-
×
Ой! Это только для зарегистрированных специалистов в сфере закупок!

Зарегистрируйтесь, чтобы скачать файл и получить полный доступ к любым бланкам и образцам заполнения документов для специалистов по закупкам. За регистрацию Вы получите подарок - таблицу изменений в 44-ФЗ в 2023 году.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

За регистрацию Вы получите подарок — календарь оплаты коммунальных услуг на 2024 год.


 

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
-

Участие организаций инвалидов в закупках: применение ст. 29 44-ФЗ

3 декабря 2021
1096
Средний балл: 0 из 5
Эксперт по работе с Законом № 44-ФЗ
Участие организаций инвалидов в закупках: применение ст. 29 44-ФЗ
Участие организаций инвалидов в закупках: применение ст. 29 44-ФЗ

Законодатель предоставил ряд преимуществ для организаций инвалидов, участвующих в госзакупках. Правила участия таких организаций в контрактной системе установлены статьей 29 закона 44 ФЗ.

Статья 29 44-ФЗ: последние изменения

Рассмотрим, как регулирует права ОИ статья 29 44 ФЗ с последними изменениями. Федеральный закон №360 ФЗ от 02.07.2021 внес некоторые новшества в сфере контрактного законодательства. В том числе были изменены 28 и 28 статья 44 ФЗ. Нововведения в законодательстве не носили глобальный характер.

Статья в новой редакции состоит из четырех частей и устанавливает преимущества для ОИ, участвующих в госзакупках. Также, при осуществлении госзакупок, заказчики должны руководствоваться другими нормативно-правовыми актами, которые защищают права лиц с ограниченными возможностями. Это Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №341 «О предоставлении преимуществ ОИ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта».

Основные положения статьи 29 44-ФЗ

Часть 1 ст.28 предоставляет преимущества организациям лиц с ограниченными возможностями в отношении цены контракта. Если заказчик заключит договор с такой организацией, сумма по договору или стоимость каждой единицы ТРУ увеличивается на 15% от цены, предложенной участником закупки.

Рассмотрим на примере, как рассчитать стоимость контракта в такой ситуации. Заказчик прописал в извещении о госзакупке преимущество 15% по цене договора для ОИ. Начальная максимальная цена контракта было 400 тыс. рублей. Победитель тендера (организация лиц с ограниченными возможностями) предложил цену контракта в размере 320 тыс. рублей. Заказчик должен добавить к этой сумме еще 15%. Итоговая цена контракта составит 368 тысяч.

Предоставить преимущества организациям инвалидов

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик проводил запрос предложений и победитель уклонился от выполнения договора. Если второй участник закупки – это ОИ, заказчик заключает с ним договор, применяя преимущество, предусмотренное законодательством.

Исключение из правил – неконкурентная госзакупка. Если заказчик закупает товары, работы или услуги у единственного поставщика, он не обязан предоставлять исполнителю преимущество, предусмотренное статьей 29 федерального закона no 44 ФЗ.

Заключая контракт с ОИ, важно помнить: окончательная цена договора не может быть выше начальной максимальной цены контракта. В соответствии с частью 2 статьи 29 44 ФЗ преимущества по цене контракта или ТРУ распространяются на такие организации:

  • Общероссийские общественные ОИ и союзы таких общественных организаций. Не менее 80% членов такой организации – лица с ограниченными возможностями и их представители.
  • Организации, чей капитал полностью состоит из вкладов общероссийских организаций лиц с ограниченными возможностями, если 50% и более членов инвалиды, а доля оплаты труда лиц с ограниченными возможностями составляет 25% и более.

Ч. 3 ст.29 указывает какие товары, работы или услуги необходимо заключать с предоставлением преимущества ОИ. Перечень продукции и услуг устанавливает Правительство РФ. В настоящее время вопрос регулирует Постановление Правительства №341.

Участие организаций инвалидов в закупках: применение ст. 29 44-ФЗКак проверить участника на соответствие преимуществам для организаций инвалидов

Предоставление преимуществ ОИ, участвующим в конкурсных процедурах, - обязанность заказчика. В соответствии и с требованиями ПП №341, в контракт нельзя вносить предметы закупки, включенные в перечень и те, которые не указаны в нормативно-правовом акте. Если заказчик хочет приобрести товары, не включенные в перечень, он должен провести вторую закупку.

Возможно ли объединить в одной закупке преимущества, которые закон предоставляет инвалидам, и ограничения, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций? Как указывает Минэкономразвития, заказчик может объединить преференции этих организаций в одной госзакупке. Кроме того, ОИ – это, как правило, некоммерческие образования, которые также относят к СОНО (см. п.20 письма от 30.09.2014 №Д28и-1889, письма от 27.02.2015 №28Ди-362, от 26.07.2016 №ОГ-Д28-8994).

Проводя такую закупку важно помнить: если организация проводит закупку с участием учреждений Уголовно-исполнительной системы, нельзя устанавливать преимущества для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Исходя их письма Минэкономразвития от 01.03.2016 и решения УФАС по Челябинской от 10.03.2016, организация УИС не может быть малым предприятием или социально ориентированной организацией.

Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-08/62507 уточняет: заказчик не вправе устанавливать конкретный размер преимущества. Если государственная организация укажет его в денежном эквиваленте и итоговая сумма будет менее 15% от начальной минимальной цены контракта, будет невозможно предоставить ОИ преференции, указанные в документации.
Информацию о преференциях для ОИ указывают в извещении о проведении госзакупки и в документации. Также заказчику следует указать в документации порядок предоставления преференции.

Контрактное законодательство требует от поставщика предоставлять обеспечение заявки, если начальная максимальная цена контракта больше 20 млн. рублей. ОИ также должны предоставлять обеспечение (деньги или банковскую гарантию). При этом размер обеспечения не может быть больше 2% от суммы договора.

Организации, которые не относятся к числу ОИ направляют заказчику только заявку на участие в конкурсной процедуре. А организации лиц с ограниченными возможностями должны заявить о своей принадлежности и праве на преференции, связанные с ценой контракта. Законодательство не устанавливает форму такого заявления. Его составляют в произвольной форме и направляют заказчику вместе с заявкой.

Рассмотрим практический пример. Заказчик хочет приобрести пластиковые контейнеры. Такой товар относится к коду ОКПД2 22.29.29 (изделия пластмассовые прочие). Этот код содержится в перечне, установленном Постановлением Правительства №341. Поэтому заказчик должен прописать в документации преимущества для организаций лиц с ограниченными возможностями. Во время конкурсной процедуры поставщики подали две заявки. Первая заявка от организации инвалидов, вторая от обычного поставщика. Далее возможно несколько вариантов развития событий:

  • Самую низкую цену предлагает обычный поставщик. Например, он предложил сумму 65 тыс. рублей. В таком случае стороны заключают договор на эту сумму.
  • Организация инвалидов направила самое выгодное предложение, указав цену 65 тыс. рублей. Заказчик должен заключить договор с этим поставщиком и увеличить цену контракта на 15%. Стороны заключат договор на сумму 74750 тыс. рублей.
  • Организация лиц с ограниченными возможностями предложила в заявке цену 90 тыс. рублей и стала победителем госзакупки. В таком случае 90 тыс. рублей плюс 15% составит 103500 рублей. В соответствии с требованиями законодательства итоговая цена контракта не может быть больше его начальной максимальной цены. В такой ситуации контракт заключат на сумму 100 тысяч рублей.

Схемы всех способов закупок на 2022 год

Если победитель конкурса или электронного конкурса откажется от исполнения контракта, договор заключают с поставщиком, которому по результатам торгов присвоили второй номер. Если второй участник также является организацией инвалидов, к нему переходит ценовое преимущество. Если второй участник не относится к ОИ, с ним заключают контракт без преференций. При аналогичных обстоятельствах, если госзакупка проходила в формате запроса котировок или аукциона, преимущество переходит к другому участнику ОИ по таким критериям:

  • участник предложил поставить продукция по такой же цене, как победитель тендера;
  • в заявке второго участника указаны более выгодные условия или они незначительно уступают предложению победителя.

Найти подходящие тендеры в планах-графиках 2022

Участники закупки должны подтвердить свое право на преференции по ст. 29 ФЗ №44. Рассмотрим, какие требования устанавливает статья 28 и 29 44 ФЗ, что прикладывать заявке на участие в тендере.
Способ подтверждения своей принадлежности к организациям инвалидов зависит от того, в какой форме проводят закупку. Если госзакупку проводят в форме электронного конкурса, аукциона, запроса предложений в электронной форме, участник должен предоставить документы, подтверждающие право на преимущества. Если закупку проводят как электронный запрос котировок, участник должен представить декларацию в электронной форме. Поставщики формируют ее через электронную торговую площадку.

После победы в тендере поставщик, относящийся к организации инвалидов, должен потребовать у заказчика предоставить преимущества. Окончательную цену контракта устанавливают на основании этого документа.

Участие организаций инвалидов в закупках: применение ст. 29 44-ФЗКакой документ в 2022 году заменит документацию в закупках

Закон предусматривает ответственность за игнорирование преференций организаций инвалидов, установленных статьей 29 федерального закона no 44. Такие правонарушения грозят заказчику административным штрафом. В соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ утверждение документации по госзакупкам, проведенное с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере госзакупок является административным правонарушением. Должностное лицо, которое проведет закупку, не предоставив преимущество организации инвалидов, заплатит штраф в размере 3 тыс. рублей. В соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности по правонарушениям в сфере госзакупок составляет один год.

Госзакупки характеризуются большими объемами. Контракты по госзакупкам, как правило, с лучшей ценой. Участие в таких тендерах – это возможность найти клиента на большой объем товаров, работ или услуг. Преимущества при проведении госзакупок для организаций инвалидов – важная форма государственной поддержки лиц с ограниченными возможностями и официальных организаций, которые предоставляют им рабочие места. Участвуя в госторгах, организации инвалидов могут заключать выгодные контракты на поставки товаров, работ и услуг для нужд государственных организаций. А дополнительные преимущества (увеличение цены контракта на 15%) дают им важное конкурентное преимущество перед другими участниками.

Чтобы всегда быть в курсе последних изменений и новостей в сфере закупок, подписывайтесь на наши социальные сети:

Редакция статьи 29 с 1 января 2022 года

Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках

1. В случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.

2. Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

3. Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.