Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Портал государственных закупок Про-Госзаказ.Ру

Какие НПА обязательно понадобятся заказчику по 44-ФЗ в работе

  • 6 мая 2019
  • 130

В статье расскажем об основных нормативных правовых актах о контрактной системе в сфере закупок, о том, кто вправе их принимать, а также о внутренних документах, которые должен принять в своей организации каждый заказчик.

Какие НПА определяют основные принципы деятельности в сфере закупок

Об основных НПА говорится в статье 2 Закона № 44-ФЗ. Законодательство в сфере закупок основывается на положениях Конституции, ГК РФ, БК РФ и состоит из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и других законов, регулирующих отношения между контролирующими органами, заказчиками и поставщиками.

Все НПА по 44-ФЗ перечислить в рамках одной статьи невозможно. Только за 2018-2019 годы появились следующие новые нормативно-правовые акты в сфере закупок:

Кроме того, отношения в сфере закупок регулируют Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 и другие.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

  
    
    
    
    
    

Кто вправе на федеральном уровне принимать нормативно-правовые акты в сфере закупок

НПА в сфере закупок принимают:

  • президент;
  • Правительство РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • госкорпорации;
  • органы государственной власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Заказчики по Закону № 44-ФЗ должны соблюдать при закупках требования законов и нормативно-правовых актов. Нормы, которые следует учитывать при закупках, подготовила ФАС. Перечень НПА смотрите в таблице.

Нормативно-правовые акты в сфере закупок по 44-ФЗ

Смотреть таблицу

Нормативно-правовые акты по 44-ФЗ, которые должны быть у заказчика

Каждый заказчик должен принять в своей организации ряд обязательных документов. К примеру, при назначении контрактного управляющего издаются приказ о назначении, должностная инструкция, положение.

Также необходим приказ о создании комиссии по осуществлению закупок. Еще один обязательный документ — приказ о ведомственном контроле в отношении подведомственных заказчиков (издается главными распорядителями бюджетных средств, имеющими подведомственные учреждения). Кроме того, необходимы правила определения требований к некоторым ТРУ.

Практика

Нормы 44-ФЗ являются специальными по отношению к ГК РФ. В частности, при исчислении сроков. Иногда участники контрактной системы это не учитывают и попадают впросак. К примеру, некоторые подают документы в ФАС в последний момент, ошибочно полагая, что главное — успеть отправить письмо до конца установленного периода. Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении от 23.01.2018 по делу № А26-5362/2017 встал на сторону антимонопольного ведомства и отказал участнику.

Предприниматель отправил документы почтой. Письмо ушло до конца срока обжалования, однако в ФАС поступило уже за его пределами. Жалобу вернули отправителю. Он попытался оспорить решение в суде. Однако суд не стал удовлетворять его требования. Предприниматель ссылался на нормы ГК РФ, но не учел, что положения Закона 44-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ об исчислении сроков.

Рассмотрим еще один пример из практики — решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50П-916/2018 от 18.02.2019. Из него видно, чем руководствоваться, если НПА идет вразрез с Законом № 44-ФЗ. Спор возник между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и обществом «Кудымкарский водоканал». Стороны пытались заключить контракт на услуги водоотведения, однако не смогли согласовать некоторые пункты.

В июле 2018 года Управление Росреестра, являясь потребителем услуг водоснабжения и водоотведения, для заключения государственного контракта направило письмо в адрес ООО «Кудымкарский водоканал». Был запрошен проект госконтракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. В ответ на запрос в Управление поступил проект договора, редакция которого заказчика не устроила. Он направил протокол разногласий. Однако водоканал отказался его подписывать. В итоге заказчик обратился в суд.

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства предполагают заключение типового договора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Но при этом Управление Росреестра как госучреждение должно руководствоваться Законом о контрактной системе. Заказчик настаивал на включении в преамбулу следующего текста: «на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключили настоящий Государственный контракт (далее по тексту договор) о нижеследующем:». Однако суд пришел к выводу, что отсутствие такого текста не противоречит закону. А стандартный текст «договор № 197 холодного водоснабжения и водоотведения» не нарушает ничьих прав.

В соответствии с п. 5 ст. 13 и п. 5 ст. 14 Закон № 416-ФЗ цена договора не считается существенным условием подобных соглашений. Однако, как известно, в 44-ФЗ совсем другие требования. Поэтому заказчик предложил такую формулировку: «Цена настоящего договора составляет: 12 403 (Двенадцать тысяч четыреста три) рубля 20 копеек. НДС не облагается. Цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора ...». Также он потребовал включить в договор приложение «Расчет и обоснование цены договора».

Суд учел, что нормы Закона № 416-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 являются обязательными для применения всеми субъектами, заключающими единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Однако они не учитывают и не регулируют вопросы статуса субъектов этих отношений, что, напротив, предусмотрено в Законе № 44-ФЗ. Поэтому требование заказчика сочли обоснованным и изложили указанные пункты в его редакции.

Также заказчик просил у суда разрешить разногласия, касающиеся пунктов об ответственности сторон. А именно включить в текст контракта ответственность исполнителя по ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042). Однако суд привел п. 39 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Там сказано, что при расчете неустойки по госконтракту, заключенному в сфере энергоснабжения, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами. Следовательно, по мнению суда, при расчете неустойки в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться положениями Закона № 416-ФЗ. К слову, ответственность абонента (заказчика) разрешили указать по ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, так как санкции более строгие, чем в Законе № 416-ФЗ.

Еще один спорный момент касался пункта об изменении контракта. Заказчик предложил написать: «При исполнении договора изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Суд согласился, поскольку этот порядок не противоречит Закону № 416-ФЗ.

Сложно сказать, кто победил в споре, так как некоторые пункты так и остались в редакции поставщика. Но часть положений заказчику удалось привести в соответствии 44-ФЗ.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Приказ о создании единой комиссии по закупкам.docx
  • Распоряжение об утверждении ведомственного перечня.docx
  • Регламент ведомственного контроля закупок для государственных нужд.docx

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку
Станьте нашим читателем

Мы в соцсетях
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Для получения полного доступа необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.