Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ в 2018 году

  • 20 марта 2018
  • 9022

Нормирование в сфере закупок - это важный механизм, с помощью которого государство пресекает нецелевое расходование средств из казны. Каковы правила нормирования в сфере закупок, и что изменилось в законодательстве с 2018 года, расскажем далее.

Из статьи вы узнаете о:

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ

Нормирование в сфере закупок - это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены), а также нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков. То есть введение качественных и количественных характеристик закупаемой продукции.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

То есть данное регулирование отвечает на два вопроса: что и за какую цену вправе приобрести заказчик, а также сколько денег он вправе на это потратить, учитывая потребности своего региона (муниципалитета, ведомства).

В рамках регуляции устанавливаются нормативные затраты на обеспечение функций ряда учреждений:

  • госорганов;
  • органов управления государственными внебюджетными фондами,
  • муниципальных учреждений, включая территориальные органы власти и подведомственные им казенные предприятия;
  • бюджетных учреждений.

В числе требований к товарам, работам, услугам прописывают следующие:

  • к предельной цене;
  • к количеству;
  • к потребительским свойствам;
  • к другим важным характеристикам.

Данные свойства и характеристики должны удовлетворять потребностям заказчика, но при этом они не должны быть избыточными. Иными словами, закупать предметы роскоши для госнужд не разрешается.

Выделим три главных этапа нормирования:

  • выработка общих правил;
  • определение правил нормирования закупок - на этом этапе утверждаются обязательные перечни нормируемых товаров, работ, услуг;
  • установление требований к отдельным видам товаров, работ, услуг - утверждаются ведомственные перечни.

Структура нормирования

Требования к НПА Требования к товарам, работам, услугам и предельные цены Нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков
Первый уровень
РФ ПП РФ от 18.05.2015 № 476 Общие требования к НПА о нормировании ПП РФ от 02.09.2015 № 926 Общие правила определения требований к ТРУ, предельных цен ПП РФ от 13.10.2014 № 1047 Общие требования кнормативным затратам наобеспечение функций
Второй уровень
РФ ПП РФ от 19.05.2015 № 479 Требования к порядку разработки НПА о нормировании для обеспечения федеральных нужд ПП РФ от 02.09.2015 № 927 Требования к ТРУ, предельным ценам для покупок федерального масштаба ПП РФ от 20.10.2014 № 1084 Порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных органов и казенных учреждений
Субъекта РФ Создает каждый субъект РФ на основе документов 1-го ур. Создает каждый субъект РФ на основе требований к НПА и документов 1 уровня Создает каждый субъект РФ на основе требований к НПА и документов 1 ур.
Муниципалитетов Создает каждый муниципалитет на основе документов 1 ур. Создает каждый муниципалитет на основе требований к НПА и документов 1 ур. Создает каждый муниципалитет на основе требований к НПА и документов 1 ур.
Ведомственный уровень нормирования
РФ Не регулируется Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур. Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур.
Субъекта РФ Не регулируется Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур. Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур.
Муниципалитетов Не регулируется Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур. Создает каждое ведомство на основе документов 2 ур.

Надстройка Excel

Excel для специалистов по закупкам
Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего! Работает без передачи данных в Интернет.
Скачайте бесплатно на свой компьютер!

СКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Правила нормирования в сфере закупок

Одним из главных документов, который дает понятие о том, что такое нормирование закупок в сфере закупок, и определяет основные правила, является Постановление Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 476. В нем содержатся общие правила определения требований и нормативных затрат.

Иначе говоря, Правительство России устанавливает общие правила нормирования закупок, а органы власти и местные администрации на их основе разрабатывают свои требования, которые впоследствии применяют ко всем подведомственным им учреждениям.

Также существует Постановление Правительства РФ от 13 октября 2014 г. № 1047 (далее - Правила №1047). В нем речь идет о нормативных затратах. Перечислим, какие затраты учитываются при нормировании в сфере закупок 44-ФЗ:

  • обеспечение горюче-смазочными материалами и необходимыми вещами правоохранительных органов, органов нацбезопасности и обороны;
  • формирование госрезерва;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • капремонт госимущества;
  • строительство и реконструкция госсобственности;
  • допобразование работников органов власти и подведомственных им учреждений.

Для расчета затрат в рамках нормирования закупок используют формулы и определенный порядок их применения.

На основании Правил №1047, высшие исполнительные органы власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают требования, по которым рассчитывают нормативные затраты соответственно для федеральных нужд, нужд региона и муниципалитета. Например, на федеральном уровне такие правила утвердило Правительство РФ в постановлении от 20 октября 2014 г. № 1084 (далее – Правила № 1084). Они распространяются на федеральные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Федеральные госорганы на основании Правил № 1084 должны разработать нормативные затраты на обеспечение своих функций и функций подведомственных казенных учреждений. При этом нельзя изменять виды затрат, которые установлены Правилами № 1084, или добавлять собственные (п. 5 Правил № 1047).

Правила нормирования в сфере закупок для муниципальных нужд утверждаются отдельным документом, например, городской администрацией. Содержат общие положения, требования по разработке и порядке, в котором необходимо принимать правовые акты по нормированию, правила, позволяющие установить требования к закупаемому объекту.

Какой перечень документов нужен для обоснованного нормирования — чек-лист

Перед тем как подавать распорядителю сведения по нормированию, или распорядителю, перед тем как выделять средства, нужно проверить документы. Иначе у распорядителя не хватит оснований, чтобы внести изменения в нормативные затраты и направить средства. Чтобы с первого раза подать весь пакет документов, проверьте по чек-листу, все ли у вас готово.

Нормирование в сфере закупок для бюджетных учреждений основано на двух главных документах ГРБС – ведомственном перечне, в нем указано в каком объеме и с какими характеристиками Заказчик может проводить необходимые закупки, и нормативными затратами.

В Постановлении № 476 от 18.05.2015 года закреплены требования и принципы формирования правовых документов по нормированию Правительством РФ, органов государственной власти, фондов, финансируемых из внебюджетных средств, исполнительных органов как субъектов, так и муниципалитетов для всех подведомственных организаций.

Государственные и муниципальные органы, которые утверждают нормативные затраты, включают в правовые акты два показателя:

1. Порядок расчета нормативных затрат, в том числе формулы. Такой показатель включают в акт, если в Правилах № 1084 и аналогичных правилах для субъектов РФ и муниципалитетов порядок расчета не установлен.

2. Нормативы количества и цены товаров, работ, услуг. Их группируют по должностям работников или категориям должностей.

В правовом акте нормативные затраты государственного (муниципального) органа оформляют в виде:

  • таблицы, в которой прописывают значения нормативов цены и количества (пример 1). Такой способ удобно применять к нормативным затратам, порядок расчета которых есть в Правилах № 1084. В таблице указывают ссылку на правила;
  • порядка расчета, в котором устанавливают значения цены и количества, а также формулы (пример 2). Такой способ удобен, если Правила № 1084 не устанавливают порядок расчета нормативных затрат.

Постановлением №926 от 02.09.2015 года установлены правила, по которым следует применять требования к характеристикам и ценам на товары. Перечень требований составляют органы государственной и муниципальной власти, управляющие внебюджетными фондами для своих подведомственных организаций.

Цель нормирования в сфере закупок

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ необходимо для того, чтобы пресечь закупки товаров, работ и услуг, которые имеют избыточные свойства и относятся к предметам роскоши.

Поскольку средства на госзакупки выделяются из бюджета, органы власти тщательно следят за расходованием средств. Поэтому одной из основных задач нормирования закупок в сфере закупок выступает регулирование предельных цен.

Нормирование закупок при формировании плана закупок

Общие правила нормирования закупок утверждают на федеральном уровне, нижестоящие инстанции, которые выступают распорядителями средств из казны, уточняют конкретные положения в своих правила и доводят их до учреждений - непосредственных заказчиков.

Госзаказчики в свою очередь должны не только планировать закупки и следить за соблюдением требований закона, но также нормировать их и обосновывать. Что касается нормирования закупок, то при формировании плана закупок контрактная служба должна руководствоваться двумя актами - ведомственным перечнем и нормативными затратами на выполнение функций.

Из них будет понятно, что именно заказчик может закупить, в каком объеме и по какой стоимости. Только после анализа этих документов можно составлять планы и планы-графики, чтобы не выйти за пределы лимита.

Ошибки в актах о нормировании закупок в сфере закупок

Только 49 процентов актов о нормировании федеральных госорганов корректны. К такому выводу пришли чиновники Минфина России, когда провели мониторинг. Расскажем о самых распространенных ошибках:

1. В акте нет нормативов цены и количества. Например, госорган прописывает только формулы или указывает в акте общие суммы расходов без нормативов. В результате заказчики не могут обосновать объект закупки.

2. Классификация нормативных затрат не отвечает Общим правилам № 1047 и Правилам № 1084. Например, орган устанавливает затраты на административно-хозяйственное обеспечение.

3. В акт включили нормативные затраты на расходы, которые не связаны с закупками. Например, органы включают в акт о нормировании расходы на оплату труда.

Нормирование в сфере закупок 44-ФЗ в 2018 году

Нормирование в сфере закупок в 2018 году дополнится новыми требованиями и правилами. С июля вступят в силу изменения в статью 19, посвященную нормированию закупок. Правки были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Статья будет дополнена пунктом 4.1. Он гласит, что общие правила нормирования в сфере закупок 44-ФЗ действуют и для госкорпораций "Росатом" и "Роскосмос", а также распространяются на наиболее значимые для нашей страны научные, образовательные, культурные и медицинские учреждения. Данные организации будут обязаны утвердить нормативные акты, регулирующие нормирование в сфере закупок 44-ФЗ в 2018 году, а именно требования к объектам закупки, в том числе для своих подведомственных учреждений.

Правила нормирования в сфере закупок на 2018 год, нормативные затраты и требования станут размещать в ЕИС и территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.

Ответы на вопросы о нормировании закупок

Что делать, если для бюджетного учреждения вообще не выпущены документы о нормировании?

Выпуск нормативных затрат на обеспечение функций для бюджетных учреждений вообще не предусмотрен. Что же касается отсутствия для отдельных учреждений требований к товарам, работам, услугам и предельных цен, то это дает возможность бюджетным учреждениям проводить закупки так же, как они их делали до вступления в силу ст. 19 Закона о контрактной системе.

Что делать, если в акте о нормировании указан конкретный товарный знак или производитель?

Это однозначно будет нарушением. Но действительно, отдельные акты о нормировании прямо указывают на необходимость приобретения товаров тех ли иных товарных знаков.

Так, например, во многих актах о нормировании в разделах, описывающих компьютерную технику или программное обеспечение (лицензии на него), прямо указано на операционную систему Windows — как правило, «операционная система не ниже MS Windows® 7 ProRus». Еще в одном случае указано о необходимости предустановленного лицензионного программного обеспечения ABBYY FineReader 10. Или, например, Федеральное казначейство также обозначило, что для руководителя территориального отделения федерального казначейства должны приобретаться автомобили Toyota Camry, Ford Mondeo или эквивалент (приложение № 11 к приказу Федерального казначейства от 06.11.2014 № 261).

Еще пример: по нормативам одного министерства приобретать следует лазерные принтеры товарного знака Kyocera (приложение № 8 к приказу Минкультуры России от 29.06.2015 № 1850). Это противоречит Закону о контрактной системе и содержит признаки антимонопольного нарушения.

Во всех приведенных случаях норма ст. 33 Закона о КС о недопустимости указания конкретных товарных знаков в документации о закупках будет приоритетной по сравнению с нормативами, выпускаемыми различными органами власти в рамках нормирования. Поэтому в документации о закупках следует смягчать жесткие указания на товарные знаки хотя бы добавлением слов «или эквивалент», кроме случаев, когда заказчик сможет пояснить указание товарного знака необходимостью совместимости с ранее закупленными товарами, как, например, это будет происходить с программным обеспечением Windows®.

Нужно или не нужно добавлять в ведомственный перечень ту или иную дополнительную позицию, например ту же форменную одежду?

Обязательные дополнительные позиции определяются исходя из доли расходов и доли контрактов за отчетный год. Если среднее арифметическое (доля расходов доля контрактов) / 2 > 20% по соответствующей позиции, то эта позиция обязательно должна быть включена в ведомственный перечень. Под видом товаров, работ, услуг понимаются 6-значные коды позиций по ОКПД2.

Можно ли отменить действующие нормативные затраты и принять новые?

Если нормативные затраты уже утверждены, то отменить нельзя. Можно пересмотреть и при необходимости изменить. Вывод следует из пункта 14 Требований, которые утверждены Правительством РФ в постановлении от 19 мая 2015 года № 479.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.