Что понимают под дроблением закупки, когда такие действия заказчика наказываются, какая ответственность установлена, расскажем в материале.
Признаки дробления закупки
Понятие дробления на законодательном уровне не установлено. На практике под этим понимают преднамеренную разбивку стоимости одного заказа на несколько мелких, когда госзаказчику заранее известна полная потребность организации в этой продукции на плановый период и при этом нет препятствий для госзакупки продукции в рамках одного контракта. Признаки дробления по 44-ФЗ:
- оформление нескольких контрактов в один день;
- оформление нескольких контрактов с одним поставщиком;
- контракты предусматривают поставку одной и той же продукции, одних и тех же услуг, работ.
В рекомендации Системы Госзаказ смотрите, по каким признакам контролеры и суды распознают дробление закупки. Практика поможет не допустить ошибок. Узнаете, что делать, если контролеры уже выписали штраф.
Как избежать обвинения в дроблении по 44-ФЗ
Цель искусственного разделения по 44-ФЗ, как правило – упростить и ускорить процедуру закупки товаров, работ, услуг. Оформление госконтракта с единственным поставщиком происходит гораздо быстрее, чем выявление победителя аукциона или конкурса.
Бывают случаи, когда закупки дробят, что получить личную выгоду в виде «отката» от лица, с которым заключили контракт, как с едпоставщиком. Отсутствие торгов дает возможность завысить стоимость контракта и поделить «прибыль» между поставщиком и заказчиком.
Проверьте с помощью рекомендации Системы Госзаказ, не содержит ли закупка признаки дробления. Убедитесь, что не нарушаете нормы законов 223-ФЗ, 135-ФЗ и положения о закупке. Оформите демодоступ и изучите практику по дроблению конкурентных закупок.Как избежать обвинения в дроблении по 223-ФЗ
Минэкономразвития, Минфин, ФАС обозначили позицию по дроблению в письмах.
Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ: практика
Смотрите в таблице Системы Госзаказ, по каким признакам контролер определит, что заказчик дробит закупку.
ФАС в письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19 отметила, что приобретение одноименных товаров у едпоставщика по п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не запрещена и не является нарушением. Проводя такие закупки, заказчик не должен превышать установленный лимит, т.к. такое превышение как раз будет нарушением. В частности не будет нарушением оформление 3-х договоров с едпоставщиком на поставку бумаги от одной даты стоимостью 290 тысяч рублей каждый.
Как заказчик сослался на письмо ФАС, но наказание не отменили
В качестве обоснования своей позиции Служба привела несколько судебных решений (решение Ставропольского краевого суда от 23.05.2018 по делу № 7-339/2018, Владимирского областного суда от 02.03.2018 № 11-39/2018, Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу № 21-236/2017).
При этом искусственное разделение станет нарушением, если будет результатом антиконкурентного соглашения. Либо, когда заказчик оформит несколько контрактов с едпоставщиком на строительные работы, предусмотренные одной проектной документацией либо одним разделом проектной документацией.
Скачайте образцы документов, без которых не обойтись в работе закупщика |
||||||
Дополнительное соглашение об изменении цены в цифровом контракте |
||||||
Претензия об уплате штрафа за нарушение нестоимостных обязательств по контракту |
||||||
Типовая форма независимой гарантии для обеспечения контракта |
||||||
Претензия об уплате пеней за просрочку поставки товара по 44-ФЗ |
Ответственность за дробление закупки по 44-ФЗ
Ответственность применима, когда заказчик необоснованно разбил заказ на несколько мелких и оформил их в качестве контракта с едпоставщиком в то время как должен был проводить аукцион или конкурс. Контрактному управляющему грози т штраф 50 тысяч рублей (п. 2 ст. 7.29 КоАП). Если закупки нужно было проводить в виде запроса котировок или предложений размер штрафа составит 30 тысяч рублей (п. 1 ст. 7.29 КоАП).
Если заказчик заключил соглашение с целью ограничения конкуренции, то ему грозит ответственность по ст. 14.32 КоАП. Контрактным управляющим грозит штраф 40 -50 тысяч рублей или дисквалификация от года до 3-х. Для организации заказчика штрафа составит от 0,03 до 0,15 от суммы расходов, не менее 100 тысяч рублей.
Когда дробление оправданно, поскольку заказчику поздно довели лимиты
Кроме того, контракты с едпоставщиком могут быть признаны недействительными по п. 2 ст. 170 ГК. При искусственном разделении происходит совершение притворных сделок с целью прикрытия одного крупного заказа.
Искусственное дробление закупки 223-ФЗ
Заказчики, работающие в рамках закона № 223-ФЗ. также прибегают к дроблению. Цель – непроведение торгов, а оформление договоров с едпоставщиком либо уход от крупной сделки, которая подлежит длительному согласованию.
Отдельной ответственности за дробление по 223-ФЗ не предусмотрено. Если дробление привело к ограничению конкуренции заказчику и его должностным лицам грозит штраф по ст. 14.32 КоАП. Раздробленные договоры также могут быть признаны недействительными по п. 2 ст. 170 ГК.
Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере закупок, подписывайтесь на наши социальные сети: