Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Судебная практика по 223-ФЗ

  • 28 ноября 2018
  • 42

При подготовке к закупке и во время исполнения договора решать спорные вопросы помогает судебная практика. Это решения судов по делам, касающимся проводимых по 223-ФЗ процедур. Смотрите в статье судебную практику по дроблению договоров и закупке у единственного поставщика, приведем примеры.

Где найти судебную практику по нарушениям 223-ФЗ

Перечислим надежные источники судебной практики по закупкам отдельными видами юрлиц:

  • обзоры судебной практики, которые периодически готовит Верховный суд РФ;
  • сайт с решениями арбитражных судов;
  • сайт с правовыми актами ФАС.

Также тематические обзоры иногда готовят специализированные порталы. Подборки актуальной судебной практики постоянно выходят в электронном журнале «Административная практика ФАС». В них разобраны примеры судебной практики по конфликту интересов, дроблению закупок и другим злободневным проблемам.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

Практика по дроблению договоров

К дроблению договоров заказчики прибегают, чтобы сэкономить время и силы. Под дроблением понимают проведение множества небольших процедур с договорами до 100 тыс. руб. вместо полноценной закупки. Суть в том, что закупать товары стоимостью ниже указанной планки можно у единственного поставщика, а значит без лишних хлопот для заказчика.

Во время приготовления к закупке товара, работ или услуг, чья стоимость превышает установленный размер, заказчик решает: провести конкурентную процедуру со всеми издержками или разбить сумму на несколько и провести несколько закупок у едпоставщика. 223-ФЗ прямо не запрещает дробление. Однако иногда это считается необоснованным ограничением конкуренции. Дело в том, что заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке.

В таком случае на первое место выходят обоснование нескольких процедур и периодичность. В своих письмах от 11.02.2015 № Д28и-205 и от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7314 Минэкономразвития указывает, что при необходимости заказчики могут проводить закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, более 1 раза в течение месяца, квартала, года, но торги, тем не менее, являются приоритетными способами выбора поставщика.

Что касается ФАС, сформировавшейся негативной практики по этому вопросу нет. Приведем пример - Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2014 по делу № А05-15085/2013. Суд не нашел нарушений в ситуации, при которой заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания. Судья обосновал это тем, что разделение работ по этажам не является нарушением закона.

Некоторые заказчики больше половины закупок за год проводят у едпоставщика. Раньше им грозил только штраф. Теперь, если частые малые закупки признают дроблением, могут завести уголовное дело. Как изменились правила работы с малыми закупками с 1 июля 2018, чего следует избегать в малых закупках при планировании, какие советы по договорной работе помогут в малых закупках, узнайте в статье

Судебная практика по 223-ФЗ единственный поставщик

Рассмотрим пример судебной практики по закупке у едпоставщика. Это решение по делу № А60-47219/2014. Средняя общеобразовательная школа внесла в свое положение условие о том, что закупает услуги по организации и обеспечению горячим питанием учащихся у единственного поставщика. На основании этого пункта положения школа ежемесячно заключала новые договоры с одной и той же компанией на небольшие суммы. При этом выбранный поставщик объективно не был единственно возможным вариантом по критериям объекта закупки.

Дело прошло три инстанции. Все суд пришли к выводу, что единственным и при этом искусственно созданным критерием, по которому был выбран конкретный поставщик, является стоимость услуги. Несмотря на то, что школа имела потребность в услугах гораздо больше объема, она раз за разом заключала небольшие договоры, формально создавая ситуацию, когда формально закупка у единственного поставщика является законной.

Суды посчитали это нарушением закона и неэффективным использованием бюджетных средств, а также ограничением конкуренции.

Из этого примера делаем следующий вывод: при осуществлении закупки у едпоставщика заказчик должен доказать, почему заключает договор именно с этой компанией.

Изменения 2018 года в закупках и обзоры судебной практики по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Роман Семенов, заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России

Роман рассказывает об изменениях 2018 года, анализирует и приводит примеры судебной практики – для заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Обзор поможет исключить ошибки и избежать штрафов.

Судебная практика по 223-ФЗ

Смотреть лекцию

Обзор судебной практики по 223-ФЗ

В 2018 году вышел новый обзор судебной практики по 223-ФЗ, утвержденный Президиумом Верховного Суда 16.05.2018. Документ включает несколько разделов:

  • информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к участникам закупки;
  • реализация принципов осуществления закупочной деятельности;
  • заключение и изменение договора;
  • контроль при осуществлении закупок;
  • иные вопросы.

Всего в обзоре представлены решения судов по 22 разноплановым делам. Документ носит правообразующий характер – суды не вправе трактовать нормы, учитывать обстоятельства в разрез с решениями из обзора. Смотрите 22 правила, которые помогут не ограничить участников, установить факт недобросовестной конкуренции, пройти внеплановую проверку. Правила разбиты на разделы, которые перечислены в оглавлении. К каждому правилу – примеры из практики.

Судебная практика из обзора 2018 года по 223-ФЗ: пример

Одно из рассмотренных дел касалось дополнительных требований к участникам закупки. Дело в том, что заказчик потребовал выполнить договор лично, не привлекая субподрядчиков. Антимонопольное ведомство посчитало это нарушением, рассматривая жалобу одного из участников. Заказчик обжаловал решение ФАС в суде.

Суды первых двух инстанций в удовлетворении иска отказали, руководствуясь тем, что участник закупки - субъект предпринимательской деятельности и вправе привлекать для выполнения работ третьих лиц (субподрядчиков). Кроме того, они указали на отсутствие в числе требования к участникам закупочной процедуры такого условия. Действия заказчика признали ограничением конкуренции.

Однако судебная коллегия Верховного Суда отменила эти решения. Она подчеркнула, что установленный заказчиком запрет не является требованием к участникам, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям статей 706 и 780 ГК РФ. Эти нормы дают возможность требовать в договоре личного исполнения обязательств.

Правда, отдельно суд отметил, что такое условие может считаться нарушением, если будет доказано, что оно включено в документацию специально для победы кого-то их участников. В итоге иск удовлетворили.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
К нам присоединилось уже более 60 000 ваших коллег
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.