все возможные ситуации смотрите в таблице.

Цена 
контракта

Аванс
0%

Аванс
от 0 до 30%

Аванс
от 30 до 80%

Аванс
до 100% включительно

Не более 100 млн руб.

Постановление № 70 не применяйте

Постановление № 70 можно применять в случаях, перечисленных в пп. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 5 Закона 359-ФЗ. Установить аванс – право получателей средств

Постановление № 70 применяйте в случаях, перечисленных в пп. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 5 Закона № 359-ФЗ. Аванс устанавливают исключительно по договорам на НИОКР (импортозамещение технологической продукции), при включении в контракты условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства и при получении подтверждения Минэкономразвития России

Постановление № 70 применяйте в случаях, названных пп. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 5 Закона № 359-ФЗ. Аванс применяют в специальных прямо названных законом случаях (например, по договорам об оказании услуг связи)

Более 100 млн руб.

Постановление № 70 не применяйте

Постановление № 70 необходимо применять. Авансирование аналогично приведенным выше основаниям

Как работает механизм сопровождения

При казначейском сопровождении перечисление из федерального бюджета средств проводят на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ (ч. 1 ст. 5 Закона № 359-ФЗ).

Такой порядок позволяет подконтрольно санкционировать платежи в рамках исполнения контрактов. Не допуская при этом недобросовестных действий со стороны поставщика. Порядок санкционирования операций устанавливает Минфин России. Аналогичный порядок ранее был установлен приказом этого ведомства от 16.02.2015 № 23н.

Пункты 7 (общие требования) и 17 (специальные требования) Постановления № 70 устанавливают перечень дополнительных условий контрактов. Например, требование о представлении в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования операций.

Установленные запреты на перечисление средств должны исключить ситуации, при которых бюджетные инвестиции расходуются не по прямому назначению.

Механизм сопровождения фактически является многоуровневым, поэтому исполнители по контрактам также включают в контракты (договоры) дополнительные условия (п. 18 Постановления № 70).

Постановление № 70 упоминает и относительно новый инструмент бюджетных расчетов – казначейский аккредитив. Казначейский аккредитив считается исполненным после подтверждения операции по списанию на основании платежных документов средств со счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства (куда представлены платежные документы), в подразделении ЦБ РФ для учета денежных средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса (п. 27 Постановления № 70).

На момент подготовки данной статьи Федеральное казначейство разработало проект приказа, который утвердит форму казначейского аккредитива.

Таким образом, казначейское сопровождение контрактов становится одной из мер общего повышения дисциплины при расходовании средств федерального бюджета. Стоит ожидать расширения сферы применения этого инструмента и его дальнейшей детализации.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль