Приоритет российским товарам: что говорит Минэкономразвития

5566
С нынешнего года заказчиков по 223-ФЗ обязали устанавливать преференции участникам закупки, предлагающих российские товары. Этот порядок, который утвердило Постановление № 925, вызвал много вопросов к Минэкономразвития России. Отвечая на них, регулятор опубликовал несколько писем. Сделаем их обзор в канве основных проблем.

С 1 января 2017 года заказчики по 223-ФЗ должны предоставлять приоритет товарам отечественного происхождения. Преференции также нужно устанавливать к работам и услугам, которые выполняют и оказывают российские граждане. Это обязало постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (далее – Постановление № 925).

В нескольких своих письмах Минэкономразвития разъяснило разные вопросы его применения:

  • когда и как предоставлять приоритет;
  • когда не давать преференции;
  • как обозначить в документации условия о приоритете;
  • в каких сферах применяют преференции.
Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Когда и как предоставлять приоритет российским товарам

Постановление № 925 обязывает заказчиков предоставить преференции участникам конкурса, заявки которых содержат предложение о поставке товаров российского происхождения.

Механизм приоритета основан на том, что при оценке по стоимостным критериям предложения цены договора таких участников автоматически снижают на 15%. Однако договор с победителем из этой категории заключают по цене, которую он предлагал.

Кроме того, проводя аукциона или аналогичный способ закупки на понижение НМЦК, заказчики должны тоже дать преференции заявкам с российскими товарами. Так, если победитель предложил иностранные товары, заказчик обязан заключить с ним договор на 15% ниже его предложенной цены (письма Минэкономразвития России от 15.12.2016 № Д28и-3367, от 21.02.2017 № Д28и-647). Таким образом, с импортными товарами идти на аукцион менее выгодно.

При применении Постановления № 925 у заказчиков возникли вопросы, действуют ли преференции и для каких способов закупки в ситуации, когда в одной заявке с отечественными и импортными объектами закупки стоимость российских товаров равна 50% стоимости всех других предложенных товаров. Минэкономразвития России в письме от 15.12.2016 № Д28и-3367 ответило, что в таком случаи приоритет предоставить нужно.

Предоставлять ли приоритет товарам из стран ЕАЭС

Много вопросов возникло по тому, к какой категории при предоставлении приоритета отнести товары из стран Евразийского экономического союза – отечественных или импортных. В частности, продукцию из Белоруссии.

Минэкономразвития России в письмах от 13.02.2017 № Д28и-641, от 16.02.2017 Д28и-638 (относительно белорусских товаров – письмо Минэкономразвития России от 21.10.2016 № Д28и-2858) разъяснило, что товары из государств – членов ЕАЭС имеют такой же статус, как и российские, и поэтому должны так же получать преференции. Это связано с тем, что приоритет устанавливают с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ-1994) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор о ЕАЭС).

Когда не давать преференции поставщикам

Ведомство отмечает, что заказчик не должен предоставлять приоритет в случаях, если в заявке на участие в закупке нет предложений о поставке российских товаров или нет товаров иностранного происхождения (письмо Минэкономразвития России от 16.02.2017 Д28-И-638).

Кроме того, заказчики не вправе предоставлять приоритет, если все заявки на участие в закупке содержат предложения о поставке либо только российских товаров, либо только иностранных (письмо Минэкономразвития России от 15.12.2016 № Д28и-3367).

Министерство также отмечает, что нельзя давать преференции в ситуации, когда среди нескольких допущенных участников во время торговой сессии лишь один из них выставляет цену, предлагая иностранные товары. При этом в положении заказчики такие закупки признают несостоявшимися.

Минэкономразвития России в письме от 15.12.2016 № Д28и-3367 отмечает, что здесь нужно применять подп. «а» п. 6 Постановления № 925, который не позволяет предоставлять приоритет в случае, когда закупку признают несостоявшейся и договор заключают с единственным участником закупки.

Кроме того, как отмечено в Постановлении № 925, заказчики не могут давать приоритет заявкам, предлагающим сразу отечественные и иностранные объекты закупки, если стоимость российских товаров:

  • на конкурсе меньше 50% стоимости всех других предложенных товаров;
  • на аукционе больше 50% стоимости всех других предложенных товаров.

Как обозначить в документации условия о приоритете товаров

Чтобы предоставить приоритет, необходимо включить в документацию о закупке условия отнесения участника к российским или иностранным лицам. Основанием этого будут документы участника закупки, которые содержат информацию о месте его регистрации (для юрлиц и индивидуальных предпринимателей), а также документы, удостоверяющие личность (для физлиц). Об этом Минэкономразвития России говорит в письме от 15.02.2017 № Д28и-551.

Кроме того, как отмечено в п. 5 Постановление № 925, приоритет отечественным товарам, работам и услугам предоставляют, если документация о закупке содержит:

  • требование об указании участником закупки в заявке или ее части наименования страны происхождения товаров;
  • положение об ответственности участников закупки, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
  • сведения о НМЦ единицы каждого товара, работы, услуги по закупке;
  • условие о том, что заявку, в которой не указана страна происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие о том, как определить соотношение цены объектов закупки российского и иностранного происхождения;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам. На основании документов о месте регистрации участника-организации и ИП или удостоверяющих личность для физлиц;
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки на участие в закупке от участника, с которым договор заключают;
  • положение о заключении договора в случае уклонения победителя. Если в итоге договор заключаете с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя;
  • условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара – качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают указанным в договоре.

В каких сферах применяют преференции

Постановление № 925 не дает перечень товаров, работ, услуг, при закупках которых заказчик должен предоставлять приоритет. Вместе с тем, как отмечает Минэкономразвития России в письме от 13.02.2017 № Д28и-641, этот документ имеет строго ограниченные сферы применения, которые определены ГААТ-1994 по тарифам и торговле и Договоре о ЕАЭС.

Так, Всемирная торговая организация признает права государств устанавливать подобные приоритеты в ряде специфических сфер, в том числе в сферах обороны и безопасности, включая снабжение вооруженных сил. Кроме того, в числе таких областей – защита жизни и здоровья человека, оборот золота и серебра, охрана художественных, исторических и археологических ценностей.

Таким образом, как разъясняет ведомство, Постановление № 925 необходимо применять в случаях, не противоречащих положениям Договора о ЕАЭС и ГАТТ-1994.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Подписаться

Анонсы будущи х номеров

    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль