Примеры из практики рассмотрения жалоб Московского УФАС России

742
В структуру ФАС России входят 84 территориальных органа. Среди них — Московское УФАС России, примеры из контрольной деятельности которого рассмотрим в обзоре административной практики. Самые типичные нарушения — выбор способа закупки и включение в один лот технологически несвязанных между собой товаров.

Нарушение 1. Неверный выбор способа закупки

Рекомендация

Выбирая код классификатора, будьте внимательны. Это может повлечь за собой неправильный выбор способа закупки.

Предметом решения Московского УФАС России по делу № 2-57-11751/77–15 от 16.12.2015 стал неверный выбор способа определения поставщика. Ошибка была связана с неправильным определением кода по ОКДП. Заказчик закупал работы по обслуживанию и сохранению исторического природного ландшафта и объектов внешнего благоустройства на особо охраняемой природной территории ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно».

Заявитель утверждал, что выбранный заказчиком способ закупки — открытый конкурс — в данном случае неправомерен.

Как указал УФАС в решении, заказчики должны использовать конкурентные способы определения поставщиков (ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Конкурентные способы определения поставщиков — это конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы, запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Участие в определении поставщиков может быть ограничено только в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ).

Выбор конкретного кода по ОКПД основан на оценке требуемых услуг. Процесс описания услуг связан с достоверностью сведений об услугах (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение для классификации услуг имеет их разграничение (критерии разграничения) по позициям ОКПД в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2007 (КПЕС 2002), введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.

Заказчик выбрал способ проведения закупочной процедуры в форме открытого конкурса, при этом он применил код по ОКПД 92.53.12.120 — «Услуги по сохранению и содержанию национальных парков и природных заповедников».

Заказчику нужно было закупить «работы по уходу за свободнорастущими деревьями, уходу за кустарниками одиночными и в группах, уходу за обыкновенными газонами, ремонту газона, уходу за садово-парковыми асфальтовыми дорожками, уходу за урнами, вывозу снега».

На заседании Комиссии Московского УФАС заявитель пояснил, что согласно базе данных Минприроды России в Москве расположен один национальный парк — Лосиный остров. Природные заповедники в столице отсутствуют.

Представители заказчика, со своей стороны, затруднились подтвердить отнесение ГМЗ «Царицыно» к национальным паркам и природным заповедникам.

Московский УФАС сделал вывод, что исходя из требований ТЗ невозможно выделить работы, по смыслу относящиеся к работам выбранного заказчиком кода по ОКПД.

Таким образом, виды работ, указанные в ТЗ, не относятся к услугам, предусмотренным кодом ОКПД 92.53.12.120.

Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона № 44-ФЗ. Он не вправе необоснованно сокращать число участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, проводить закупку путем открытых конкурсов с кодом ОКПД 92.53.12.120 неправомерно.

Комиссия УФАС России пришла к выводу, что заказчик в нарушение положений ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ неверно выбрал способ определения поставщиков.

В чем ошибка

ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно» неверно определил форму закупки, отнеся общехозяйственные работы, связанные с эксплуатацией территории музея-заповедника, к работам по сохранению и содержанию национальных парков и природных заповедников.

Кроме того, сам объект выполнения работ не включен в перечень национальных парков и природных заповедников. Выставленные на конкурс работы наиболее соответствуют коду ОКДП 01.41.12 «Услуги, связанные с посадкой и содержанием декоративных садов, парков и озеленением кладбищ» (включает в т. ч. код 01.41.12.110 «Услуги по устройству газонов, парков и аналогичных насаждений и уходу за ними») и коду 90.03.13.110 «Услуги, но уборке территорий городов и поселков».

Нарушение 2. Включение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров

Рекомендация

Когда формируете лот, обращайте внимание не только на технологическую связь товаров, но и на условия лицензирования.

Как отмечает Московское УФАС России в решении по делу № 2-57-5407/77–15 от 30.07.2015, заказчик в аукционной документации неправомерно включил в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, а именно лекарственные препараты и расходные материалы. Это повлекло за собой ограничение конкуренции и явилось основанием для аннулирования закупки.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать наименование, описание объекта закупки и условия контракта. В том числе обоснование НМЦК (п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям.

Объектом закупки была поставка контрастных веществ для МРТ для нужд ГБУЗ «ГП № 5 ДЗМ».

В извещении заказчика указано, что объектом закупки является поставка контрастных веществ. Однако по техзаданию наряду с контрастными веществами (лекарственными средствами с МНН йопамидол, гадодиамид) поставке подлежали инструменты и медицинские устройства.

Это были, в частности, шприцы SDS-CTP-QFT для рентгеноконтрастных веществ и физиологического раствора к инжектору Stellant СТ D. А также и SSS-LP-60-T — наборы полимерные вспомогательные одноразовые стерильные к емкостям полимерным стерильным одноразовым для рентгеноконтрастных веществ к устройству для внутривенного введения Stellant СТ D.

По словам заявителя, п. 7 приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 № 1222н «Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения» говорит о том, что оптовая торговля лекарственными средствами производится при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность. Причем лицензия должна быть именно с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами».

По мнению заявителя, для участия в аукционе на поставку контрастных веществ (лекарственных средств с МНН йопамидол, гадодиамид) участник закупки должен иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с указанием «оптовая торговля лекарственным средствами».

Однако деятельность по поставке расходных материалов (шприцы SDS-CTP-QFT для рентгеноконтрастных веществ и физиологического раствора к инжектору Stellant СТ D; SSS-LP-60-T — наборы полимерные вспомогательные) лицензированию не подлежат.

Таким образом, заказчик в предмет закупки, представленной единым лотом, включил единицы как подлежащие, так и не подлежащие лицензированию.

Кроме того, по мнению заявителя, количество участников закупки заказчик ограничил тем, что потребовал расходные материалы, совместимые с имеющимся у заказчика оборудованием.

На заседании Комиссии представитель заказчика затруднился обосновать необходимость включения в один лот закупки ЛС с МНН йопамидол, гадодиамид, а также расходных материалов к уже имеющемуся у заказчика оборудованию, а именно шприцев SSQK 65/115VS, шприцев SDS-CTP-QFT, а также SSS-LP-60-T — наборов полимерных вспомогательных. Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что на участие в аукционе была подана всего одна единственная заявка.

Комиссия Московского УФАС пришла к выводу, что действия заказчика по формированию лота неправомерны.

Заказчик допустил нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, что повлекло за собой ограничение количества участников закупки.

В чем ошибка

Заказчик в предмет закупки, представленной единым лотом, включил единицы товара как подлежащие, так и не подлежащие лицензированию. Этого делать было нельзя. Кроме того, в один лот включили расходные материалы и лекарственные средства, которые относятся к различным товарным рынкам. Что и стало дополнительным основанием для аннулирования закупки.

Примеры из практики рассмотрения жалоб Московского УФАС России

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль