Тел. 8 (800) 511-98-67 Звонок бесплатный! Активировать гостевой доступ
Про-Госзаказ.Ру

Какие НПА обязательно понадобятся заказчику по 44-ФЗ в работе

6 мая 2019
1294
Средний балл: 0 из 5

В статье расскажем об основных нормативных правовых актах о контрактной системе в сфере закупок, о том, кто вправе их принимать, а также о внутренних документах, которые должен принять в своей организации каждый заказчик.

Какие НПА определяют основные принципы деятельности в сфере закупок

Об основных НПА говорится в статье 2 Закона № 44-ФЗ. Законодательство в сфере закупок основывается на положениях Конституции, ГК РФ, БК РФ и состоит из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и других законов, регулирующих отношения между контролирующими органами, заказчиками и поставщиками.

Все НПА по 44-ФЗ перечислить в рамках одной статьи невозможно. Только за 2018-2019 годы появились следующие новые нормативно-правовые акты в сфере закупок:

Кроме того, отношения в сфере закупок регулируют Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 и другие.

Бесплатный вебинар для поставщиков

ТРЕНИНГ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ:
Что заказчику надо знать о новых правилах составления плана-графика
12 ноября в 11:00 мск

Участвовать бесплатно

Тренинг для поставщика

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ:
Заключение государственного контракта
13 ноября в 11:00 мск

Участвовать бесплатно

Работаете по 44-ФЗ?
Для Вас готова подборка специальных материалов »

Закупаете по 223-ФЗ?
Мы знаем, что Вам будет полезно посмотреть »

Вы поставщик?
Для Вас все готово – просто переходите по ссылке »

Кто вправе на федеральном уровне принимать нормативно-правовые акты в сфере закупок

НПА в сфере закупок принимают:

  • президент;
  • Правительство РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • госкорпорации;
  • органы государственной власти субъектов;
  • органы местного самоуправления.

Заказчики по Закону № 44-ФЗ должны соблюдать при закупках требования законов и нормативно-правовых актов. Нормы, которые следует учитывать при закупках, подготовила ФАС. Перечень НПА смотрите в таблице.

Нормативно-правовые акты в сфере закупок по 44-ФЗ

Смотреть таблицу

Нормативно-правовые акты по 44-ФЗ, которые должны быть у заказчика

Каждый заказчик должен принять в своей организации ряд обязательных документов. К примеру, при назначении контрактного управляющего издаются приказ о назначении, должностная инструкция, положение.

Также необходим приказ о создании комиссии по осуществлению закупок. Еще один обязательный документ — приказ о ведомственном контроле в отношении подведомственных заказчиков (издается главными распорядителями бюджетных средств, имеющими подведомственные учреждения). Кроме того, необходимы правила определения требований к некоторым ТРУ.

Практика

Нормы 44-ФЗ являются специальными по отношению к ГК РФ. В частности, при исчислении сроков. Иногда участники контрактной системы это не учитывают и попадают впросак. К примеру, некоторые подают документы в ФАС в последний момент, ошибочно полагая, что главное — успеть отправить письмо до конца установленного периода. Арбитражный суд Северо-Западного округа в своем постановлении от 23.01.2018 по делу № А26-5362/2017 встал на сторону антимонопольного ведомства и отказал участнику.

Предприниматель отправил документы почтой. Письмо ушло до конца срока обжалования, однако в ФАС поступило уже за его пределами. Жалобу вернули отправителю. Он попытался оспорить решение в суде. Однако суд не стал удовлетворять его требования. Предприниматель ссылался на нормы ГК РФ, но не учел, что положения Закона 44-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ об исчислении сроков.

Рассмотрим еще один пример из практики — решение Арбитражного суда Пермского края по делу № А50П-916/2018 от 18.02.2019. Из него видно, чем руководствоваться, если НПА идет вразрез с Законом № 44-ФЗ. Спор возник между Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и обществом «Кудымкарский водоканал». Стороны пытались заключить контракт на услуги водоотведения, однако не смогли согласовать некоторые пункты.

В июле 2018 года Управление Росреестра, являясь потребителем услуг водоснабжения и водоотведения, для заключения государственного контракта направило письмо в адрес ООО «Кудымкарский водоканал». Был запрошен проект госконтракта на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. В ответ на запрос в Управление поступил проект договора, редакция которого заказчика не устроила. Он направил протокол разногласий. Однако водоканал отказался его подписывать. В итоге заказчик обратился в суд.

Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства предполагают заключение типового договора в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Но при этом Управление Росреестра как госучреждение должно руководствоваться Законом о контрактной системе. Заказчик настаивал на включении в преамбулу следующего текста: «на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключили настоящий Государственный контракт (далее по тексту договор) о нижеследующем:». Однако суд пришел к выводу, что отсутствие такого текста не противоречит закону. А стандартный текст «договор № 197 холодного водоснабжения и водоотведения» не нарушает ничьих прав.

В соответствии с п. 5 ст. 13 и п. 5 ст. 14 Закон № 416-ФЗ цена договора не считается существенным условием подобных соглашений. Однако, как известно, в 44-ФЗ совсем другие требования. Поэтому заказчик предложил такую формулировку: «Цена настоящего договора составляет: 12 403 (Двенадцать тысяч четыреста три) рубля 20 копеек. НДС не облагается. Цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора ...». Также он потребовал включить в договор приложение «Расчет и обоснование цены договора».

Суд учел, что нормы Закона № 416-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 645 являются обязательными для применения всеми субъектами, заключающими единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Однако они не учитывают и не регулируют вопросы статуса субъектов этих отношений, что, напротив, предусмотрено в Законе № 44-ФЗ. Поэтому требование заказчика сочли обоснованным и изложили указанные пункты в его редакции.

Также заказчик просил у суда разрешить разногласия, касающиеся пунктов об ответственности сторон. А именно включить в текст контракта ответственность исполнителя по ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042). Однако суд привел п. 39 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Там сказано, что при расчете неустойки по госконтракту, заключенному в сфере энергоснабжения, необходимо руководствоваться положениями специальных законодательных актов о снабжении энергетическими ресурсами. Следовательно, по мнению суда, при расчете неустойки в рассматриваемом случае необходимо руководствоваться положениями Закона № 416-ФЗ. К слову, ответственность абонента (заказчика) разрешили указать по ч. 5 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, так как санкции более строгие, чем в Законе № 416-ФЗ.

Еще один спорный момент касался пункта об изменении контракта. Заказчик предложил написать: «При исполнении договора изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Суд согласился, поскольку этот порядок не противоречит Закону № 416-ФЗ.

Сложно сказать, кто победил в споре, так как некоторые пункты так и остались в редакции поставщика. Но часть положений заказчику удалось привести в соответствии 44-ФЗ.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Приказ о создании единой комиссии по закупкам.docx
  • Распоряжение об утверждении ведомственного перечня.docx
  • Регламент ведомственного контроля закупок для государственных нужд.docx
logo
Простите, что прервали Вас

Портал Про-госзаказ.ру

На портале про-госзаказ публикуются только качественные авторские материалы. Для защиты авторских прав мы закрываем часть материалов из общего доступа.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите скидку от наших друзей ЛитРес, доступ к порталу, библиотеку вебинаров и видео лекций.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Или войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы узнать результаты необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Войдите с помощью социальных сетей
Зарегистрироваться
На связи с ЕИС - найдет в ЕИС готовые техзадания, на основании которых Вы сможете легко и без ошибок составить собственное.
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.