text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

  • 5 октября 2016
  • 10799

Закупочную деятельность госкомпаний, корпораций, монополий и прочих государственных организаций регулируют два федеральных закона: законы 44 и 223. В чем же заключаются отличия для заказчиков и поставщиков, как регламентируют торги 44 и 223 законы?

По 223-ФЗ и 44-ФЗ отличия заключаются в основном в различных особенностях их применения. Можно сказать, что эти два закона, в первую очередь, различны по своим функциям: более подробный закон о контрактной системе регулирует каждый из этапов торговой процедуры, их сроки и распространяется на все закупки всех государственных заказчиков без исключения.

Нарушение его требований влечет серьезные последствия как для госзаказчика – отмена закупки и штрафы, – так и для участника – занесение организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, согласно данному закону, у заказчиков отсутствует возможность изменять или расторгать контракты.

Закон № 223-ФЗ носит более общий характер и не регламентирует отдельные этапы сделки, соответственно и торги могут проводиться разными способами. Заказчик обязан самостоятельно разработать для своей организации «Положение о закупках», указав условия для участников, сроки этапов сделки и варианты выбора поставщика.

Также, в «Положении» прописывается возможность изменения условий или расторжения контрактов.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты.

Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
«Управление закупками (120 часов)»

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС >>

Заказчики 44-ФЗ и 223-ФЗ

Согласно закону о контрактной системе, заказчиками могут быть:

  • государственные бюджетные организации;
  • муниципальные бюджетные организации и некоторые другие.

В тексте 223-ФЗ указана иная, более подробная классификация заказчиков, а именно:

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Участники 44-ФЗ и 223-ФЗ

По данному пункту различий между этими двумя законами нет: в обоих случаях участником (иначе – поставщиком) могут быть как физические, так и юридические лица.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Участники в приоритете

Закон 44-ФЗ обязывает госзаказчиков проводить 15% закупок у у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ отдаёт приоритет малому и среднему бизнесу, а также товарам отечественного производства. Согласно постановлению от 1 июля 2015 года, годовой объем закупок у данных поставщиков должен составлять не менее 18% от совокупного годового объема контрактов.

Виды закупочных процедур

Как различаются торги по 44 и 223 законам?

44-ФЗ называет 10 возможных вариантов процедуры выбора победителя: проведение открытых и закрытых конкурсов, конкурсов с ограничением в участии, многоэтапных конкурсов, проведение запросов ценовых котировок и предложений, а также аукционов в закрытой форме и электронных.

Важно, что случаи закупок у единственного поставщика ограничены.

Для заказчиков, работающих по 223-ФЗ, обязательными являются две категории процедур: электронный аукцион и конкурс. Способы должны быть описаны в Положении заказчика; другие формы он может выбирать самостоятельно.

Для проведения закупок у единственного поставщика в Положении необходимо отразить основания для этого.

Электронные торговые площадки

В Законе 44-ФЗ прописано всего 5 федеральных ЭТП с бесплатной регистрацией: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Росэлторг», ZakazRF, ММВБ.

223 закон не ограничивает заказчиков в выборе площадок, предоставляя более 150 платформ. При этом, платформы могут иметь как платный, так и бесплатный доступ и различные условия участия.

Отчетность по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Согласно обоим законам, на сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчиком должна быть размещена следующая отчетность:

  • 44-ФЗ: об исполнении контрактов, об объеме закупок у организаций малого бизнеса и социальных государственных учреждений и, при необходимости, отчеты с обоснованием закупок у единственного поставщика;
  • 223-ФЗ: об общей стоимости заключенных договоров (в том числе, при работе с единственным поставщиком), договоры по закупкам, данные которых содержат государственную тайну, а также договоры с субъектами малого и среднего бизнеса.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Поскольку 223-ФЗ носит менее строгий характер, гарантии выполнения контракта устанавливаются по усмотрению заказчика.

По 44-ФЗ заказчик обязан требовать от организации-победителя финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены. Сумма обеспечения может быть установлена в размере от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта.

Возможность обжалования действий заказчика

При работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ возможно проведение процедуры обжалования. И в том, и в другом случае, жалоба подается в территориальное отделение ФАС. Различие исключительно в сроках подачи: по закону 44 жалоба публикуется на сайте госзакупок в течение 2 рабочих дней; 5 дней дается на рассмотрение и вынесение решения.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.