text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Что такое централизация закупок по 44-ФЗ

  • 24 августа 2018
  • 9246

Закон о контрактной системе разрешает централизовать закупки. Суть в том, что процедуры для нужд нескольких заказчиков проводит один уполномоченный орган. Плюсы централизации закупок по 44-ФЗ в экономии средств бюджета и снятии административной нагрузки с госучреждений. Однако есть и минусы. О нюансах централизации государственных закупок

Централизация закупок по 44-ФЗ

Централизации посвящена статья 26 Закона о контрактной системе. Там сказано, что полномочия на проведение закупок может быть переданы существующим госоргану, муниципальному органу, казенному учреждению, также могут быть созданы новые структуры специально для организации закупочных процедур. Уполномоченные органы вправе проводить торги, однако на них не могут быть возложены обязанности по обоснованию потребностей заказчиков, определению условий контракта, определение НМЦК. Подписывать контракты они также не могут.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

Если планируется централизация закупок федеральных органов, решение о создании уполномоченного организатора принимает Президент или Правительство РФ. Среди полномочий выделяют: проведение процедур, планирование закупок, заключение контрактов, исполнение, приемка результатов, обеспечение оплаты.

Если централизация закупок охватывает нескольких заказчиков, которыми выступают исполнительные органы власти в субъектах, казенные, бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы в регионах, организатор закупок назначается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта или местной администрацией.

В некоторых случаях централизация закупок — это условие предоставления межбюджетных трансфертов. В такой ситуации Правительство РФ наделяет полномочиями на проведение процедур определенный уполномоченный орган. Какие обязанности по закупкам можно передавать уполномоченным органам, какие документы придется оформить и как, разобраться помогут примеры из практики и наглядные схемы.

Если полномочия организатора закупок определены на основании соглашения между регионом и муниципальным образованием, он может проводить процедуры для нужд заказчиков в субъектах и муниципалитетах. Если полномочия определены решениями органов местного самоуправления муниципального района, городского округа, такие организаторы вправе действовать от имени поселений, бюджетных учреждений, МУПов.

Действия уполномоченных органов регулируются Законом № 44-ФЗ. На них, в том числе, распространяются положения о правах и обязанностях заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг и аудит.

Централизованные закупки по 44-ФЗ: что это

Говоря кратко, централизованные закупки — это один из способов организации торгов, при котором деятельность по выбору исполнителя контракта ведет не лично заказчик, а уполномоченный на это орган.

Он проводит процедуры для нескольких госучреждений. Такой орган может быть создан на государственном, региональном и муниципальном уровне.

В некоторых случаях полномочия передаются уже существующим госорганам. Важно знать, что организатор торгов не вправе:

  • определять условия контракта;
  • устанавливать начальную цену;
  • выполнять обязанность по обоснованию проведенной закупки.
  • подписывать контракты.

Все эти действия выполняет контрактный управляющий или контрактная служба заказчика.

Централизация государственных закупок подразумевает, что госорган, организовывающий торги, согласовывает с заказчиками планы и планы-графики, совместно с ними выбирает способ определения поставщика и осуществляет следующие действия:

  • готовит извещения;
  • вносит в документацию необходимые правки;
  • организует работу комиссии;
  • готовит протоколы;
  • контролирует процесс подачи заявок и вскрытия конвертов;
  • обеспечивает хранение протоколов и других документов.

Нужно понимать, что с заказчиков снимаются не все полномочия. Они должны:

  • формировать и утверждать планы и планы-графики;
  • размещать их в ЕИС;
  • выбирать способы определения поставщиков;
  • обосновывать закупки;
  • готовить описание объектов закупки;
  • определять условия контракта, в том числе цену и размер обеспечения;
  • утверждать закупочную документацию;
  • подписывать контракты;
  • направлять данные для включения в реестр контрактов;
  • формировать в ЕИС отчеты.
Вопрос из практики

Могут ли уполномоченный орган привлечь к административной ответственности?

Как обжаловать закупки уполномоченного органаОтвечает Ольга Чагина, специалист по закупкам

Да, контролеры вправе привлечь уполномоченный орган к административной ответственности. Уполномоченные органы, как и заказчики, относятся к участникам контрактной системы (п. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

К уполномоченным органам применяют все требования Закона № 44-ФЗ, как и к заказчику. При этом уполномоченные органы несут административную ответственность, которая предусмотрена Кодексом РФ об административной ответственности, наравне с заказчиками. Например, при централизации и проведении совместных закупок уполномоченный орган выступает в качестве заказчика. Ответственность за нарушения при закупках применяют к уполномоченному органу как к заказчику (ч. 11 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).

Административную ответственность к уполномоченному органу применяют только в рамках возложенных на него полномочий. Например, на уполномоченный орган возложили обязанность размещать документы в ЕИС. Ответственность будет связана с нарушением порядка и сроков размещения документов. Штрафы за другие нарушения возложат на заказчика.

Из рекомендации «Как обжаловать закупки уполномоченного органа»



Централизация закупок по 44-ФЗ: плюсы и минусы

Мы рассмотрели, что это такое централизованные закупки по 44-ФЗ. Перейдем к их плюсам и минусам.

Плюсы централизации закупок по 44-ФЗ:

  • экономия бюджетных средств за счет оптового приобретения однородных товаров (работ, услуг);
  • высокая квалификация работников уполномоченного госоргана;
  • отсутствие дублирования функций нескольких специалистов;
  • упрощение контроля за закупочной деятельностью;
  • повышенный интерес участников к масштабным закупкам.

Среди минусов выделяют:

  • дополнительная бумажная волокита при взаимодействии заказчика с уполномоченным органом;
  • необходимость планировать закупки заранее, подстраиваясь под других заказчиков;
  • повышение рисков обжалования процедур;
  • увеличение срока исполнения закупок.

Резюмируя, можно сказать, что централизация закупок позволяет сэкономить и снизить нагрузку на заказчиков, но в то же время может повлечь за собой снижение уровня конкуренции и увеличение срока проведения торгов.

Можно ли централизовать закупки по 223-ФЗ

Централизация государственных закупок — это механизм проведения процедур, который может применяться не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Хоть в Законе о закупках отдельными видами юрлиц и не установлены правила централизации, заказчики часто пользуются этой схемой для экономии средств. Как правило, к ней прибегают крупные предприятия, которые организовывают процедуры для своих дочерних организаций. Порядок централизации они прописывают в своем положении о закупках.

Важно

До 1 января 2019 года заказчики должны оперативно привести в соответствие с новыми правилами свои положения о закупке, утвердить их и разместить в ЕИС. Проводить закупки, руководствуясь положением о закупке, которое противоречит Закону № 223-ФЗ, нельзя.
Расскажем, что и как изменить в положении о закупке, чтобы оно соответствовало измененному закону.

Децентрализованные закупки: это как

Мы разобрали, что такое централизованные закупки. Но существует и обратное понятие. Децентрализованные закупки — это механизм, при котором заказчики сами проводят все процедуры для себя от начала и до конца. Выделим плюсы такого способа организации закупочного процесса:

  • закупки проводятся в соответствии с нуждами конкретного учреждения, не нужно подстраиваться под другие госучреждения;
  • гибкость в корректировке сроков.

К недостаткам относят:

  • выполнение специалистами однотипных функций, которые можно поручить третьему лицу;
  • кадровое обеспечение;
  • дополнительные финансовые вложения;
  • незаинтересованность поставщиков в закупках с небольшим бюджетом.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.