Что такое экспертиза в рамках Закона № 44-ФЗ, какие виды существуют, и чем они отличаются, рассказали в этой статье.
Провести экспертизу контракта: инструкция
Экспертиза – это исследование, которое требует специальных знаний науки, техники, искусства или ремесла. Заказчики часто спрашивают: нужно ли такое исследование. Законодатель даёт на этот вопрос конкретный ответ, что заказчик обязан проводить его каждый раз при приемке (ч. 3 ст. 94 Закон № 44-ФЗ).
Пройдите пять основных шагов приемки и экспертизы по контракту. Редакция дала порядок действий, если продукция не отвечает условиям контракта.
Возьмите демодоступ к Системе Госзаказ и смотрите, в каких документах оформить приемку и экспертизу.
Провести экспертизу: пошаговая инструкция
Это положение относится ко всем результатам, которые предусмотрены контрактом и распространяются на поставку товаров, оказание услуг, проведения работ. Когда контракты разбиты на этапы, при приемке каждого этапа необходимо делать экспертизу по закону 44-ФЗ.
Чтобы провести экспертизу при приемке продукции, назначьте ответственного сотрудника или создайте комиссию. Внешних экспертов привлекайте на свое усмотрение – обязанности в законе нет. Результаты приемки оформите документально и разместите в ЕИС.
Воспользуйтесь шаблоном от редакции Системы Госзаказ, чтобы проводить электронную приемку товаров, работ, услуг в ЕИС. Пропишите, кто из сотрудников оформляет и подписывает необходимые документы в ЕИС
Приказ об ответственных за электронную приемку
Внутренняя и внешняя экспертиза: в чем отличие
Экспертиза может быть двух видов: внутренняя и внешняя. Особенность внутренней в том, что заказчик проводит ее по 44-ФЗ собственными силами. При этом госзаказчик привлекает собственных специалистов, которые должны проверить товар, услуги или результаты работ на то, что они отвечают требованиям и условиям заключенного контракта.
Смотрите в видео Системы Госзаказ, как правильно заполнить заключение по результатам внутренней экспертизы. В ходе экспертизы проверьте, отвечают ли характеристики товара, работы или услуги условиям контракта.
Как правило, исследование своими силами проводит госзаказчик в момент поставки товара. По ее итогам оформляются результаты. Они могут быть оформлены отдельно самостоятельным документом в виде заключения, либо в виде информации о качестве исполнения контракта. Информация содержится в первичных документах, например, в акте-приемке, товарной накладной или универсальном передаточном акте.
Нужно ли проводить экспертизу и отражать ее в документе о приемке, если фактически услуги не оказаны
Заказчик имеет право создать приемочную комиссию. Для этого нужно издать приказ о ее создании и утвердить положение комиссии по экспертизе. Члены комиссии должны обладать компетенцией, чтобы объективно провести исследование, иметь необходимый уровень подготовки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). Комиссия должна включать в себя не менее пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).
Второй вид – внешняя экспертиза по 44-ФЗ. Ее заказчик проводит в редких случаях, когда нет собственных ресурсов или специалистов. При этом госзаказчик нанимает сторонние компетентные организации. Они исследуют исполнение контракта на основании договора с заказчиком. Экспертная организация в обязательном порядке оформляет заключение о результатах экспертизы.
Скачайте образцы документов, без которых не обойтись в работе закупщика |
||||||
Дополнительное соглашение об изменении цены в цифровом контракте |
||||||
Претензия об уплате штрафа за нарушение нестоимостных обязательств по контракту |
||||||
Типовая форма независимой гарантии для обеспечения контракта |
||||||
Претензия об уплате пеней за просрочку поставки товара по 44-ФЗ |
Основные ограничения и запреты, причины для отмены экспертизы
Перечень требований к комиссии и способу проведения экспертизы достаточно широк. Чаще всего оспаривают процессуальные нарушения со стороны экспертов и экспертных организаций. Поставщики и исполнители ссылаются, что их не оповестили о проведении экспертизы, времени и месте ее проведения (ч. 3 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).
Ограничения и запреты для привлечения физлиц и организаций к экспертизе исполнения контракта прописаны в части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ. Так, нельзя допускать к экспертизе бывших или настоящих работников заказчика или поставщика, родственников или лиц, имеющих имущественную заинтересованность в заключенном контракте.
Не подойдут в качестве экспертов также организации, в которых заказчик или поставщик имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц. Кроме того, нужно исключить любых лиц, на которых может быть оказано влияние заказчиков или поставщиком.
Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере закупок, подписывайтесь на наши социальные сети: