Об обязательности включения инструкции по заполнению заявки в аукционную документацию

416
Вместо того чтобы разработать для потенциальных участников электронного аукциона инструкцию по заполнению заявки, заказчик продублировал в документации о закупке положения статьи 66 Закона о контрактной системе. Антимонопольный орган потребовал аннулировать процедуру определения подрядчика и получил поддержку судей.

Расскажем о важности включения инструкции по заполнению заявки в аукционную документацию.

Суть спора

Важный документ

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А31-2029/2015.

Муниципальное учреждение разместило на официальном сайте извещение о предстоящем электронном аукционе. Предмет закупки – работы по ремонту мемориала с заменой мраморных плит и гравировкой символов.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

На участие в торгах поступило четыре заявки, три из которых были отклонены уже на этапе рассмотрения первых частей. Один из отсеянных участников подал в контрольный орган жалобу на действия аукционной комиссии. Она не допустила предпринимателя к торгам, поскольку он не указал место происхождения товара.

Бизнесмен же утверждал, что все необходимые сведения были в первой части заявки. УФАС признало жалобу необоснованной. Но, исследовав материалы дела, контрольный орган все же наказал учреждение. Оно нарушило положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Проверяющие пояснили, что в документации о закупке отсутствовала инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе. Таким образом, претенденты не могли корректно составить этот документ, поскольку не имели четкого представления о требованиях к его содержанию. Заказчику было выдано предписание об аннулировании процедуры определения подрядчика. Учреждение не согласилось с этим решением и обратилось в суд.

Отнеситесь к подготовке аукционной документации с должным вниманием.

Доводы контролеров

Учреждение включило в документацию о закупке раздел 4 «Подготовка заявки на участие в электронном аукционе». В нем был выделен подраздел 4.5 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе». Однако в этой части текста заказчик указал, что заявка заполняется в соответствии с подразделом 4.3 аукционной документации и статьей 66 Закона о контрактной системе.

А изучив подраздел 4.3, чиновники УФАС обнаружили, что он полностью воспроизводит требования к содержанию и составу заявки, прописанные в статье 66 Закона о контрактной системе. То есть, вместо того чтобы разработать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, заказчик просто продублировал положения упомянутой статьи.

Специалисты антимонопольного органа сделали вывод, что в документации об аукционе фактически не предусмотрены требования к содержанию заявки. И потому потенциальные подрядчики не имели возможности четко и однозначно определить запросы заказчика относительно сведений, которые должны быть в первых частях их заявок. К тому же учреждение не уточнило, требования какого из подпунктов – «а» или «б» – пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе надо выполнять.

Доводы заказчика

Представители муниципального учреждения, в свою очередь, ссылались на раздел 11 аукционной документации. В нем были указаны объем выполняемых работ и наименования используемых материалов. Там же заказчик прописал максимальные и минимальные значения характеристик материалов, а также показатели, значения которых нельзя менять.

При этом о товарных знаках в разделе 11 ничего не говорилось. Кроме того, ни один претендент на заказ не попросил разъяснить положения аукционной документации. И этот факт якобы свидетельствует о наличии надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.

В дополнениях к своей апелляционной жалобе заказчик упомянул судебные акты по аналогичному делу.

Решение по делу

Однако судьи сочли все эти аргументы неубедительными.

Суд первой инстанции исходил из того, что полное воспроизведение в аукционной документации положений статьи 66 Закона о контрактной системе нарушает требование пункта 2 части 1 статьи 64 упомянутого закона. Отсутствие инструкции по заполнению заявки на участие в торгах и требований к содержанию первой части такой заявки привело к неоднозначному пониманию положений аукционной документации.

Важно запомнить

При закупке работ с использованием товара первая часть заявки должна содержать информацию в соответствии с подпунктом «а» либо «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (письмо Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № Д28и-1270).

Апелляционный суд подтвердил обоснованность решения контролеров. Сам факт отклонения трех заявок из четырех поданных говорит о том, что желающие принять участие в аукционе не владели информацией о том, как правильно заполнять заявку. Соответственно, они не смогли определить, какие сведения надо указать при формировании ее первой части.

Кроме того, претенденты на заказ могли полагать, что поданные ими документы составлены верно, в связи с чем не обращались за разъяснениями. Не разработав надлежащую инструкцию, заказчик нарушил принципы эффективности и результативности закупки, что привело к дополнительным затратам времени и ресурсов.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль