Оценка и мониторинг сведений о закупке у СМП: разъясняем Постановление № 1169

464
Рассмотрим в статье, на каких заказчиков распространяется Постановление Правительства РФ № 1169, каков порядок мониторинга и оценки сведений о закупке у субъектов малого предпринимательства (СМП), кто и когда будет их проводить.

Немного истории. 1 ноября 2015 г. вступила в силу очередная, 11-я редакция Закона № 223-ФЗ. Новации на этот раз были направлены на совершенствование механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП). Уже с середины 2015 г. заказчики, определенные постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее — Постановление № 1352), стали обязаны закупать у СМП определенный объем товаров и указывать его в годовом отчете. С принятием поправок к Закону № 223-ФЗ был усилен точечный контроль за соблюдением требований законодательства в части закупок у СМП.

В развитие норм закона было принято и также 1 ноября вступило в силу постановление Правительства № 1169 от 29.10.20151 (далее — Постановление № 1169). Стоит отметить, что с 31 декабря 2015 г. действует вторая редакция этого акта, в которой были уточнены некоторые нормы, а также исправлены ошибки, которые содержались в исходной редакции документа.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Основные понятия и смысловые части

Редакцией Закона № 223-ФЗ от 01.11.2015 и вслед за ней Постановлением № 1169 были введены два новых понятия: мониторинг соответствия (далее — мониторинг) и оценка соответствия (далее — оценка). В тексте этих нормативных правовых актов мы не обнаруживаем определений этих понятий. Однако по смыслу норм можно сделать вывод о том, что как мониторинг, так и оценка — это комплекс мер по дополнительному изучению некоторых публикуемых заказчиками документов и сведений для выявления возможных отклонений от требований законодательства в части поддержки СМП. Очевидно, что задача поддержки СМП признана законодателем столь важной, что на ее решение направлены дополнительные усилия в форме мониторинга и оценки.

Постановление № 1169 можно условно разделить на две смысловые части. Первая утверждает Положение о проведении мониторинга соответствия… (далее — Положение о мониторинге), Положение о проведении оценки соответствия… (далее — Положение об оценке) и Положение о порядке и сроках приостановки реализации планов… (далее — Положение о приостановке).

Вторая часть изменяет некоторые хорошо знакомые нам акты Правительства РФ, приводя их в соответствие с правилами проведения мониторинга и оценки, а также вносит коррективы, не связанные с мониторингом и оценкой.

На кого распространяется Постановление № 1169

Круг заказчиков — субъектов Закона № 223-ФЗ, применяющих Постановление № 1169, сильно ограничен. Такой подход, впервые использованный в постановлении Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, находит свое применение и здесь: задачи по поддержке СМП возложены на относительно крупных заказчиков. Поэтому мониторинг и оценка будут проводиться только в отношении заказчиков, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень конкретных заказчиков (п. 7 Постановления № 1169).

Конкретные заказчики — это прямо названные Правительством РФ, отобранные на основании критериев (п. 2 Постановления № 1169) организации-заказчики. На момент написания этой статьи перечень таких конкретных заказчиков утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р и насчитывает в своем составе всего 35 организаций.

1 ноября многие заказчики (не вошедшие в перечень «конкретных») продолжили либо закупать у СМП товары, работы, услуги, либо поддерживать СМП. Это касается, например, условного ФГУП с выручкой по данным годовой отчетности за предшествующий календарный год в размере 15 млрд руб. Такой ФГУП не будет подвергаться мониторингу и оценке до тех пор, пока он не будет включен в перечень конкретных заказчиков, а этого может никогда не случиться.

Кроме того, в нормативных актах использован и другой термин — «отдельные заказчики». Отдельные заказчики — это часть конкретных заказчиков, удовлетворяющих критериям, названным в п. 4 Постановления № 1169.

Мониторинг и оценка выступают в качестве самостоятельных мероприятий. Оценка не проводится у заказчиков, в отношении которых осуществляется мониторинг, и наоборот (пп. 3 и 4 Постановления № 1169 соответственно). Исключение предусмотрено для планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных до 1 ноября 2015 г.: такие планы конкретных заказчиков подлежат мониторингу, а не оценке (п. 6 Постановления № 1169).

Кроме того, органы власти субъектов РФ могут выносить предложения о дополнении перечня конкретных заказчиков, но не самостоятельно дополнять его.

Интересен факт того, что мониторинг и оценка не будут проводиться в отношении субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, бюджетных учреждений, а также их дочерних хозяйственных обществ и дочерних хозяйственных обществ таких обществ.

Объекты мониторинга и оценки

Основная идея, заложенная в Порядок осуществления мониторинга и оценки, — превентивное воздействие на конкретных и отдельных заказчиков с целью не допустить нарушений в части закупок у СМП.

Мониторинг будет проходить в отношении утвержденных:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке у СМП;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП).

Оценка же будет осуществляться в отношении:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы.

Объектом и мониторинга, и оценки станет исключительно соблюдение требований законодательства РФ, предусматривающих участие СМП в закупке, а не общая законность, корректность подготовки перечисленных документов!

Кто и когда будет проводить мониторинг и оценку

Полномочия на проведение таких действий возложены на акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — корпорация) и органы исполнительной власти субъектов РФ, созданные ими организации.

Корпорация была организована в июне 2014 г. и первоначально носила название «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий». На сайте корпорации содержится новостная информация о том, что проведена первая оценка соответствия.

Интересно, что корпорация будет проводить мониторинг осуществления органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) созданными ими организациями оценки соответствия и мониторинга соответствия в силу постановления Правительства РФ от 21.11.2015 № 1255, вступающего в силу 1 июля 2016 г. То есть система мониторинга станет двухуровневой.

Сроки начала проведения мониторинга и оценки в силу п. 11 Постановления № 1169 приведены в табл. 1.

Таблица 1 Сроки начала проведения мониторинга и оценки

Корпорация проводит

Органы исполнительной власти субъектов РФ (созданные ими организации) проводят

1) оценку соответствия:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы;

2) мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных конкретными заказчиками до 1 ноября 2015 г.

с 1 декабря 2015 г.

мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг и изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у СМП

с 1 мая 2016 г.

1) оценку соответствия:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы;

2) мониторинг соответствия:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке товаров, работ, услуг у СМП

с 1 мая 2016 г.

мониторинг соответствия:

  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

с 1 мая 2017 г.

мониторинг соответствия:

  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

с 1 мая 2017 г.

оценку соответствия:

  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

с 1 декабря 2016 г.

оценку соответствия:

  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

с 1 декабря 2016 г.

Кратко основные элементы системы мониторинга и оценки можно структурировать в табл. 2.

Таблица 2 Основные элементы мониторинга и оценки

Конкретные заказчики

Отдельные заказчики

Перечень заказчиков утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р

Отдельный перечень заказчиков не утверждается, определяются на основе критериев

Оценка корпорацией и органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями:

  • проектов планов закупки товаров, работ, услуг;
  • проектов планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • проектов изменений, вносимых в такие планы

+
мониторинг планов закупки товаров, работ, услуг на 2016 г., утвержденных до 1 ноября 2015 г.

Мониторинг корпорацией и органами исполнительной власти субъектов РФ или созданными ими организациями утвержденных:

  • планов закупки товаров, работ, услуг;
  • планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;
  • изменений, внесенных в такие планы;
  • годовых отчетов о закупке у СМП;
  • годовых отчетов о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции (в части закупки у СМП)

Наличие специальных разделов в планах закупок товаров (работ, услуг) и планах закупки инновационной продукции

Наличие специальных разделов в планах закупок товаров (работ, услуг) и планах закупки инновационной продукции

План закупки товаров, работ, услуг должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у СМП

Как будет проходить мониторинг

Заказчики в общем порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, размещают в ЕИС документы, в отношении которых будет проводиться мониторинг. Постановление № 1169 указывает на некое уведомление корпорации и органов субъектов о таком размещении — также через ЕИС. Стоит полагать, что оно будет производиться автоматически и не потребует от представителей заказчиков каких-либо дополнительных действий.

Пунктом 8 Положения о проведении мониторинга установлены сроки проведения мониторинга.

С технической точки зрения мониторинг представляет собой сопоставление документов заказчика с требованиями законодательства.

Последствия мониторинга

В соответствии с разделом III Положения о проведении мониторинга соответствия (утв. Постановлением № 1169) последствия могут быть следующими.

Положительное заключение по форме согласно приложению к Положению будет выдаваться в случае соответствия документов заказчика требованиям законодательства РФ. Заказчик сможет продолжить работу.

Уведомление о несоответствии, также имеющее утвержденную форму, играет роль предупреждения о тех или иных нарушениях, обнаруженных в документах, размещенных заказчиком. Заказчик сможет скорректировать свои документы и получить положительное заключение, или оспорить уведомление в суд, или разместить в ЕИС протокол разногласий. Таким образом, предусмотрена ступенчатая процедура урегулирования проблем, выявленных в ходе мониторинга.

Наиболее серьезными грозят быть для заказчиков последствия бездействия, если отмеченное в уведомлении несоответствие не устранено. В таких случаях:

  • заказчик получит отрицательное заключение (п. 16 Положения о мониторинге);
  • заказчик должен будет разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных им в целях приостановки реализации плана закупки товаров, работ, услуг, плана закупки инновационной продукции в годовом планируемом объеме закупки у СМП (п. 17 Положения о мониторинге);
  • изменения в планы закупки будут считаться неразмещенными (п. 18 Положения о мониторинге);
  • сведения о несоответствии будут направлены в ФАС (п. 19 Положения о мониторинге);
  • ФАС вынесет решение о приостановке реализации планов закупки до дня размещения в ЕИС положительного заключения (п. 2 Положения о приостановке);
  • заказчик не сможет разместить в ЕИС информацию о закупке в планируемом годовом объеме закупки, участниками которой являются только СМП (п. 2 Положения о приостановке);
  • заказчик не сможет внести изменения в утвержденный план закупки (в части пунктов, реализация которых приостановлена по решению антимонопольного органа (п. 2 Положения о приостановке).

Таким образом, при получении отрицательного заключения заказчик окажется в положении, когда некий объем его закупок будет «заморожен» для поддержки СМП. При этом обойти нормы, предписывающие соблюдать обязанности в отношении закупок у СМП, хоть и в минимальном объеме, будет невозможно.

Ориентация на приостановку реализации планов закупки не случайна — с 10 января 2016 г. действует норма Закона № 223-ФЗ, согласно которой договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком в соответствии с планом закупки. Заказчики не смогут производить закупки, отличные от указанных в их плане — те же, в свою очередь, будут приводиться в соответствие с законодательством в процессе мониторинга.

Интересно, что по-прежнему отсутствует административная ответственность за невыполнение требований законодательства о закупках в части поддержки СМП. Законодатель, вероятно, решил пойти не путем наказаний, а путем исключения возможности самого правонарушения.

Как будет проходить оценка

Алгоритмы мониторинга и оценки являются полностью аналогичными. Дополнительно стоит указать лишь на то, что в случае выдачи отрицательного заключения будут наступать несколько иные негативные последствия. Так, в силу п. 3 Положения о приостановке проекты изменений в план закупки не подлежат утверждению и размещению в единой информационной системе до дня размещения в ЕИС положительного заключения.

Что поменялось в иных нормативных правовых актах

Изменения относительно мониторинга и оценки

Как уже было сказано, большинство новаций, содержащихся в Постановлении № 1169, посвящено реализации порядков мониторинга и оценки. Вот наиболее важные из них.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 не предусматривается каких-либо особенностей размещения конкретными заказчиками планов закупки, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, а также проектов изменений в такие планы. Вместе с тем введенный Постановлением № 1169 п. 19(6) того же постановления указывает на необходимость размещения уведомлений и заключений по результатам мониторинга и оценки именно заказчиками.

Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932 теперь предусматривает более широкий состав плана закупки товаров (работ, услуг). Так, подп. 13–15 п. 1 Требований к форме плана закупки должны включать сведения:

  • о закупке товаров (работ, услуг) путем проведения торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
  • о закупке товаров (работ, услуг), удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в т. ч. у СМП;
  • об отнесении (об отсутствии критериев отнесения) закупки к перечню закупок, предусмотренных п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (при необходимости, по выбору заказчика).

Такие изменения, однако, никак не отражены в форме плана закупки.

Кроме того, указано на то, что планы закупки товаров (работ, услуг) и планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств конкретных и отдельных заказчиков должны содержать в т. ч. специальный раздел об участии СМП в закупке.

Дополнительные сведения конкретные и отдельные заказчики отразят и в проектах изменений, вносимых в план закупки товаров (работ, услуг), а также в изменениях, внесенных в такие планы (пп. 4 и 5 Требований к форме).

Изменения, не касающиеся мониторинга и оценки

Изменения нормативных актов, не касающиеся мониторинга и оценки, мы обнаруживаем в отношении постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352. В частности, существенно изменена сфера применения указанного акта: из-под его действия выведены заказчики, объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд руб.

Для тех же заказчиков, на которых документ все же распространяет свое действие, особенности участия в закупках СМП были усложнены:

  • требование о соблюдении минимальной квоты закупок, участниками которых являются только СМП, распространено и на этап планирования закупок;
  • нормативно закреплена форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к СМП, с 1 января 2016 г. она не разрабатывается и не утверждается заказчиком.

Указанная форма довольно громоздка (содержит 14 граф) и более походит на анкету-опросник, чем на декларацию. Интересно, что с 1 января 2016 г. действует новая редакция Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которой установлены иные критерии отнесения субъектов к СМП. Поэтому, вероятно, стоит ждать очередных изменений Постановления № 1352.

Оценка и мониторинг сведений о закупке у СМП: разъясняем Постановление № 1169

Получите квалифицированную экспертную помощь в Справочной системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль