Критические ошибки участника электронного аукциона

1204
Простая невнимательность участника электронного аукциона способна перечеркнуть его опыт, репутацию и высокое качество предлагаемого товара. Посмотрим на реальные ситуации таких ошибок из административной практики, сделав для потенциальных поставщиков необходимые выводы.

Поставщик, подающий заявку на участие в электронном аукционе, словно идет по минному полю. Малейшая ошибка может привести к ее отклонению, потере контракта и иным негативным последствиям. Впрочем, некоторым участникам удается отстоять свою правоту. Суть не в этом. Главное здесь для поставщиков — извлечь полезный опыт из чужих ошибок:

  • внимательно относиться к сведениям и документам, размещенным на сайтах площадок, не полагаясь на действия третьих лиц;
  • перед тем как «соглашаться» на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, еще раз проверить, что входит в предмет закупки;
  • не игнорировать формальные правила конкретных показателей, пусть даже они верны с технической точки зрения;
  • предоставляя во второй части своей заявки все необходимые сведения о своей компании, проверять их соответствие требованиям документации;
  • если требование об указании страны существует в отношении обеих частей заявки, их нужно указать и в первой, и во второй частях;
  • избегать действий, которые могут быть расценены как признаки сговора;
  • очень внимательно соблюдать все составляющие процедуры заключения контракта.
Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Как показала административная практика, участники окажутся в рискованной ситуации, если будут допускать следующие 7 ошибок.

Не обновлять документы в реестре участников

Общая логика всех конкурентных способов определения поставщиков сводится к тому, что заявку на участие вправе подавать лишь уполномоченное лицо. На электронных аукционах этот механизм работает через аккредитацию участника закупки на электронной площадке.

Поэтому еще до подготовки и подачи заявки нужно удостовериться в корректности документов, размещенных в реестре аккредитованных участников. И если есть какие-то изменения, участник закупки обязан незамедлительно направлять оператору электронной площадки новые документы и информацию, как того требует ч. 10 ст. 61 Закона № 44-ФЗ.

Как видно из практики, уже на этом этапе работы может проявиться нерадивость участника.

Так, хозяйственное общество, подавшее заявку на участие в аукционе на оказание услуг по определению рыночной стоимости арендной платы объектов нежилого фонда (Удмуртская Республика), не позаботилось о том, чтобы актуализировать данные о полномочиях генерального директора.

В решении по делу АБ 07–06/2016–38 3 от 09.03.2016 Удмуртское УФАС указало, что в составе второй части заявки заявителя имелось решение ООО от 25.09.2012 № 4, по которому полномочия его генерального директора продлены на три года до 26.09.2015. А срок подачи заявок на участие в аукционе окончился 12.02.2016.

Поэтому признание заявки участника не соответствующей требованиям документации ФАС расценил как правомерное.

Аналогичную ошибку совершил другой участник аукциона на поставку протезов (Архангельская область). Он пытался подтвердить полномочия директора приказом «О вступлении в должность директора» и доверенностью, которую директор выдал самому себе. Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении по делу № А05-1534/2015 от 16.10.2015 указал на некорректность таких действий участника.

Интересно, что участника ранее аккредитовал оператор электронной площадки, несмотря на ошибки, допущенные при подготовке документов. Это ввело в заблуждение и самого участника, и Архангельское УФАС.

Между тем управление посчитало, что если оператор аккредитовал участника и документы не вызвали у площадки сомнений, значит, аукционная комиссия заказчика не вправе была повторно оценивать их.

Заказчик был вправе обжаловать действия оператора электронной площадки, а не отклонять заявку участника.

Рекомендация

Участники закупки должны внимательно относиться к сведениям и документам, размещенным ими на сайтах площадок, не полагаясь на действия третьих лиц.

Давать согласие на оказание услуг, которые не относятся к предмету контракта

Допустим, участник благополучно разрешил все вопросы со своими документами. Подошел момент подачи заявки. Простейшим ее элементом можно назвать согласие на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг. Но простота обманчива — здесь также можно совершить роковую ошибку.

Так, исполнитель, претендовавший на заключение контракта на оказание услуг по вывозу крупногабаритных отходов к месту их утилизации (Удмуртская Республика), загрузил в состав заявки согласие на оказание совершенно иных услуг.

Можно только гадать, что стало тому виной. Комиссия заказчика отклонила его заявку по причине непредставления надлежащего согласия.

К счастью для компании УФАС и суд встали на ее сторону. Действительно, подавая заявку, участник автоматически выражает согласие на оказание услуг. Ненадлежащее (лишнее) согласие признали технической ошибкой.

Суд принял во внимание и то, что прикрепление специального файла с согласием на оказание услуг не было обязательным, а дальнейшее поведение участника выражало его волю к заключению контракта. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу № А71-15377/2014 от 19.03.2015 устояло в апелляционной и кассационной инстанциях.

В итоге Участнику удалось избежать негативных последствий, однако он потратил на это силы и время.

Рекомендация

Перед тем как «соглашаться» на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, участнику стоит еще раз проверить, что входит в предмет закупки.

Игнорировать формальные требования инструкции в пользу технических

С согласием разобрались. Впереди куда более сложная часть заявки — конкретные показатели. Очевидно, что нет смысла останавливаться на всех хитросплетениях этого понятия и его применения. Однако даже в очевидной ситуации нужно быть крайне внимательным.

К примеру, заказчик из Пензенской области проводил аукцион на поставку системы видеонаблюдения. В качестве одного из требований к видеокамере было установлено следующее: «чувствительность — не менее 0,14 лк (цвет)…" Вроде бы все предельно ясно: не менее — значит, больше либо равно 0,14. Однако… не всегда. Дело в том, что чувствительность камеры — это обратная величина. Иными словами, чем она меньше, тем видеокамера более функциональна (изображение остается различимым в темноте). Понимая это и пытаясь предложить заказчику качественный товар, участник закупки указал в своей заявке: «чувствительность — 0,1 лк…" И был отстранен от участия в аукционе.

Пензенское УФАС, принимая решение № 5–05/84–2015 от 25.06.2015, руководствовалось формальным принципом: если инструкция по подготовке заявки не указывает иное, нужно было пользоваться правилами русского языка. В данном случае «числовое значение 0,1 меньше значения 0,14».

Рекомендация

Участник закупки не должен игнорировать формальные правила, пусть даже он прав с технической точки зрения. Оценивать заявку будут по «букве закона».

Предоставлять во второй части заявки копию лицензии, срок которой истек

С первой частью заявки покончено — время подумать о второй. Внимательность вновь будет не лишней.

Так, участник аукциона на оказание охранных услуг (Нижегородская область) представил в составе второй части заявки копию лицензии, срок действия которой истек.

Подобная ошибка может стоить потерянного контракта, и действительно — комиссия заказчика приняла решение не в пользу потенциального исполнителя.

Однако участник не оставил надежд и обратился с жалобой на действия комиссии. Дело в том, что заказчик некорректно сформулировал требования к участникам: вместо конкретного указания на необходимые правоустанавливающие документы (копия лицензии) он включил в текст документации цитаты из ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Аналогично неверным образом он сформулировал и требование к составу второй части заявки.

Нижегородское УФАС в решении № 150- ФАС52-КТ-64-0902-16 (43-АМ) от 16.02.2016 согласилось с позицией заявителя.

По его мнению, в нарушение ч. 1 ст. 64 и ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ заказчик не установил в документации требование к участникам о предоставлении во второй части заявки копии лицензии на частную охранную деятельность. Оправдав свою оплошность ошибкой заказчика, участник смог добиться возвращения процедуры определения исполнителя на начальную стадию. Но это вновь потребовало дополнительных трудозатрат.

Рекомендация

Участник закупки, предоставляя во второй части своей заявки все необходимые сведения о своей компании, должен проверять их соответствие требованиям документации, в частности срок действия лицензии на ведение той или иной деятельности.

Указывать только в первой части своей заявки наименование страны происхождения товара

Вернемся к подготовке второй части заявки. Значительным усложнением работы участника на этом этапе становятся различные национальные режимы. Однако сейчас речь не столько о понимании участниками принципов национальных режимов, сколько о соблюдении формальных требований к их указанию.

Например, в ходе закупки мороженой рыбы (вновь Удмуртская Республика) применялись ценовые преференции, которые установлены в приказе Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Участник закупки продекларировал наименование страны происхождения в первой части заявки, но не сделал этого во второй части (что тоже требовалось). Это и послужило основанием для признания его заявки не соответствующей требованиям документации.

На сторону участника встало Удмуртское УФАС, полагавшее, что однократного декларирования страны происхождения вполне достаточно. Однако Арбитражный суд республики придерживался иной точки зрения.

Действительно, несовершенные нормы Закона о контрактной системе в случаях применения национальных режимов могут вводить участника закупки в заблуждение: если он уже указал наименование страны, зачем делать это еще раз? Пытаясь найти логику, участник создал себе проблемы.

В этом случае суд указал на необходимость буквального соблюдения норм ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Напомним, п. 6 указанной части обязывает участников электронных аукционов представлять во второй части своей заявки документы, подтверждающие соответствие условиям, запретам и ограничениям, которые заказчик устанавливает согласно ст. 14 Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов…

Рекомендация

Если требование об указании страны существует в отношении обеих частей заявки, их нужно указать и в первой, и во второй частях. Участникам можно посоветовать всегда рассуждать в ключе «правильно/неправильно», не ставя под сомнение логику норм.

Создать ситуацию, которую можно расценивать как сговор

Когда трудности подготовки заявки позади, приходит время участвовать в самой закупке. Казалось бы, что тут может случиться, ведь она максимально стандартизирована? Однако, как показывает опыт, произойти может многое.

Скажем, потенциального поставщика могут заподозрить в участии в картельном соглашении. Согласованные действия участников по поддержанию высоких цен на аукционе — явление негативное и сложно доказываемое. Скажите, ну как можно поймать за руку нескольких поставщиков, договорившихся о совместных действиях? Именно поэтому зачастую антимонопольный орган вынужден строить доказывание на косвенных признаках, что может привести к ошибке. Участник же закупки, совершающий определенные действия, может вызвать к себе подозрение. К примеру, если он отказывается от подачи предложений о цене контракта.

Так, группа поставщиков подала заявки на участие в электронном аукционе на поставку противотуберкулезных лекарственных препаратов. По мнению Московского УФАС, поставщики реализовали стратегию по поддержанию высоких цен на аукционе: подав заявку, внеся денежные средства по ее обеспечению в размере 5% НМЦК, эти хозяйствующие субъекты участвовали в аукционе по данным лотам, но поочередно отказывались от конкурентной борьбы, не делая ценовых предложений.

ФАС Московского округа в постановлении по делу № А40-92025/12-120-895 от 13.12.2013 признала правоту своих коллег из управления лишь частично.

Участникам удалось оправдать поведение экономической нецелесообразностью, нерентабельностью участия в закупочной процедуре. ВАС РФ отказал в передаче дела в Президиум для пересмотра.

Но факт остается фактом: участники должны принимать риски административного и судебного преследования лишь на основе собственных «странных» действий.

Рекомендация

Участникам закупки стоит избегать действий, которые могут быть расценены как признаки сговора: находиться по одному и тому же адресу, оформлять сертификаты ключей подписи участников на одно и то же физическое лицо, заключать договоры поставки (субподряда) с одним из участников. Кроме того, должностным лицам компаний-конкурентов накануне аукциона лучше избегать встреч.

Уже будучи победителем, нарушить порядок заключения контракта

Я — победитель! Теперь можно расслабиться?! Лучше не спешить! Ведь и в отношении участников закупки, допустивших ошибки при заключении контракта, позиция контрольных органов и судов остается крайне жесткой.

Показательной можно назвать следующую ситуацию. Участник закупки, признанный победителем аукциона, ошибся в ходе заключения контракта: вместо страниц банковской гарантии на сайт электронной площадки он загрузил «лист, который не позволяет определить его назначение и применение…" Скорее всего, это была простая оплошность при сканировании документа.

Нужно отдать должное участнику. Он всячески пытался показать свою добросовестность: направлял заказчику копию банковской гарантии по электронной почте и экспресс-почтой, а сведения — телеграммой.

Однако все попытки спасти положение не увенчались успехом. Арбитражный суд Нижегородской области указал на невозможность замены надлежащих действий по обеспечению исполнения контракта на иные, пусть даже это и указывает на нежелание участника уклоняться от заключения контракта. По его мнению, то, что победитель переписывался по электронной почте с заказчиком о согласовании условий банковской гарантии, а также затем направлял по ней гарантию, не может свидетельствовать о том, что он не нарушил действующий порядок предоставления документов через оператора электронной площадки (см. решение № А43-28383/2013 от 25.04.2014).

Рекомендация

Участник закупки, даже уже став победителем, должен очень внимательно соблюдать порядок заключения контракта.

Ошибки не всегда можно исправить, однако их можно избежать. В описанных ситуациях участники буквально сами создавали себе проблемы. Хотим мы этого или нет, но сегодня в сфере госзакупок зачастую побеждает не самый хороший, а самый внимательный, самый педантичный. Именно эти качества стоит развивать участникам закупок.

Критические ошибки участника электронного аукциона

О других интересных темах вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль