ЭЦП используется в электронном документообороте и заменяет рукописную. Для участия в закупках требуется усиленная квалифицированная подпись. О ней пойдет речь в этом материале.
Когда нужна ЭП
Рассмотрим, что такое усиленная электронная подпись и в чем ее отличие от простой. Об ЭЦП и ее видах говорится в Федеральном законе от 06.04.2011 № 63-ФЗ. Существует простая подпись, которую можно использовать для некоторых операций в банках и для получения госуслуг. Личность в этом случае подтверждается с помощью кодов и паролей.
Второй вид — усиленная ЭЦП. Она делится еще на два вида — квалифицированная и неквалифицированная. И там и там применяется криптографическое преобразование информации и используется ключ электронной подписи. Благодаря усиленной подписи на документе можно не просто посмотреть, кто ее поставил, но и проследить внесенные правки.
Усиленная квалифицированная подпись имеет важное отличие от неквалифицированной — ключ ее проверки указывают в специальном сертификате. Именно усиленная квалифицированная подпись нужна для участия в гостендерах. Если такой подписи нет, заявку вернут на этапе ее подачи. Это зона ответственности оператора торговой площадки. Заявку просто не допустят до рассмотрения.
Как сделать усиленную цифровую подпись
Можно получить в удостоверяющем центре. В некоторых из них доступна подача заявки онлайн. Посмотреть список и найти ближайший УЦ можно на интернет-портале Минкомсвязи. Найдите сайт выбранного центра, зарегистрируйтесь и закажите подходящую ЭЦП. Оплатите счет, после чего с документами обратитесь в офис.
Для юрлиц потребуются:
- ИНН;
- ОГРН,
- паспорт и документ представителя;
- приказ о назначении руководителя;
- СНИЛС представителя;
- реквизиты организации;
- выписка из ЕГРЮЛ (не старше 1 месяца).
Заказчики подписывают извещения и документы в ЕИС электронной подписью. Использовать подпись возможно, если установили программы для ЭП и получили в Удостоверяющем центре Казначейства сертификат.
Если неверно установите ПО, некорректно заполните заявление или принесете в Казначейство не все документы, сертификат не выдадут.
О том, как получить электронную подпись с первого раза, читайте в пошаговой инструкции.
Чтобы получить электронную подпись для ИП, понадобятся:
- ИНН;
- свидетельство о государственной регистрации;
- паспорт ИП;
- СНИЛС ИП;
- выписка из ЕГРИП;
- реквизиты.
Если времени мало, закажите подпись удаленно — через ЭТП. Сейчас такая возможность есть почти у каждой электронной площадки. ЭТП сама подаст заявку в удостоверяющий центр, направит туда все документы, а клиенту останется лишь забрать носитель и сертификат в удобном пункте выдачи.
На выдачу ЭЦП уходит обычно до 10 дней, если получать ее напрямую в УЦ. Если вы заказали подпись через электронную площадку, ждать придется чуть дольше.
Требования к компьютеру и рабочим местам
Для корректной работы на компьютере участника торгов должны быть установлены: Internet Explorer версии 8.0 и выше, Windows 7 и выше, КриптоПро версии 3.9 или 4.0.
Для участия в торгах с разных рабочих мест (компьютеров) установите на каждый компьютер отдельную лицензию на СКЗИ КриптоПро. Если вы потеряете или у вас украдут носитель с электронной подписью, сразу же обратитесь в свой удостоверяющий центр и напишите заявление на аннулирование выпущенного ранее сертификата. То же самое сделайте, если носитель выйдет из строя.
Как проверить
Как узнать, какая у вас ЭЦП — усиленная квалифицированная или нет? Сервисы для онлайн-проверки есть на сайтах ЭТП. Например, бесплатно это можно сделать на портале Единой электронной торговой площадки.
Система выдаст информацию о том:
- подходит ли сертификат электронной подписи для торгов по 44-ФЗ (проверка покажет вид подписи — неквалифицированная или квалифицированная);
- соответствует ли ЭЦП требованиям 63-ФЗ (если сертификат содержит неактуальные данные об участнике, он не сможет участвовать в торгах, подписывать контракты и т.д.);
- когда закончится срок действия подписи.
Цена
Цена зависит от удостоверяющего центра и региона обращения. Например, в Москве, в Национальном удостоверяющем центре, можно приобрести несколько тарифов:
- стандартный — 8 федеральных и 100 коммерческих площадок + АСТ ГОЗ — 6900 руб.;
- расширенный — 8 федеральных и 100 коммерческих площадок + АСТ ГОЗ + Торговый портал Фабрикант — 15200 руб.;
- премиум — 8 федеральных и 100 коммерческих площадок + АСТ ГОЗ + ЭТП Газпромбанка и ЭТП ТЭК-Торг — 25200 руб.
В УЦ «Электронная Москва» усиленная подпись будет стоить 11800 руб. Включен доступ ко всем площадкам по 44-ФЗ и к порталу поставщиков города Москвы.
Если заказывать подпись через торговые площадки, цены будут другими. Стоимость зависит от конкретной ЭТП. Например, на площадке ТЭК-Торг есть два тарифа. Можно приобрести ключ для участия в тендерах 44-ФЗ и 223-ФЗ или универсальный — для торгов, ЭТС B2B-CENTER, портала госуслуг, портала Единого федерального реестра и т.д. В частности, первый ключ будет стоить 5600 руб. Отдельно нужно заплатить за сертифицированный защищенный носитель, лицензию на право использования СКЗИ КриптоПро CSP и установку ПО.
На ЭТП ГПБ цена подписи зависит от категории владельца. Для физлиц ЭЦП стоит 4200 руб. Для ИП и компаний — 4800 руб. Если нужна подпись для работы на ЭТП ГПБ, придется отдать 7200. Во все тарифы включена лицензия на год и ключевой носитель.
На ЕЭТП цены различаются в зависимости от того, в каких закупках хочет участвовать владелец подписи. Если только в государственных, нужно заплатить 5070 руб. За ускоренную выдачу, если необходимо, попросят доплатить 2590 руб. Если поставщик хочет участвовать еще и в коммерческих торгах, нужно отдать за ЭЦП 14070 руб.