Переход на электронные аукционы в Москве начнется раньше на полгода

4445
Даже в условиях кризиса значительная часть бюджета Москвы расходуется на оплату городского заказа. О том, как город завершил год, какие проблемы предстоит решать, рассказывает руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Даже в условиях кризиса значительная часть бюджета Москвы расходуется на оплату городского заказа. О том, как город завершил год, какие проблемы предстоит решать, рассказывает руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дегтев

Геннадий Валентинович, как вы оцениваете итоги минувшего года? Сколько в целом город потратил на свои потребности в 2009 г. и насколько эта сумма отличается от докризисного периода?

В 2009 г. городские заказчики выставили на торги – с учетом процедуры запроса котировок – в общей сложности 59 тыс. лотов, на размещение которых было затрачено около 370 млрд. руб. бюджетных средств. По сравнению с 2007–2008 гг. произошла серьезная оптимизация расходов бюджета по всем направлениям, обусловленная, прежде всего, нестабильностью экономической ситуации и негативным влиянием мирового финансового кризиса. Например, в 2008 г. было проведено 83 тыс. процедур размещения заказа на сумму 875 млрд руб., т. е. на 55% больше, чем за 12 месяцев прошлого года.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Среди проблем, которые возникают на торгах, нередко фигурирует проблема картельного сговора. Удается ли противостоять этому?

Сговор лишает покупателей и налогоплательщиков ресурсов, подрывает доверие общественности к конкурсному процессу и обесценивает выгоды конкурентного рынка. Картельный сговор – это противозаконная практика, подлежащая расследованию и наказанию в соответствии с законами и нормами защиты конкуренции. Как действуют недобросовестные участники? 21 января 2010 г. на Единой торговой площадке Департамента города Москвы по конкурентной политике прошли аукционы на строительство детских садов. В них приняли участие свыше 50 компаний. Суммарная стартовая цена превысила 3,5 млрд. руб. Разыгрывалось 19 лотов. При этом часть компаний, которые пришли на торги именно за получением горзаказа, в добросовестной конкурентной борьбе дали среднее снижение 19,2%, а вот у 5 компаний среднее снижение по восьми лотам составило всего 2%. Здесь никакой конкурентной борьбы не наблюдалось. Следует сказать и об экономическом аспекте сговора. Так, немногим больше 1 млрд руб. – это размер обеспечения 8 аукционов, где было сделано минимальное снижение и где участники не торговались. Эти значительные средства остаются замороженными, и компании, подавшие заявки на участие, на 20 дней лишаются этих средств, а в условиях кризиса каждый рубль имеет свою особую цену. К этому хочу добавить следующее. При стартовой суммарной цене данного аукциона 3,5 млрд. руб. при снижении, которое показали 5 компаний, город потерял порядка 350 млн. руб. или как минимум не досчитался двух детских садиков. Если факт сговора будет доказан, а департамент обратится в УФАС России с просьбой провести расследование и оценить действия участников на предмет сговора, недобросовестные участники лишатся собственных средств или же попадут на выполнение обязательств перед банком, связанных с условиями финансовой гарантии, не говоря уже о реестре недобросовестных поставщиков. Всего же в 2009 г. департаментом в Московское УФАС для проверки фактов сговора были направлены материалы по 70 торгам.

Насколько, по вашему мнению, эффективны электронные аукционы в борьбе с антиконкурентными соглашениями?

Электронные торги позволяют уйти от этой проблемы, т. к., в первую очередь, обеспечивают анонимность участников. Ни участники не знают друг друга, ни заказчики не знают участников. И только после того, как аукцион уже проведен, заказчик осуществляет процедуры допуска, смотрит – соответствует ли победитель тем условиям, которые изначально были установлены заказчиком в соответствии с законом. Эта система, на мой взгляд, абсолютно разумна, т. к. она позволяет снять многие риски – сговор, коррупционные риски, возможность заказчика влиять на участника и т. д. При этом сами участники торгов также могут оспорить решения заказчика через ФАС по простой и, как показывает практика, эффективной процедуре. В целом реформа системы госзаказа в России в настоящее время развивается по двум основным направлениям. Первое – это повышение качества государственного заказа, о чем я уже говорил выше. И второе – это переход на электронные аукционы.

А как обстоит дело с обеспечением доступности горзаказа для малого бизнеса?

Несмотря на общее снижение расходов бюджета, доля контрактов, заключенных заказчиками с малыми предприятиями, составила 11%, а по числу проведенных процедур доля спецторгов в 2009 г. выросла в 9 раз. Объем государственного заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства на ЕЭТП Москвы с июля 2009 г., составила 1,7 млрд. руб., а доля государственных контрактов, заключенных с малым бизнесом, достигает 25%, что превышает установленный Правительством РФ минимум.

И какова доля электронных торгов в системе горзаказа в 2009 г.?

Могу привести следующие данные. Объем аукционов в электронной форме по закупкам государственных и муниципальных заказчиков с июля 2009 г. составил более 10 млрд. руб., а общее число торговых процедур превысило 1000. При среднем снижении цены в 18% аукционы на ЕЭТП сэкономили бюджету почти 2 млрд. руб. Примечательно, что после завершения отбора национальных операторов правительственной комиссией, в число которых вошла ЕЭТП Москвы, резко увеличился приток государственных заказчиков. C 1 января их зарегистрировано более 550, а объем торгов на площадке только за январь 2010 г. подошел к отметке в 1 млрд. руб. Цифры говорят сами за себя. Кроме того, есть специальное распоряжение Правительства РФ, где дан перечень товаров, работ и услуг, которые должны размещаться исключительно путем проведения аукциона. С 1 января 2010 г. по определенной номенклатуре федеральные заказчики обязаны проводить электронные аукционы, а для региональных заказчиков такая обязанность появится с 1 января 2011 г. Однако мы ставим перед собой задачу осуществить переход на новую форму проведения торгов в Москве на полгода раньше этого срока – с 1 июля 2010 г.

Интервью провела Екатерина Лезина

Журнал "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль