Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

3772
Даже такой простой Закон 223-ФЗ умудряются нарушать. Об этом свидетельствуют проверки прокуроров. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения: в положении о закупке и нарушения закупочных процедур.

Из этой статьи вы узнаете:

  • самые частые ошибки заказчиков по Закону № 223-ФЗ;
  • нарушения в положении о закупке;
  • примеры и результаты проверок;
  • нарушения закупочных процедур;
  • повышение квалификации в сфере закупок.

Самые частые ошибки заказчиков по Закону № 223-ФЗ, как выявили территориальные прокуроры, — это нарушение процедурных сроков, «бумажные» процедуры вместо электронных и размещение неполной информации о своих закупках в открытом доступе. Разберем подробнее эти и другие типовые нарушения заказчиков.

На протяжении всех четырех лет с начала применения Закона № 223-ФЗ прокуроры практически повсеместно выявляли его многочисленные нарушения. В чем причина тотальных нарушений?

Изначально это можно было объяснить тем, что некоторые руководители коммерческих организаций с госучастием к переходу на нормирование закупочной деятельности попросту не были готовы. Сюда примешивалась демократичность самого закона и недостатки регулирования корпоративных закупок.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Все это создало благодатную почву для того, чтобы заказчики начали игнорировать закон.

Одним было сложно составить положение о закупке, другие решили, что проще все закупать у единственного поставщика, третьи не удосуживались писать отчеты о закупках, четвертые забывали про положенные сроки. Меры прокурорского реагирования принимаются также по поводу неисполнения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», иных законов в смежной сфере. Как правило, по итогам проверки выносится акт прокурорского надзора — протест на незаконный правовой акт, представление об устранении нарушений, постановление о возбуждении административного производства или инициировании уголовного преследования.

Рассмотрим прокурорскую практику, разделив ее по группам выявленных прокурорами нарушений Закона № 223-ФЗ.

Нарушения в положении о закупке

Положение о закупке — это локальный документ, который регламентирует закупочную деятельность заказчика в соответствии с Законом № 223-ФЗ, и подлежит размещению в ЕИС.

Положение должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие нормы по обеспечению закупки (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Чем же провинились заказчики по отношению к этому неотъемлемому атрибуту корпоративных закупок?

Нарушение № 1.

Вообще не публиковали Положение

Самое «простое», что они могли сделать, — это совсем не опубликовать положение о закупке на ООС. Сначала этим «грешили» очень многие, но теперь число таких нарушений постепенно снижается.

Позиция прокуратур

Тех заказчиков, кто не размещал положение о закупке на Официальном сайте (ЕИС), прокуроры однозначно признавали нарушителями Закона № 223-ФЗ. Таким заказчикам инкриминировали ограничение конкуренции. Ведь они не ознакомили потенциальных участников закупки с «правилами игры».

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Приведем примеры

Муниципальные унитарные предприятия коммунального хозяйства г. Рубцовска Алтайского края не разработали и не опубликовали положения о закупке. Это стало основанием для внесения прокурором представлений их руководителям. Директору ООО «Т.» прокуратура Арсеньевского района по факту неисполнения требования закона (нарушение принципа информационной открытости закупок) прокуратура внесла представление. В представлении прокурор потребовал незамедлительно разработать, утвердить и разместить в Интернете положение о закупке.

Точно так же у некоторых заказчиков в Тахтамукайском районе Республики Адыгеи прокуратура установила отсутствие положений о закупке. Это послужило основанием обращения прокурора района в суд с исковыми заявлениями об устранении нарушений Закона № 223-ФЗ.

Елизовская городская прокуратура Камчатского края выявила факты неисполнения требований ст. 2 и ст. 8 Закона № 223-ФЗ: предприятия не разместили на Официальном сайте свои положения о закупке либо разместили их с нарушением сроков. По всем фактам городская прокуратура внесла представления в адрес глав администраций муниципальных образований. От учредителей потребовали устранить нарушения закона.

Аналогично этому прокуратура г. Щекино обнаружила, что местная детская музыкальная школа не разместила на Официальном сайте положение о закупке, что стало основанием для обращения прокурора в районный суд. Гражданское дело было прекращено, потому что ответчик добровольно разместил Положение на ООС.

Устраняют такие нарушения заказчики не всегда просто и легко. Так, ГУСП «С.» свою обязанность привести положение о закупке в соответствие с требованиями закона и опубликовать его на ООС исполнил только после обращения Корсаковского городского прокурора в суд.

За нарушение Закона № 223-ФЗ ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен административный штраф. Для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юридических лиц — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Правда, до штрафа дело доходит только тогда, когда подтвержден факт закупки без положения.

Например, закупка МУП «Ф.» в отсутствие утвержденного положения о закупке и без применения норм Закона № 223-ФЗ стала основанием для возбуждения прокуратурой г. Мыски Кемеровской области дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Нарушение № 2.

Публиковали, но с ошибками

Не публиковать положение о закупке на Официальном сайте совсем — это нарушение. Между тем факт размещения вовсе не означает, что заказчик не нарушил Закон № 223-ФЗ.

Позиция прокуратур

Территориальные прокуроры выявляют множество Положений о закупке, которые нарушают права участников в процессе проведения закупок. Так, в Городищенском районе Волгоградской области прокурор опротестовал положения о закупке 25 бюджетных учреждений района, которые утвердили руководители учреждений, а не их учредители.

Положение о закупке для нужд музыкального колледжа в Республике Татарстан регулировало отношения, не затрагивающие закупочную деятельность вообще. Прокуратура Тульской области установила, что положение о закупке ОАО «Н.» говорило, что заказчик, помимо публикации информации о закупках на Официальном сайте, вправе разместить ее в любых средствах массовой информации. Однако в силу ч. 7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик такую информацию может размещать исключительно на собственном сайте, а не в иных СМИ.

Санкт-Петербургская спецпрокуратура опротестовала отдельные пункты Положения о закупке ФГУП «К.». Эти положения, не устанавливали порядок определения цены закупки, критерии отклонения заявок участников, а также необоснованно расширяли перечень оснований для проведения закупок у единственного поставщика.

В Томской области по протестам территориальных прокуроров в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ приведены 17 положений о закупке. По протесту прокурора района в Оренбургской области скорректировано положение о закупках МБОУ «Д.», в котором отсутствовали сроки размещения в ЕИС внесенных в аукционную документацию изменений.

Нарушения закупочных процедур

Размещение Положения о закупке — это только первый шаг и одна из многочисленных составляющих работы должностного лица заказчика. Поэтому прокуроры вскрывают много нарушений, связанных с соблюдением норм по Закону № 223-ФЗ. Что же не так сделали заказчики, уже имея хорошее и правильное Положение о закупке?

Нарушение № 3.

Не соблюдали сроки

Корпоративные заказчики часто не соблюдают процедурные сроки закупок в рамках Закона № 223-ФЗ.

Позиция прокуратур

Обычная мера прокурорского реагирования на это — возбуждение дела об административном правонарушении, что предусматривает штрафные санкции. Территориальные прокуроры Ненецкого автономного округа обнаружили нарушения при публикации сведений о закупках (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным). Так, Нарьян-Марское МУП «О.» и ОАО «М.» сведения о проведенных закупках на Официальном сайте в Интернете своевременно не публиковали. По инициативе прокуратуры округа руководителей предприятий неоднократно привлекали к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Аналогичные меры приняла и прокуратура Центрального административного округа г. Тюмени в отношении должностного лица ФГБОУ ВПО «Т.». Должностному лицу вменили нарушение сроков публикации на Официальном сайте протоколов о результатах закупок. Антимонопольный орган области наложил на него штрафы на общую сумму 7,5 тыс. руб.

Прокуратура г. Майкопа выявила факт несвоевременного размещения МУП «М.» протокола вскрытия конвертов на ООС. В отношении должностного лица предприятия прокурор возбудил дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Прокуратура г. Саратова внесла представление в администрацию города и в отношении начальника управления МУПП «С.» возбудила дела об административных нарушениях по ч. 7 ст. 7.32.3, ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ. Заказчик несвоевременно разместил на Официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, не указали в извещениях количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, адрес места поставки.

Нарушение № 4.

Не устраивали конкурентные процедуры или выбирали неправомерную форму («бумажную»)

Немалое число нарушений связано с заключением контрактов без проведения торгов. По данным Официального сайта ЕИС, зафиксирована информация о более чем 2,7 тысячах (!) наименований способов закупок.

Нередко заказчики применяют так называемые «Иные способы закупок». Под «иными способами закупок» маскируют закупки у единственного поставщика. Заказчики проводят процедуру на бумаге, когда закон обязывает делать это в электронной форме.

Позиция прокуратур

Зампрокурора Томской области внес представление генеральному директору ОАО «Н.» в связи с тем, что закупки проводились не через конкурентные процедуры, а у единственного поставщика. По результатам рассмотрения представления виновные должностные лица были наказаны в дисциплинарном порядке. Аналогичная мера реагирования принята Видновской горпрокуратурой Московской области: МУП «С.» заключал договоры без соблюдения конкурсной процедуры отбора подрядной организации.

За заключение договора на поставку щебня на бесконкурсной основе по постановлению прокурора Крутихинского района Алтайского края к ответственности по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ привлечен руководитель ГУП ДХ «К.». Его оштрафовали на 30 тыс. руб.

Дюртюлинская межрайонная прокуратура (Республика Башкортостан) обнаружила, что МУП «С.» купило легковой автомобиль на сумму 490 тыс. руб. прямым договором купли-продажи, минуя обязательные в таком случае процедуры закупок. В отношении директора возбудили дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ и внесли представление об устранении нарушения.

Прокуратура Ненецкого автономного округа, но факту заключения ОАО «М.» (доля государства — 99,9%) договора на разработку проектной документации без торгов (на сумму 7,1 млн руб) направила в суд иск о признании договора недействительным. Суд принял решение признать сделку ничтожной. По аналогичным основаниям прокуратура округа в судебном порядке расторгла договор поставки продукции с ООО «К.».

Прокуратура Оренбургской области направила в арбитражный суд иск о признании недействительным договора на поставку автомобиля для нужд ГАУСО «О.». Суд иск удовлетворил и признал сделку недействительной: в нарушение ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ закупку заказчик провел не в электронной, а в бумажной форме.

Нарушение № 5.

Разместили в открытом доступе неполную информацию

Распространенной ошибкой заказчиков, работающих в рамках Закона № 223-ФЗ, стала неполная публикация сведений на Официальном сайте: в них нет достоверной информации о заказчике и требований к закупаемым товарам.

Позиция прокуратур

Прокурор г. Барнаула Алтайского края установил, что план закупок МУП «Э.» на календарный год содержал не все сведения, которые требует закон. Например, в нем не было информации об адресе заказчика, не указаны идентификационные коды закупок по ОКВЭД, не были прописаны минимально необходимые требования к закупаемым товарам. Прокурор установил, что в течение года предприятие, проведя свыше 50 закупок, на Официальном сайте разместило только о четырех.

Прокурор Нижневартовского района (ХМАО) возбудил в отношении директора РМАУ «Д.» дело об административном правонарушении по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Директора обвиняли в том, что сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных учреждением в 2014–2015 гг., вообще не были размещены на Официальном сайте.

Прокурор Калининского района г. Уфы в ГАУЗ «Р.» выявил отсутствие в извещениях критериев и порядка оценки заявок, места и начала их рассмотрения. Экономиста учреждения привлекли за это к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Прокурор Октябрьского района г. Уфы установил, что у нескольких предприятий закупки, предусмотренные планом-графиком, не были проведены. И наоборот — проведенные процедуры в нем не нашли отражения. По постановлениям прокурора района виновные должностные лица учреждений оштрафованы на 30 тыс. руб. по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Повышайте свою квалификацию в сфере закупок

Перечисленные нарушения Закона № 223-ФЗ не ограничиваются этими примерами. И не во всех случаях нарушения имеют умышленный, направленный на хищение средств, характер. Часто подоплека ошибок кроется в низкой профессиональной квалификации сотрудников, сопровождающих закупки компаний с публичным участием. Прокурорам во время проверок нередко приходится проводить «ликбез» по разъяснению положений Закона № 223-ФЗ и подзаконных нормативных актов. На законодательном уровне нужно закрепить квалификационные требования к сотрудникам закупочных структур заказчиков по Закону № 223-ФЗ, как это, например, сделано для контрактных служб в Законе о контрактной системе.

А пока сотрудники, имеющие пробелы в своих знаниях, должны заниматься самообразованием. Быть может, эта статья в какой-то степени им в этом поможет.

Нарушение Закона № 223-ФЗ: прокурорские проверки

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль