-
×
Ой! Это только для зарегистрированных специалистов в сфере закупок!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым бланкам и образцам заполнения документов для специалистов по закупкам. За регистрацию Вы получите подарок - таблицу изменений в 44-ФЗ в 2023 году.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

За регистрацию Вы получите подарок — календарь оплаты коммунальных услуг на 2024 год.


 

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
-

Могут ли заказчик или поставщик отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ

17 марта 2021
22058
Средний балл: 5 из 5
Эксперт по закупочным этапам
Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком
Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Какие есть основания у заказчика для одностороннего отказа от исполнения контракта, чем госзаказчику подтвердить эти основания. Правомерность решения об одностороннем расторжении по мнению суда, об этом рассказали в этом материале.

Односторонний отказ от исполнения контракта по ч. 9 ст. 95 Какие есть основания у заказчика для одностороннего отказа от исполнения контракта, чем госзаказчику подтвердить эти основания. Правомерность решения об одностороннем расторжении по мнению суда, об этом рассказали в материале.

В каких случаях и как расторгнуть контракт по 44-ФЗ

Основания для одностороннего отказа по ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

Это случаи, указанные в ГК, при которых у госзаказчика появляется право на такой отказ. Если поставщик нарушил только лишь нормы самого закупочного закона, но не нормы ГК, то это не будет основанием для отказа от исполнения госконтракта. Но воспользоваться таким правом заказчик может только в одном случае – если он предусмотрел его в контракте. Если он этого не сделал, то даже при наличии оснований по ГК отказаться от исполнения своих обязательств госзаказчик не сможет.

Основания одностороннего отказа, которые перечислены в ГК:

  • отказ контрагента поставлять предусмотренный товар (п. 1 ст. 463 ГК);
  • поставка товара с такими недостатками, что их не устранить, кроме как понести при этом несоразмерные расходы или трата времени, или эти недостатки выявляются снова после их устранения (п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 523 ГК);
  • товар поставлен недоукомплектованным, госзаказчик требует доукоплектовать, но поставщик не выполняет его (п. 2 ст. 480 ГК);
  • подрядчик или вообще не приступает к работе или выполняет так медленно, что явно не успеет к сроку (п. 3 ст. 708, п. 2 ст. 715 ГК);
  • госзаказчик установил подрядчику срок для устранения недостатков в работе, но тот не устраняет их, или эти недостатки слишком серьезны и неустранимы (п. 3 ст. 723 ГК).

Чем подтвердить основания одностороннего отказа

Поставщик предоставил в качестве обеспечения исполнения контракта БГ, но в ходе исполнения контракта у банка отозвали лицензию. Заказчик потребовал у поставщика предоставить новую БГ, но он отказался. Это явное нарушение Закона № 44-ФЗ, но оно не будет основанием для одностороннего расторжения госконтракта.

Вопрос месяца: расторгать ли контракт, если подрядчик затягивает работы?

Основание одностороннего отказа необходимо подтвердить. ФАС в письме от 12.03.2019 № ИА/18794/19 разъясняет чем именно:

  • заключением экспертизы;
  • актами приемки товаров, работ, услуг, которые составлены с участием поставщика;
  • товаросопроводительными документы;
  • решениями/предписаниями контролирующих органов власти;
  • претензионной перепиской;
  • другими документами, которые фиксируют факты неисполнения/ненадлежащего исполнения обязательств по контракту.

Спорная ситуация: ФАС не включила подрядчика в РНП. Кому достанется обеспечение контракта

Правомерность решения об одностороннем отказе на примере

Управлением муниципальной собственности г. Владивосток заключил контракт на услуги по круглосуточной охране объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа. Услуги должны оказываться посредством выставления шести постов охраны в количестве одного человека на посту.

Контрактом было установлено, что госзаказчик вправе проверять ход и качество услуг, которые оказывал исполнитель, не вмешиваясь в его деятельность. В случае если заказчик установит факт некачественного оказания услуг, он составляет акт.

Образцы документов для расторжения

В ходе проверки госзаказчиком хода оказания услуг, установлено:

  • 29.01.2019 вместо 6 постов охраны охрану осуществляли 3 постами, в количестве одного человека на посту;
  • 02.02.2019, 19.02.2019 вместо 6 постов охраны охрана осуществлялась 3 постами охраны в количестве двух человек, на объекте отсутствовала должностная инструкция охранника, работники отказались от подписания акта;
  • 24.02.2019 вместо 6 постов охраны охрана осуществлялась 3 постами охраны в количестве четырех человек, работники отказались от подписания акта;
  • 29.03.2019 вместо 6 постов охраны охрана осуществлялась 4 постами в количестве пяти человек.

Заказчик составил акты проверки исполнения контракта, а затем исполнителю направил претензию с требованием оплатить штраф. После неуплаты предъявленного штрафа заказчик отказался в одностороннем порядке от исполнения контракта.

Исполнитель подал в суд, считая, что фактически охрана объектов осуществлялась. Выявленные заказчиком нарушения не существенные и не будут основанием для одностороннего отказа, поскольку не повлекли для заказчика какого-либо ущерба и не причинили вред его имуществу.

Однако суд встал на сторону заказчика, указав, что:

  • Нарушения носили неоднократный, системный характер и являлись существенными для заказчика.
  • Исполнитель в ходе рассмотрения дела не заявлял ходатайства о фальсификации проверочных актов заказчика, поэтому у суда отсутствуют основания не принимать указанные документы в качестве доказательств по делу.
  • Порядок отказа заказчика от исполнения контракта, регламентированный ст. 95 Закона № 44-ФЗ, заказчиком был соблюден.
  • Доказательств своевременного устранения указанных нарушений истцом в материалы дела не представлено.

Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе (постановление 5ААС от 14.02.2020 по делу № А51-14707/2019).

Отменять ли решение об одностороннем отказе от контракта, если ФАС не включила поставщика в РНП? Читать ответ эксперта Актион Госзаказ

Отказ от подписания контракта поставщиком по 44-ФЗ

Без негативных последствий не отказать от подписания госконтракта:

  • победитель торгов, проходивших в форме аукциона, конкурса, запроса предложений;
  • победитель запроса котировок, а также лицо, предложившее такие же условия или условия лучшие после победителя торгов, если последний уклонился от подписания контакта (ч. 12 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Участники, ставшие вторыми в конкурсе, аукционе, запросе предложений имеют право без негативных последствий отказаться оформить госконтракт (ч.ч. 4, 5 ст. 54; ч.ч. 14, 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Победители торгов, а также лица, чьи котировки стали вторыми могут избежать негативных последствий, если докажут, что подписанию контракта препятствуют обстоятельства непреодолимой силы или судебные решения (см., например, ч. 16 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). Их наличие приостанавливает течение сроков, установленных для оформления контракта, но не более, чем на 30 дней. Поставщик должен уведомить о наступлении/прекращении таких обстоятельств в течение одного дня. Если обстоятельства длятся более 30 дней заказчик признает торги несостоявшимися (ч. 9 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Поставщик просрочил подписание контракта на один день, но подписал. Признать ли победителя уклонившимся от заключения контракта? Ответ

Отказ от подписания контракта поставщиком по 44-ФЗ: последствия

Отказ поставщиком будет иметь негативные последствия за исключением случаев, о которых мы рассказали выше. Такими последствиями станет:

  • Включение их РНП сроком на 2 года. Другим словами эти лица будут практически лишены возможности участия в госторгах в течение следующих двух лет;
  • Отказ в возврате внесенного обеспечения или предъявление требования об уплате средств по банковской гарантии (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • Привлечение должностного лица поставщика к ответственности по ч. 3 ст. 7. 32 КоАП (штраф 50 тысяч рублей);
  • Иск заказчика о возмещении убытков, возникших в результате отказа в той части, в которой не были покрыты суммой удержанного обеспечения (ч. 4 ст. 54; ч. 12 ст. 78; ч. 14 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере закупок, подписывайтесь на наши социальные сети:

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.