text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 775 48 66 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Централизованные закупки по 44-ФЗ

  • 31 января 2017
  • 8099

В статье 26 Закона № 44-ФЗ прописаны условия проведения процедуры централизованных закупок. Расскажем о 3 моделях централизации закупок, кто утверждает документацию, а также о плюсах и минусах централизованных закупок.

Орган централизованных закупок

Что такое централизация закупок? Это создание государственного, муниципального органа или казенного учреждения, уполномоченных на определение подрядчиков для реализации потребностей государственных и муниципальных закупок. По сути, это означает, что организацией должен заниматься один уполномоченный специализированный орган, надстроенный на соответствующем уровне.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Кроме того, полномочия на определение подрядчиков, планирование закупок, заключение и исполнение контрактов могут быть возложены на уже существующий федеральный орган исполнительной власти или казенное учреждение.

«Управление закупками (120 часов)»

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС >>

Важно

Уполномоченный орган (УО) или организация имеет право выбирать поставщиков, но при этом не может участвовать в процедуре обоснования централизованных закупок, определения максимальной цены контракта и прочих условий, а также не имеет прав на его подписание.

Контракты могут быть подписаны исключительно самими заказчиками, для которых были выбраны подрядчики.

Модели централизации закупок

Положения ст. 26 позволяют ввести определенную классификацию уровней возможной централизации закупок:

1. Базовая централизация (или централизация функций определения поставщиков)

Это предусмотрено ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе. В рамках этой модели создается или используется уже существующий государственный или муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких организаций, казенных учреждений.

Функционал таких УО наиболее узкий — они только определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для ряда заказчиков, установленных решениями о создании таких УО, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. При этом контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). Нормативно не допускается возлагать на такие уполномоченные учреждения права на обоснование торгов, определение условий контракта, в т. ч. на определение НМЦК и подписание контракта.

2. Предметная централизация

Это предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 26 Закона 44-ФЗ. Президент РФ, Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация могут принять решение централизовать ряд закупок органов исполнительной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений. В этом случае определяется УО, учреждение, на которые будет возложена часть функций таких заказчиков.

К этим функциям относятся планирование, нахождение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т. ч. приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты. Это именно предметная централизация, т. к. по всем централизованным закупкам, не упомянутым в соответствующем нормативном акте, заказчики реализуют весь спектр задач и функций, предусмотренных законодательством о контрактной системе сами. Например, по решению Правительства РФ Минкомсвязи России может определить поставщика услуг мобильной связи для всех федеральных органов исполнительной власти (т. е. провести централизацию по предмету приобретения). Это своего рода альтернатива совместным торгам.

3. Ведомственная централизация

Нормативным основанием такого вида централизации являются ч. 5 ст. 26 и ч. 4 ст. 112 44-ФЗ. До 1 января 2017 г. каждый федеральный орган исполнительной власти, исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления был вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными организациями, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении ими функций и полномочий учредителя учреждений). После января 2017 г. данное право заказчиков становится их обязанностью.

При этом предусмотрено несколько способов осуществления полномочий заказчика:

  • осуществление данными организациями полномочий на:
    • определение поставщиков для соответствующих заказчиков;
    • планирование и осуществление централизованной закупки, включая нахождение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, учреждения или несколько органов, учреждений полномочиями на определение поставщиков для соответствующих заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, учреждения или несколько органов полномочиями на планирование и осуществление закупочной деятельности, включая определение поставщиков, заключение контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих заказчиков;
  • осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, каждое ведомство имеет возможность самостоятельно централизовать закупки своих подведомственных учреждений, выбирая наиболее оптимальную модель и исходя из специфики отрасли.

Кто утверждает документацию при централизации закупок

Документация утверждает заказчик, если у УО нет такой обязанности. Если обязанность утверждать документацию есть, то УО. Его функции прописаны в решении создать учреждение или наделить полномочиями организацию, которая уже работает.

Это следует из частей 1, 2, 3 и 10 статьи 26 Закона № 44-ФЗ. Такую же позицию высказали Минэкономразвития – в письме от 10 марта 2016 года № ОГ-Д28-3642 и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа – в постановлении от 8 июля 2016 года № Ф02-3355/2016, А74-8245/2015.

Централизация закупок по 44- ФЗ: минусы системы

Минусы в первую очередь связаны с потенциальным уменьшением числа поставщиков на рынке снабжения государственных и муниципальных заказов, ведь подобные ограничения влияют на возможность доступа к участию в госзакупках.

Как следствие, минусы для заказчика следующие:

  • Чем меньше предпринимателей получают доступ к государственным и муниципальным заказам, тем меньше конкуренция между подрядчиками. Отсутствие возможности выбора ведет к снижению качества покупаемой продукции.
  • При наличии исключительно крупных заказов на рынке, небольшие производители вынуждены будут покинуть рынок, и заказчикам придется покупать продукцию исключительно у крупных корпораций.
  • Уменьшение конкурентной борьбы может привести к коррупции.
  • Возможны трудности в процессе коммуникации и передачи информации между УО и заказчиками.
  • Необходимость осуществления закупки через уполномоченный орган удлиняет процесс, а, следовательно, увеличивает временные издержки.
  • Дублируются транзакционные издержки, поскольку заказчик сохраняет большую часть полномочий, связанных с планированием и осуществлением централизованной закупки, а это значит, что он в любом случае вынужден содержать собственную контрактную службу или управляющего.
  • Увеличивается риск сговора органов власти с уполномоченными на контроль организациями.

Одним из ключевых минусов также является обязательный характер полной централизации. Иными словами, если принимается решение о проведении централизации государственных и муниципальных закупок, под его действие попадают все торги вне зависимости от суммы и способа установления подрядчика.

Подобное предоставление неограниченных полномочий по установлению полной централизации несет в себе опасность, лишая организации возможности самостоятельно проводить закупку при наличии срочной необходимости.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Централизация закупок: плюсы системы

Основным плюсом централизации процесса управления закупочным процессом в руках уполномоченного исполнительного органа является существенная экономия бюджетных средств.

Сокращение расхода бюджетных средств будет происходить не только благодаря возможности получения существенных скидок при проведении покупки крупной партии той или иной продукции, но также и в процессе утверждения планов и соответствующем выделении денежных средств на их реализацию. Несмотря на то, что формально орган, уполномоченный на проведение процедур торгов, не может участвовать в процедуре планирования, он собирает данные по снабжению, которые в свою очередь проверяются органами и ведомствами, контролирующими затраты бюджетных средств.

Кроме того, к числу преимуществ данной системы можно также отнести повышенный контроль над госзакупками: наличие уполномоченного на процесс управления закупками органа предоставляет возможность контролировать процесс «от и до» со стороны государства, а следовательно, пресекать нарушения нормативных актов и повышать эффективность торгов и отслеживать результаты.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.