Основные правила закупки строительных услуг и работ в рамках 223-ФЗ, сравним нормы 223-ФЗ и 44-ФЗ – в нашей статье.
Особенности
Закупки строительных работ по 44-ФЗ и 223-ФЗ имеют как сходства, так и различия. Начнем с отличий:
1. Дополнительные требования к участникам закупки строительных работ по 44-ФЗ определены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, могут установить такие требования самостоятельно в положении о закупках.
2. Виды и объем работ, которые подрядчик должен выполнить без привлечения 3-х лиц при госзакупке строительных и ремонтных работ в рамках 44-ФЗ, установлены постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570. Закупка работ по строительству зданий и сооружений по 223-ФЗ производится в соответствии с правилами, закрепленными в положении о закупке заказчика. Последний может закрепить такие виды и объемы работ либо предоставить подрядчику привлекать 3-х лиц по своему усмотрению.
3. Контракт на строительные работы по 44-ФЗ должен содержать условие о поэтапной оплате работ (ч. 5 ст. 110.2 44-ФЗ). Правила оплаты произведенных работ в рамках 223-ФЗ устанавливаются положением о закупках и договором.
Существуют и сходные особенности закупок строительных работ:
1. Основной метод обоснования НМЦК на выполнение строительных работ – проектно-сметный (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ). В рамках 223-ФЗ также должна определяться сметная стоимость строительства. При возведении объектов за счет бюджетных средств либо средств юрлиц, доля в уставных капиталов которых РФ, региона или муниципалитета превышает 50% сметная, стоимость должна определяться по нормативам, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов (п. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ (ГрК).
Бетал Бижоев, руководитель «Электронного университета» Сбербанк-АСТ, преподаватель кафедры «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками» МФЭИ, советник Главы Кабардино-Балкарской Республики на общественных началах
Узнайте о последних нововведениях в законодательстве, которые изменили работу в закупках для строительства. Смотрите разъяснения о подрядных работах и проектно-сметной документации. Из вебинара узнаете, какие дополнительные документы запрашивать у подрядчиков, как работают саморегулируемые организации и когда требовать выписку из реестра СРО.
2. Рассчитанная сметная стоимость, по которой производится закупка на выполнение строительных работ юрлицами, в которых государственное или муниципальное участие превышает 50%, как и сметная стоимость строительных работ, финансируемых из бюджета подлежит обязательной проверке на достоверность (постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427).
Что нужно учитывать при закупке строительных работ в рамках 223-ФЗ
Особое внимание следует уделять составлению технического задания на закупку строительных работ. В документе следует отразить:
- перечень работ, которые требуется произвести (в силу п. 2 ст. 740 ГК РФ это является предметом договора подряда);
- сроки начала и окончания производства работ, могут быть указаны промежуточные сроки производства отдельных этапов работ (ст. 708 ГК РФ);
- требования к участникам (требование о членстве в саморегулируемой организации, если производство закупаемых работ требует такое членство, см. п. 4 ст. 55.17 ГрК). В этом случае также можно затребовать выписку из госреестра СРО, содержащей размер фонда обеспечения договорных обязательств, сформированный СРО. Письмо участника, подтверждающее, что размер работ, предусмотренный документацией не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником был сделан взнос в компенсационный фонд СРО;
- информация о возможности привлечения субподрядчиков;
- условия производства работ.
Для расчета участниками стоимости работ в состав документации должна входить проектно-сметная документация. Отсутствие данной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участниками конкурентной процедуры ценового предложения, что является нарушением п. 3 ч. 9 ст. 4 223-ФЗ и содержит признаки правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (решение ФАС России от 15.07.2016 № 223ФЗ-340/16).
Состав проектной документации утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87. Смета является обязательной составной частью данной документации.
Смотрите также по теме:
- Контракты на стройку разрешат продлевать
- Можно ли в положении о закупке запретить субподряд
- Каким способом закупать строительные работы и капремонт
- Образец контракта на строительство с требованиями из постановления Правительства № 570
- Аукционная документация на строительство с требованиями из постановления Правительства № 570
Мы уже говорили, что в силу п. 1 ст. 8.3 ГрК заказчики, имеющие в своем уставном капитале долю государственного или муниципального участия более 50%, обязаны использовать нормативы, включенные в федеральный реестр.
Указанный реестр ведется Минстроем России и доступен на сайте министерства. Реестр включает в себя:
- государственные сметные нормативы,
- отраслевые сметные нормативы,
- территориальные и индивидуальные нормативы.
Основные государственные нормативы создавались в 90-х, 2000-х годах и применяются с использованием индексов изменения сметной стоимости, которые ежеквартально устанавливает Минстрой РФ.