Контрактные управляющие и сотрудники контрактных служб должны иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профобразование в этой сфере. Какие виды допобразования существуют, на что обратить внимание при выборе курса, расскажем в материале.
Требования к сотрудникам госзаказчика
Как мы сказали в начале нашей статьи требования к образованию в сфере закупок установлены для контрактных управляющих и сотрудников контрактных служб (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Когда создают комиссию по госзакупкам, преимущество участия получают специалисты, прошедшие профпереподготовку или повысившие свою квалификацию в сфере госзакупок (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).
Работодатели обязаны применять профстандарты к квалификации работников. В области госзакупок действуют два профстандарта:
- «Специалист в сфере закупок» утв. приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н;
- «Эксперт в сфере закупок» утв. приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н.
Для специалистов контрактных служб 5-го уровня обязательно требуется обучение, как по программе повышения квалификации, так и программе профпереподготовки. Для специалистов более высоких уровней необходимо высшее образование и обучение по одной из этих программ.
11 обучающих курсов для специалиста в сфере закупок на 2021 год: от планирования и антикоррупции до обжалования. Получите информацию обо всех изменениях. Составите памятку по каждому курсу и попрактикуетесь заполнять документацию в домашних заданиях.
Дополнительное образование в области закупок
Дополнительное профобразование – это деятельность, направленная на профессиональное развитие человека, установление соответствия его квалификации профессиональным условиям. Такое образование бывает 2-х видов:
- Повышение квалификации, когда усовершенствуют и/или получают новый опыт или повышают профессиональный уровень в рамках уже имеющейся квалификации. Итогом такого обучения будет получение удостоверения.
- Профпереподготовка, которая направлена на получение новой квалификации. Итог учебы в этом случае – диплом о профессиональной переподготовке.
Большинству контрактных управляющих, за исключением специалистов 5-го уровня достаточно пройти повышение квалификации.
Если повышали квалификацию – получите удостоверение: | Проходили профпереподготовку – получите диплом: |
Обучение рекомендовано проводить по надобности, не реже чем раз в 3 года (п. 2.8 Методических рекомендаций, направленных совместным письмом МЭР и Минобрнауки от 12.03.2015 №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06).
Установлены минимальные сроки для получения дополнительного образования (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки от 01.07.2013 № 499):
- 16 часов для повышения квалификации;
- 250 часов для профпереподготовки.
Рекомендовано, что обучение в сфере госзакупок должно длиться не менее 108 часов для сотрудников и 40 часов – для руководителей организации (п.п. 2.3, 2.4 Методических рекомендаций, письмо Минэкономразвития в письме от 13.05.2016 № Д28и-1220).
Образовательная программа «Участие в государственных закупках»
Примерное содержание программы обучения сотрудников заказчика в области госзакупок приведено в Методических рекомендациях, куда входят разделы:
- Основы контрактной системы (принципы, цели и задачами контрактной системы, участники системы, порядок создания и функционирования контрактной службы (контрактных управляющих)).
- Законодательство РФ о контрактной системе (ГК, БК, Закон № 44-ФЗ постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты).
- Планирование и обоснование закупок (формирование плана-графика, правила расчета начальной цены госконтракта).
- Осуществление закупок (способы определения поставщиков, требования к участникам торгов, правила нормирования, порядок проведения аукциона, конкурса, запроса котировок, запроса предложений, порядок оформления контракта с единственным поставщиком).
- Контракты (правила подписания, изменения расторжения госконтракта, порядок приемки исполненного по контракту).
- Мониторинг и контроль, защита прав участников торгов (виды контроля, способы защиты прав участников торгов, порядок обжалования действий, бездействий заказчика, контрактного управляющего).
Также программа может содержать вариативную часть, которая предусматривает специализацию по роду деятельности участников (руководители предприятий, члены закупочных комиссии, контрактные управляющие, эксперты и т.д.), региональной специфики. Такая часть не должна составлять более 15% программы.