Размещение заказов для нужд Алтайского края: опыт, проблемы и перспективы

5706
Об итогах работы Алтайского края в 2009 г. и об основных задачах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в условиях перехода к проведению электронных аукционов рассказывает заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, начальник управления государственного заказа и товарных рынков Дмитрий Батейкин

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Об итогах работы Алтайского края в 2009 г. и об основных задачах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в условиях перехода к проведению электронных аукционов рассказывает заместитель начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, начальник управления государственного заказа и товарных рынков Дмитрий Батейкин

 В рамках централизованной системы Алтайского края размещение заказов для всех государственных заказчиков региона производится уполномоченным органом исполнительной власти – Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края вне зависимости от стоимости государственного контракта.

По итогам работы уполномоченного органа за период 2006–2009 гг. следует отметить размещение государственных и муниципальных заказов почтина 32 млрд руб. и экономию более 1,7 млрд. руб. бюджетных средств.

Условия полной централизации государственного заказа в регионе потребовали от уполномоченного органа существенной оптимизации работы и максимальной автоматизации процессов размещения заказов, что позволило нам в марте 2007 г. одним из первых в Сибирском федеральном округе ввести в эксплуатацию автоматизированную информационную систему “Электронная торговая площадка для государственных и муниципальных нужд Алтайского края”.

Проведение электронных аукционов существенно расширило географию участников и обеспечило значительное ускорение процесса размещения заказов.

Возможность дистанционного участия поставщиков, более прямая и прозрачная процедура определения победителя, низкие издержки на организацию торгов, исключение административного воздействия на ход их проведения и возможности поставщиков договариваться между собой о цене или о разделе рынка обеспечили заметно большую экономию бюджетных средств по сравнению с другими способами размещения заказов.

За период 2007–2009 гг. через электронные аукционы в регионе было размещено более 15 тыс. лотов, при этом по итогам 2008 г. Алтайский край стал вторым в России регионом по объему размещенного государственного заказа путем проведения аукционов в электронной форме, существенно опередив по данному показателю не только столицу России, но и отдельные федеральные округа (Северо-Западный, Дальневосточный, Уральский)

В 2009 г. объем размещенных уполномоченным органом государственных и муниципальных заказов составил более 10,7 млрд. руб. В течение года было проведено свыше 1,6 тыс. закупочных процедур, сформировано и размещено 7,7 тыс. состоявшихся лотов, в т. ч. 4549 – посредством электронных аукционов. Работа уполномоченного органа в 2009 г. обеспечила краю экономию более 667 млн. руб. бюджетных средств, а количество участников размещения заказов возросло в 1,4 раза по сравнению с 2008 г. и достигло 12,2 тыс.

Одной из гарантий прозрачности и открытости краевой системы государственных закупок является обеспечение высокой доли размещения заказа посредством аукционных процедур, которые исключают субъективную оценку предложений участников.

На протяжении последних 2 лет доля аукционов в общем объеме размещенных заказов составляет свыше 93%, запросов котировок – около 1%. В рамках реализации планов последовательного развития краевой системы размещения государственного заказа перед уполномоченным органом Алтайского края в 2010 г. стоят важные задачи.

Так, с 1 июля 2010 г. утрачивает силу ст. 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ), а также вступают в силу положения Федерального закона от 25.11.2009 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которыми процедура открытого аукциона фактически перестает существовать и уступает место открытому аукциону в электронной форме.

Вместе с тем до 1 января 2011 г. размещение заказов для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых предусмотрено проведение открытого аукциона в электронной форме, законодатель разрешил осуществлять путем проведения открытого аукциона.

Такое исключение было связано, прежде всего, с проблемой быстрого перехода действующих систем размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации к проведению аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ на отобранных Минэкономразвития России и ФАС России 5 электронных площадках.

Таким образом, с 1 июля 2010 г. будет нигилирована проделанная работа по внедрению в субъектах РФ электронных торговых площадок, а также отлаженные за годы механизмы их функционирования и высокие результаты деятельности. Основным способом размещения регионального и муниципального заказа с 1 июля 2010 г. до 1 января 2011 г. в соответствии с действующим законодательством вновь станет открытый аукцион, проведение которого уже не обеспечивает существенную экономию бюджетных средств в связи с широким распространением практики откровенного сговора между поставщиками (исполнителями, подрядчиками) о единой схеме участия в аукционе, что позволяет заключать государственные и муниципальные контракты по максимальным ценам.

С 1 января 2011 г. в силу отсутствия предусмотренной ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и сохраняющейся в связи с этим возможностью манипулировать различными Наименованиями при определении предмета закупок значительно возрастет доля государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещаемых путем проведения запросов котировок или заключения гражданско-правовых договоров стоимостью до 100 тыс. руб.

Для предотвращения указанных негативных последствий, а также уменьшения вреда, причиняемого действиями недобросовестных поставщиков, представляется целесообразным сохранить возможность проведения открытых аукционов в электронной форме на сумму до 1 млн. руб. в порядке, установленном ст. 41 Закона № 94-ФЗ, на существующих торговых площадках субъектов Российской Федерации как альтернативу проведению запросов котировок и заключению гражданско-правовых договоров стоимостью до 100 тыс. руб. При этом возможно закрепление обязанности операторов этих электронных площадок дублировать информацию о проводимых процедурах на официальном сайте Российской Федерации или сайтах 5 аккредитованных электронных площадок.

Кроме того, следует отметить, что в послании о бюджетной политике в 2010–2012 гг. Президент РФ четко обозначил приоритетные направления развития системы размещения государственного и муниципального заказов в Российской Федерации в предстоящем трехлетнем периоде.

Это не только применение современных процедур размещения государственных и муниципальных заказов, но и консолидация заказчиков, а также исключение при проведении закупок случаев необоснованного завышения цен и задержки в реализации соответствующих процедур.

Вместе с тем указанные задачи не могут быть решены только с переходом к проведению электронных аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, их решение требует эффективной организации систем размещения заказов на региональном и муниципальном уровнях.

Представляется, что именно в субъектах РФ и муниципальных образованиях должны решаться вопросы консолидации и централизации заказов, правильного формирования документации об открытом аукционе в электронной форме, определения начальных максимальных цен государственных и муниципальных контрактов.

Поэтому одной из основных задач субъектов РФ и муниципальных образований в условиях перехода к проведению аукционов в соответствии с гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ должно стать сохранение отлаженных эффективных механизмов размещения заказов, консолидации и централизации государственных и муниципальных закупок.

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль