text
Подписка в интернет-магазине! Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный!
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Судебная практика по 44-ФЗ о контрактной системе и 223-ФЗ

  • 9 ноября 2018
  • 108

Выделим в статье четыре основных момента, на которые обращают внимание в судебной практике по 44-ФЗ и 223-ФЗ, рассмотрим, как происходит картельный сговор и какие правовые позиции устанавливает ВС РФ по спорам по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Судебная практика по госзакупкам 44-ФЗ и 223-ФЗ

Подходы к разрешению споров по контрактной системе в сфере закупок приводятся в обзорах судебной практики. Они публикуются Верховным Судом Российской Федерации, а также арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Наиболее предпочтительным вариантом при изучении правоприменительной практики являются выводы Верховного Суда (ВС) России. Правовым позициям, сформулированным ВС как наивысшей инстанцией по гражданским и имущественным делам следует придерживаться судам всех остальных звеньев судебной системы РФ.

В процессе применения Закона 44-ФЗ накоплен богатый опыт судебных случаев. Вынесенные по ним решения конкретизируют нормы Законов 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

Выделим четыре основных момента, привлекающих внимание при судебном разбирательстве:

1. Проблема соотношения норм Закона 44-ФЗ с нормами Гражданского кодекса (ГК) РФ. Примечательно, что позиция ВС РФ по этой проблеме поддерживает мнения большинства судей: если положения ГК РФ и Закона 44-ФЗ противоречат друг другу, то применяется принцип, известный из римского права "Lex specialis derogat lex generalis" (Специальный закон имеет приоритет над общим). Верховный Суд уточнял, что нормы Закона 44-ФЗ применяются во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Если отсутствуют подходящие специальные нормы Закона о контрактной системе, то в таком случае применяются положения ГК. Таким образом, иерархия выстраивается сверху вниз от Закона 44-ФЗ к ГК РФ.

2. Верховный Суд не обошел стороной проблему установления заказчиком требований к приобретаемым товарам: поскольку одной из целей Закона 44-ФЗ было развитие свободной конкуренции в сфере закупок, требования не должны ущемлять права участников торгов, конкурсов или аукционов на равное положение в конкурентной борьбе. Заказчик должен привести обоснованные доводы к тому, почему он выставил именно такие требования.

К примеру, если заказчик укажет в числе ключевых требований новую версию операционной системы компьютера и обоснует ее необходимость обыкновенной новизной версии, этого может быть недостаточно. А вот объяснение такого требования через то, что программы, используемые в организации, не поддерживают прежние версии операционной версии, может стать достаточным для заявления такого требования.

22 правила работы по 223-ФЗ от Верховного суда

22 правила работы по 223-ФЗ от Верховного судаГеоргий Балаков, эксперт Системы Госзаказ

Пленум Верховного суда опубликовал обзор судебной практики по Закону № 223-ФЗ. Документ носит правообразующий характер – суды не вправе трактовать нормы, учитывать обстоятельства в разрез с решениями из обзора.
Смотрите 22 правила, которые помогут не ограничить участников, установить факт недобросовестной конкуренции, пройти внеплановую проверку. Правила разбиты на разделы, которые перечислены в оглавлении. К каждому правилу – примеры из практики.

Смотреть правила от ВС РФ



3. Насущной проблемой для заказчика является составление документации к закупке расходных материалов к техническим средствам (таким как картриджи к принтерам или фильтры к кондиционерам). Четкой правовой позиции по этому вопросу в обзорах ВС РФ не вынесено, однако, как становится понятно из отдельных кассационных жалоб, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может встать на сторону участника закупок, которого не допустили к аукциону или конкурсу из-за формального несоответствия требованиям, которое ни коим образом не влияет на характеристики приобретаемой продукции (как, например, несоответствие наименованию товара). Судебные инстанции поддерживают такой подход ФАС. (см. определение ВС РФ от 24 июля 2018 г. N 310-КГ18-10323).

4. Немало головной боли приносит антимонопольному органу и судам случаи, которые напоминают картельный сговор. Картелем именуют соглашения (в устной или письменной формах) между хозяйствующими субъектами, конкурирующими друг с другом, которые могут привести к:

  • поддержанию цен или тарифов на рынке на выгодном им уровне или изменению цен на торгах;
  • дележу отраслевого рынка по территориальному или иным признакам;
  • отказу от заключения контрактов с конкретными участниками рынка и т.д.

Картельный сговор: судебная практика по 44-ФЗ

При проведении электронных аукционов обнаруживается наиболее распространенная ситуация, при которой выявляется картельный сговор. Стратегии недобросовестных участников отличаются в деталях, в целом они схожи между собой: 2 из участников сговора в течение короткого промежутка времени (на первых минутах торгов) поочередно снизили цену лота на существенную величину с тем, чтобы добросовестные участники аукциона, введенные в заблуждение, отказались от конкурентной борьбы в ходе аукциона. Затем третий участник сговора на последних секундах аукциона предлагал цену, незначительно ниже цены, предложенной добросовестными участниками аукциона и становился победителем аукциона.

Поскольку выявление картельных соглашений, в особенности заключенных в устной форме, методологически очень трудное дело, суд при установлении факта сговора пользуется комплексом косвенных доказательств. Так, например, суд или уполномоченный орган может доказать наличие между хозяйствующими субъектами сговора через доказывание синхронности и единообразия их действий в отсутствие объективных экономических причин для подобных действий конкурентов. Это означает, что такие действия не могли быть осуществлены, кроме как в случае картельного сговора. (Решение УФАС по Тульской области от 08.02.2018)

Правовая позиция Верховного Суда по 44-ФЗ

Перейдем к более частным вопросам. Рассмотрим, какие правовые позиции устанавливает ВС РФ по категориям споров, возникающих при ведении деятельности по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

  • заключение государственного / муниципального контракта (далее – госконтракта);
  • исполнение, изменение, расторжение госконтракта;
  • обеспечение исполнения государственного / муниципального контракта.

В результате обобщения обзоров судебной практики ВС и постановлений арбитражных судов можно выделить следующие правовые позиции по вопросам, связанным с заключением госконтракта:

Внесение заказчиком в аукционную документацию требований к приобретаемому товару, которые включают наименование конкретного производителя, без обоснования специфики использования товара именно этого производителя является нарушением положений ст. 33 Закона 44-ФЗ.

Упоминание заказчиком в документации к аукциону особых параметров товара, отвечающих его потребностям и необходимых заказчику с учетом особенностей использования данного товара, не может рассматриваться как искусственное сужение диапазона потенциальных поставщиков товара или услуги.

При организации двумя и более заказчиками совместных торгов под идентичными друг другу следует понимать товары, которые имеют одинаковые признаки, позволяющие определить их к одному классу или составляют единый комплект таких товаров.

При осуществлении государственных / муниципальных закупок разрешается внесение в один лот неразрывно взаимосвязанных друг с другом товаров, работ и услуг в силу технологических причин. К примеру, включение операционных блоков компьютеров и аксессуаров к ним (мышек, клавиатур, наушников и т.д.) в один лот.

При заказе строительных работ, реконструкции, капитального ремонта объекта проектно-сметную документацию необходимо разместить в составе закупочной документации на официальном сайте Единой информационной сети (ЕИС).

Если осуществление работ или оказание услуг, представляющих из себя лицензируемый вид деятельности, является отдельным предметом закупки, заказчик предъявляет требования к участникам процедуры определения поставщика об их сертификации на проведение таких работ или оказание услуг.

Если на законодательном уровне введен запрет на импорт в Россию товаров из ряда иностранных государств, то в таком случае участник аукциона, претендующий на право заключения государственного или муниципального контракта, должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Вместе с тем нужно иметь в виду, что Верховный суд позволяет указывать несколько стран происхождения товара одновременно, что не является основанием для того, что страна происхождения не отражена в документации (определение ВС РФ 20.06.2017 № 306-КГ17-552). В современном глобализированном мире продукция, в особенности относящаяся к высоким технологиям, редко имеет только одну страну изготовления. Часто комплектующие производятся в разных государствах.

По вопросам, связанным с исполнением, изменением или расторжением госконтракта, судебные инстанции руководствуются следующими принципами:

При наличии невыполненных заказчиком действий, которые предусмотрены Законом 44-ФЗ или иными ПНА, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.

Если контракт был заключен с субъектом малого предпринимательства (СМП), то для соблюдения правил, касающихся сроков оплаты товара, работы или услуги (ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ), закупку необходимо осуществлять в рамках ограничений, предусмотренных ч. 1, 3 и 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.

Стороны государственного / муниципального контракта не имеют права заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10% (ст.95 Закона 44-ФЗ). Если требуется увеличить объем продукции / работ и, следовательно, увеличить цену контракта, то в этом случае необходимо заключить новый договор (Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70200).

Если в тексте госконтракта не упомянуто о конкретном существенном нарушении обязательств, при наличии которого заказчик вправе отказаться от исполнения контракта, то это не может доказывать отсутствие у заказчика такого права. Однако это право должны быть приведено в тексте контракта.

Цессия (уступка права требования) поставщиком третьему лицу права требования к заказчику об исполнении выплат и вознаграждений по контракту рассматривается в судебной практике российских судов с разных точек зрения. Встречаются как постановления судов, позволяющие цессию по госконтракту, так и постановления, которые запрещают уступку права требования (для сравнения: постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 N 12АП-8397/15 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.2016 N Ф10-633/16 по делу N А23-2972/2015).

По вопросам обеспечения исполнения госконтракта следует упомянуть следующие правовые позиции:

Заказчик обязан возвратить денежные средства, которые внесены подрядчиком для обеспечения исполнения контракта, после исполнения обязательств по контракту в надлежащей форме или, если предусмотрено текстом договора, по истечении гарантийного срока. Вместе с тем правовой статус этих денежных средств определяется в соответствии с нормами параграфа 8 гл. 23 ГК РФ, касающихся обеспечительного платежа.

В случае, если контракт выполнен подрядчиком с просрочкой, заказчик удерживает часть обеспечительного платежа в размере, равном сумме имущественных претензий заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения (Определение ВС РФ от 3 апреля 2018 г. N 304-ЭС18-3153).

Если по условиям госконтракта поставщик поставляет продукцию покупателю, определяемому государственным / муниципальным заказчиком, данный заказчик в качестве законного поручителя несет ответственность за неисполнение указанными покупателями обязательств по оплате поставленной продукции в течение периода действия поручительства, а при отсутствии такого периода - в течение года со дня наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного поручительством.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.