Применение приказа Минэкономразвития № 155 на практике

1353
Частью 1 ст. 14 Закона № 44 установлено, что к товарам, произведенным за рубежом, а также к услугам и работам, выполняемым иностранными юридическими и физлицами, может применяться национальный режим РФ в тех случаях, предусмотренных международными договорами. В части 4 ст. 14 указанного ФЗ установлено, что условия допуска иностранных поставок устанавливается нормативным актом органом власти. В 2014 году был принят приказ от 25.03 за номером 155. Данный нормативный акт Минэкономразвития РФ от 25 марта и станет предметом настоящего материала.

Из статьи вы узнаете:

Как подтвердить страну товаропроизводителя;
Преференции при проведении аукциона: примеры;
Преференции при других конкурентных процедурах;
Когда преференции в закупках не применяются;
Примеры сложных ситуаций по приказу № 155.

На кого и на что распространяются положения приказа № 155

В соответствии с п. 2 приказа, его действие распространяется на продукцию, выпущенную в странах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Членами данного союза в настоящее время являются 5 государств:

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Кыргызская республика;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Армения.

Документом, регламентирующим деятельность союза, является Договор об ЕАЭС, подписанный 29.05.2014 в городе Астана.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

В приложении к нормативному акту № 155 содержится перечень товаров, в отношении закупки которых в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд установлен льготный порядок.

Вот основные группы:

Отмена приказа № 155 и запрет, который уточнят в закупках

В ближайшее время отменят условия допуска иностранных товаров из приказа Минэкономразвития России № 155.
Но сделают это только для того, чтобы заменить их новыми условиями.

Читайте статью полностью

1. Продукты питания:

  • овощи (капуста, томаты лук и т.д.);
  • фрукты (яблоки, виноград);
  • рыба, которая не является продукцией рыбоводства (живая, охлажденная замороженная);
  • мясо замороженное и в виде консервов;
  • масло;
  • макаронные и кондитерские изделия;
  • соль пищевая (дробленая и молотая).

2. Бумага;

3. Изделия из металла:

  • прокат (листовой, сортовой);
  • профили рельсовые;
  • трубы.

4. Ядерные реакторы (промышленные, транспортные) и оборудование для их использования;

5. Компьютеры;

6. Прочее специальное оборудование и машины (мостовые краны, литейные машины и т.п.).

7. Лекарственные средства и медицинское оборудование.

Как подтвердить страну товаропроизводителя

В соответствии с п. 13 положения Минэкономразвития от 25 марта подтверждением страны происхождения продукции, указанной в предыдущем разделе статьи, является декларация участника конкурентной процедуры. Она составляется в произвольной форме, чаще всего на бланке участника и содержит в себе перечень предлагаемой продукции с указанием наименования государства, в котором такая продукция было произведена.

При этом название государства-производителя необходимо указывать с Общероссийским классификатором ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001. Для участников конкурентных процедур, предлагающих к поставке продукцию, произведенную на территории ЕАЭС, дополнительным подтверждением страны производства продукции может послужить сертификат СТ-1.

Информацию о стране, где была произведена поставляемая продукция надлежит указать и в госконтракте, оформляемом по итогам конкурентной процедуры. В ходе выполнения госконтракта не допускается изменение страны происхождения поставляемой продукции. Единственным исключением из этого правила будет замена на продукцию, также произведенную в государствах-членах ЕАЭС.

Действия госзаказчиков при установлении преимуществ

Для реализации положений рассматриваемого нормативного акта госзаказчикам рекомендуется в закупочной документации устанавливать:

  • требование о декларировании участником конкурентной процедуры страны, в которой предлагаемая продукция была произведена;
  • требование об указании цены за единицу предлагаемой продукции;
  • положение об ответственности участника конкурентной процедуры за достоверность информации о стране происхождения продукции.

При этом госзаказчик должен использовать возможности для проверки подлинности предоставленной информации и отстранять от участия в конкурентной процедуре участников, предоставивших недостоверные сведения, например, о стране происхождения продукции. Такого мнения придерживается ФАС России, например, в Решении Омского УФАС № 03-10.1/28-2016 от 10.02.2016.

5 запретов на закупку импорта, которые нужно соблюдать

С 1 декабря действует еще один список иностранных товаров, которые нельзя закупать. Заказчикам запретили закупать импортную мебель и товары деревообрабатывающей промышленности.
Разъясним, для чего запрет действует, какие есть исключения и как их подтвердить. Напомним обо всех запретах в рамках нацрежима, сопроводим их судебными делами и решениями ФАС.

Читать статью полностью

Преференции при проведении аукциона

В соответствии с п. 7 Приказа победитель аукциона определятся по общим правилам, т.е. им становится участник, предложивший наименьшую цену. Заявка участника, не предоставившего декларацию о стране производства предлагаемых товаров, не подлежит отклонению. Такое мнение выражено в письме Минэкономразвития от 28.01.2016 № Д28и-259. Ему не предоставляются преимущества, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития от 25 марта.

С победителем аукциона, предложившим продукцию, включенную в рассмотренный выше перечень, произведенную за пределами ЕАЭС, госконтракт заключается по цене, сниженной на 15% от его предложения. Если же аукцион выиграл участник, предложивший к поставке товары, местом изготовления которых является РФ или другие страны-участницы союза, то госконтракт с ним оформляется по предложенной стоимости.

Пример 1. Аукцион выиграл поставщик товаров, включенных в приложение к Приказу за номером 155, на 100% произведенных за пределами ЕАЭС. Предложенная им цена составила 1 млн. рублей. Следовательно, контракт будет заключен с ним, но по цене, сниженной на 15%, т.е. за 850 тысяч рублей.

Пример 2. Победителем аукциона стал участник, предложивший цену 500 тысяч рублей и представивший декларацию, подтверждающую, что он предлагает к поставке продукцию только российского производства. Положения Приказа, изданного в 2014 году, позволяет оформить с ним госконтракт со стоимостью 500 тысяч рублей.

Если в состав заявки вошла российская продукция, продукция, произведенная в других государствах ЕАЭС и продукция иностранного производства, при этом стоимость последней превышает 50% от общей стоимости, то льготы на такого участника не распространяются.

Контракт с ним следует оформлять по цене, сниженной на 15%. Подробнее в письме Минэкономразвития от 30.10.2015 №Д28и-3281. Если победитель электронного аукциона не задекларировал процентное соотношение долей товаров, изготовленных в пределах ЕАЭС и товаров иностранного производства, то такая доля рассчитывается по цене за единицу предложенной продукции, полученной при обосновании начальной цены госконтракта.

Вернуться к началу

Преференции при других конкурентных процедурах

При проведении госзакупок путем:

  • конкурса,
  • запроса предложений,
  • запроса котировок

преференции предоставляются по-другому. Приказ за номером 155 в пунктах 5 и 6 предусматривает, что для участников конкурентных процедур, предоставивших заявки с предложением поставки товаров, указанных в его приложении и произведенных на территории стран-участников ЕАЭС при оценке заявки по критерию «цена товара» применяется понижающий коэффициент. Его размер составляет те же 15%. Госконтракт же оформляется по цене, предложенной участником конкурентной процедуры.

Например, на участие в запросе котировок подано две заявки. Участник 1 предложил поставить российскую продукцию, указав на это в декларации о стране происхождения товара по цене 300 тысяч рублей. Участник 2 предложил товары, произведенные за пределами ЕАЭС за 280 тысяч рублей. С применением понижающего коэффициента цена товаров, предлагаемых первым участником, составит 255 тысяч рублей. Именно он будет признан победителем закупки. Контракт будет заключен по первоначально предложенной им цене – 300 тысяч рублей.

В случае, если несколькими участниками конкурентной процедуры предложены одинаковые условия выполнения контрактов (с учетом понижающего коэффициента), то госконтракт следует оформить с тем, участников, в отношении которого такой коэффициент был применен.

Следует отметить, что при проведении указанных выше закупок по Приказу за номером 155, декларацию о происхождении товаров должны предоставить все участники, даже поставщики иностранных товаров. В противном случае их заявка будет отклонена (письмо МЭР от 07.04.2016 № Д28и-849).

Когда преференции в закупках не применяются

В соответствии с п. 8 Приказа за номером 155 указаны случаи, когда преференции в отношении российской продукции и товаров, произведенных в других странах, входящих в ЕАЭС не действуют. Это – случаи, когда:

  • в рамках одной конкурентной процедуры или ее одного лота предполагается приобретение товаров, из которых только часть включена в перечень;
  • конкурентная процедура на поставку товаров признана несостоявшейся;
  • в заявках на участие в конкурентной процедуре отсутствуют предложения о поставке товаров, произведенных на территории стран-участников ЕАЭС;
  • в рамках одного аукциона или его одного лота участник, признанный победителем предлагает поставить продукцию, как произведенную в ЕАЭС, так и за его пределами, при этом стоимость товаров, произведенных в ЕАЭС, составляет более 50% от стоимости всех предложенных товаров;
  • в рамках остальных конкурентных процедур, когда стоимость продукции, произведенной в ЕАЭС, составляет менее 50%, от стоимости всей продукции, предложенной участником процедуры.

Разъяснения приказа № 155 по сложным моментам

При этом надо четко понимать, что если в рамках аукциона поданы только заявки с товарами, указанными в приложении к Приказу МЭС от 25 марта, произведенными за пределами ЕАЭС, Приказ не подлежит применению. Если же в состав хотя бы одной заявки вошла продукция, произведенная в странах ЕАЭС, то положения нормативного акта должны реализовываться (письмо МЭР от 23.12.2015 № Д28и-3682).

Приведем несколько примеров:

Пример 1. На участие в аукционе подано 3 заявки. Из которых первых две содержат предложение о поставке 100 товаров из Китая, а третья – 97% процентов товаров из Китая и 3% из Казахстана. Приказ МЭР от 2014 года подлежит применению к любому из участников аукциона, ставшему победителем, т.к. одна из заявок содержала продукцию, произведенную в Казахстане – члене ЕАЭС.


Пример 2. Для участия в электронном аукционе подано 3 заявки, из которых две предлагают 100% продукции, произведенной в Китае, а одна – 100% белорусской продукции. Последняя не была допущена к аукциону при рассмотрении первых частей заявок. В данном случае положения рассматриваемого нами нормативного акта не применяются.


Пример 3. На аукцион подано 3 заявки, из которых две содержат предложения о поставке 100% китайской продукции, а одна - 100% российской продукции. К участию в конкурентной процедуре допущены все, однако, участник, подавший последнюю заявку, не сделал ни одного снижения начальной цены госконтракта. В связи с тем, что третья заявка не приняла участие в аукционе, учитываются только первые две и цена, предложенная победителем, не подлежит уменьшению на 15 процентов.


Пример 4. Из 3-х поданных заявок, две предлагают поставить 100-процентную продукцию из Китая, одна – 100-процентную из Армении. Последняя заявка была отклонена при рассмотрении 2-х частей заявки. В этой связи должны учитываться только две первые заявки, соответствующие требованиям аукционной документации и положения рассматриваемого нормативного акта не должны применяться.


Пример 5. Для участия в электронном аукционе подано 3 заявки, из которых две предлагают 100% товаров, изготовленных в Китае, а одна – 100% белорусских товаров. Победил участник, подавший первую заявку. В процессе оформления госконтракта заказчик выяснил, что заявка с белорусской продукцией содержала неверные сведения о стране-производителе. В соответствии с частью 9 ст. 31 Закона № 44 фз участник ее предоставивший должен быть отстранен от участия в электронном аукционе, а госконтракт с победителем подписывается без снижения цены на 15 процентов.

Вернуться к началу

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль