Электронные аукционы – новые возможности

16840
Несмотря на свои значительные преимущества, аукционная форма размещения заказов имела и некоторые недостатки, которые недобросовестные заказчики и поставщики к середине 2008 г. начали активно использовать в своих интересах. Решением данной проблемы стал переход на электронную форму проведения аукционов...

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика". №1

А.Т. Катамадзе, заместитель директора Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

А.В. Кашутин, заместитель генерального ди­ректора по развитию бизнеса ОАО “Единая электронная торговая площадка”

Основная проблема обыч­ных аукционов заключалась в сговоре между участ­никами торгов и давлении на потенциальных конкурентов. Указанные факторы в совокуп­ности с фактически закрытыми региональными и муниципаль­ными системами госзаказа, на­личием множества разрознен­ных информационных ресурсов (небольших региональных элек­тронных площадок, собствен­ных порталов с информацией о госзаказе) привели к умень­шению экономии бюджетных средств и снижению конкурен­ции на аукционах. Эта пробле­ма была устранена в результате внедрения новой электронной формы аукционов. При этом риски сговора и давления ми­нимизированы за счет ключевого правила новой гл. 3.1 Федераль­ного закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размеще­нии заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ), которое уста­новило конфиденциальность подачи заявок на площадках, исключающую возможность идентифицировать кого-либо из поставщиков до подведения ценовых итогов электронного тендера. Соблюдение указан­ного правила стало главным условием создания конкурент­ных аукционов, его выполнение (в частности, с точки зрения при­меняемых технологий) жестко контролируется. Этим, в свою очередь, обусловлено решение об ограничении количества функционирующих элек­тронных площадок в системе госзаказа.

В 2009 г. Правительством РФ был принят ряд важнейших решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы на нескольких крупных общероссийских электронных площад­ках.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Переход на электронные аукционы

Для масштабного перехода к проведению аукционов в электронной форме при раз­мещении заказов на поставки товаров (вы­полнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд в За­кон № 94-ФЗ были включены положения, предусматриваю­щие с 1 июля 2009 г. возмож­ность проведения в электрон­ной форме аукционов без ограничений по видам товаров, работ, услуг и сумме контракта на элек­тронных площадках, отобранных Минэконом­развития России и ФАС России (гл. 3.1). До 1 июля 2009 г. открытые аукционы в электронной форме проводились с ограничением по сумме (до 1 млн руб.) на электронных площадках в поряд­ке, установленном ст. 41 Закона № 94-ФЗ.

По сравнению с положениями, регламенти­рующими порядок проведения открытых аук­ционов в электронной форме в соответствии со ст. 41 Закона № 94-ФЗ, новая процедура откры­тых аукционов в электронной форме согласно положениям гл. 3.1 указанного Закона прописа­на гораздо более подробно и ориентирована на крупные заказы. При этом учтены недостатки предыдущих редакций:

  • введен порядок регистрации и аккредита­ции участников размещения заказа;
  • предусмотрена возможность осуществления проверки участника размещения заказа на соответствие требованиям, определенным в Законе 94-ФЗ;
  • предусмотрена возможность установления обеспечения заявки на участие в тендере
  • в электронной форме и обеспечения испол­нения контракта;
  • установлен шаг аукциона (от 0,5 до 1% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и т. д.

Согласно новой процедуре при проведении электронного аукциона не предполагается бу­мажный документооборот между заказчиками, участниками и электронной площадкой, вклю­чая заключение государственного или муни­ципального контракта, так же как посещение заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный.

В Законе № 94-ФЗ появились нормы об исполь­зовании электронной цифро­вой подписи: документы и све­дения, направляемые в форме электронных документов участ­ником размещения заказа, за­казчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения зака­зов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных до­кументов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право дей­ствовать от имени, соответственно, участника раз­мещения заказа, заказчика, уполномоченного орга­на, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа ис­полнительной власти.

Площадки для проведения электронных тендеров

В целях проведения открытых аукционов в электронной форме в ноябре 2009 г. – январе 2010 г. Минэкономразвития России совместно с ФАС России был проведен отбор операторов электрон­ных площадок. По результатам отбора определе­ны пять операторов электронных площадок:

ОАО “Единая электронная торговая площадка”;

ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегио­нальным связям РТ”;

ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная Сис- тема Торгов”;

ОАО “Индексное агентство РТС”;

ЗАО “ММВБ – Информационные технологии”.

Отобранные площадки начнут проводить от­крытые аукционы в электронной форме ориен­тировочно в III квартале 2010 г.

В настоящее время электронные аукционы на федеральном уровне в обязательном порядке и в добровольном порядке для региональных и му­ниципальных заказчиков проводятся на трех пи­лотных электронных площадках (ОАО “Единая электронная торговая площадка”, ГУП “Агент­ство по государственному заказу, инвестици­онной деятельности и межрегиональным свя­зям РТ”, ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов”), определенных распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 755-р. Указанные операторы электронных площадок работают в пилотном режиме для федеральных заказчиков до начала функционирования ото­бранных пяти операторов электронных площа­док.

Следует отметить, что во втором полугодии 2009 г. проведение электронных аукционов на электронных площадках, определенных указан­ным распоряжением Правительства РФ, было правом федеральных заказчиков, а не обязан­ностью, в связи с чем открытые электронные аукционы не получили должного распростра­нения. С учетом этих обстоятельств было при­нято решение (Федеральный закон от 25.11.2009 № 273-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Фе­дерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации») о поэтапном введении обязанности заказчиками всех уровней разме­щения заказов на открытых аукционах в элек­тронной форме:

с 1 января 2010 г. для федеральных заказчи­ков по пилотному узкому перечню товаров, работ, услуг. В развитие указанной нормы Закона № 94-ФЗ распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р установлен перечень продукции, размещение заказов на которую федеральными заказчиками с 1 ян­варя 2010 г. осуществляется исключительно посредством электронных аукционов вместо обычных. Это не полный аукционный пере­чень продукции, однако в него вошли мно­гие важные позиции, такие как лекарствен­ные средства, продовольствие, текстиль, строительные работы стоимостью до 50 млн руб. и др.;

с 1 июля 2010 г. для федеральных заказчиков перечень расширяется до всего аукционного перечня, установленного рас­поряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – Перечень), это более 60% но­менклатуры, закупаемой на госзаказе;

с 1 января 2011 г. по широкому Перечню установлена обязательность проведения электронных аукционов для региональных и муниципальных заказчиков. Следует от­метить, что с 1 июля 2010 г. региональные и муниципальные заказчики утрачивают право проводить электронные аукционы на местных площадках. Таким образом, в пери­од с 1 июля по 1 января 2011 г. у указанных заказчиков есть выбор между проведением обычной процедуры аукциона и новой про­цедуры электронных аукционов на общерос­сийских площадках.

В результате поэтапного перехода с 2011 г. примерно 70% номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд будет закупаться посредством открытых аукционов в электронной форме. Эффект от принятия таких решений виден уже сейчас, экономия по многим лотам на трех пилотных площадках достигает 60–80%!

Кроме того, по сравнению с предыдущим го­дом наблюдается значительный рост стоимости заказов, размещенных на электронных торговых площадках. Так, если в 2009 г. сумма размещен­ных заказов составила около 5 млрд руб., то в I квартале 2010 г. – уже свыше 133 млрд руб., при этом аукционов объявлено более 27 500.

Следует отметить, что полученные резуль­таты не связаны с демпингом ненадежных ком­паний, за время эксперимента (уже заключены контракты более чем на 57 млрд руб.) не было ни одного обращения по поводу неисполнения контрактов.

Особенно важно, что электронные аукцио­ны проходят в условиях отсутствия страхова­ния ответственности как вида финансового обеспечения исполнения по контрактам. Ранее страховки работали в госзаказе неэффективно, поскольку в соответствии с ГК РФ общий прин­цип страхования таков: страховая компания не отвечает за убытки, причиненные умышлен­но. Для госзаказа это неприемлемо, поэтому в 2009 г. в Закон № 94-ФЗ Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены поправки, которые полностью исключили стра­хование в электронных аук­ционах.

Кроме того, на текущий год запланированы меропри­ятия по реализации всех при­нятых норм и поставленных задач, связанных с полномасштабным переходом на размещение заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме. В частности, необходимо отработать все регламенты работы электронных площадок. Это важнейшая задача на ближайшее время – от качества и степени детализации ре­гламентов зависят уровень информационной и управленческой безопасности и качество рабо­ты электронных площадок.

Отдельная задача – обеспечение интеграции электронных площадок с единым общероссий­ским официальным сайтом, который вводится в действие 1 января 2011 г. и призван стать еди­ной доской объявлений обо всех торгах, в т. ч. единой доской извещений об электронных аук­ционах, проводимых на трех, а затем и на пяти площадках.

С реализацией указанных задач система раз­мещения заказов для государственных и муници­пальных нужд фактически будет “перезагружена”.

Переход на электронные аукционы – это не только эффективный отбор контраген­тов посредством исполь­зования современных информационно-коммуникационных технологий, но и качественно новый уровень организации всего закупоч­ного процесса, начиная с подачи электрон­ных заявок участниками торгов и заканчи­вая электронным подписанием контрактов и электронным обжалованием действий лиц, до­пустивших нарушения законодательства Рос­сийской Федерации о размещении заказов. В связи с этим меняется весь порядок работы как заказчиков и поставщиков, так и контролирую­щих, фискальных органов, судебных инстанций и других органов.

В перспективе в связи с распространением электронных аукционов планируется отменить запрос котировок и обеспечить переход на про­ведение электронного аукциона (короткого – до 3 млн руб., что уже предусмотрено гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ), представляющего собой эффектив­ную альтернативу запросу котировок.

Разработка систем для прове­дения электронных аукционов

Так, основной акцент при разработке обнов­ленных систем сделан на информационную без­опасность и удобство работы для всех категорий пользователей. Разработка обновленных систем проведения электронных аукционов велась в со­ответствии с требованиями, предъявляемыми к функционалу и техническим возможностям электронных площадок, которые прораба­тывались Минэкономразви­тия России и ФАС России в рамках соглашения с операто­рами электронных площадок (регламентов).

Регламенты содержат ряд управленческих ре­шений, определяющих согласно действующему законодательству о размещении заказов новый порядок проведения электронного аукциона, а также ряд решений, направленных на удобство работы пользователей в обновленных системах проведения торгов.

Заказчик, участник.

Для оптимизации работы с электронной площадкой организаций, имеющих более одного пользователя системы, предусмо­трена технология “личного кабинета орга­низации”: для каждой зарегистрированной (аккредитованной) организации в системе отведена отдельная многопользовательская секция, предусматривающая работу в ней неограниченного числа специалистов одной организации. Это позволяет системе одно­значно определить, какая информацию об электронных аукционах может быть доступ­на каждому конкретному пользователю в со­ответствии с его принадлежностью и полно­мочиями.

Также многопользовательская система электронной площадки позволяет устано­вить разграничение полномочий (например, полномочие на размещение информации на сайте площадки, полномочие на подписание электронного контракта и др.) для каждого специалиста зарегистрированной (аккреди­тованной) организации, содержащее, в част­ности, срок истечения полномочий. Данная технология позволяет автоматически блоки­ровать на электронной площадке действия специалиста (но не организации), срок пол­номочий которого истек или полномочия которого приостановлены.

Для обеспечения безопасности персональ­ных данных, хранящихся в личном кабине­те пользователя, на электронных площадках введена технология защиты, применяемая в сфере банков­ского обслуживания.

В целях упрощения процес­сов заполнения различных электронных форм в систе­ме предусмотрено автозаполнение множе­ства полей на основе информации из реги­страционных данных и сертификата ключа электронной цифровой подписи (напри­мер, тип, наименование, местонахождение и юридические реквизиты организации – всего более 30 полей). Согласно результатам тестирования данная технология позволяет сократить среднее время заполнения форм на 40%.

Заказчик.

Отдельный блок решений по оптимизации работы с электронными системами пред­усматривает повышение удобства работы государственных и муниципальных заказ­чиков.

Регистрация на электронной площадке но­вой организации, являющейся государ­ственным или муниципальным заказчиком, не требует заполнения электронных форм и предоставления документов, а осуществляется с помощью идентификации по ключу электронной цифровой подписи.

Такая возможность появилась в связи с проводимыми работами по интеграции существующих баз данных по бюджето­получателям Федерального казначейства с единым общероссийским порталом гос­закупок и пилотными электронными пло­щадками.

Для упрощения процедуры допуска заявок участников размещения заказа в обновлен­ных системах предусмотрены возможность автоматического запроса документов, под­тверждающих соответствие требованиям, предъявляемым к предмету заказа законо­дательством РФ, к документам, подтверж­дающим внесение обеспечения исполнения контракта, а также автоматическое форми­рование протоколов допуска:

– согласно функционалу запроса доку­ментов система не позволяет участнику размещения заказа подать заявку на уча­стие в аукционе или подписать контракт, если в документации об аукционе уста­новлено требование о наличии докумен­тов (например, лицензии), которые не представлены в составе заявки. Данный функционал позволяет избежать ошиб­ки при подаче заявок потенциальным участникам аукционов и заказчику при осуществлении допуска;

– согласно функционалу формирования протоколов допуска такие протоколы автоматически генерируются системой на основе данных о допуске (недопуске) заявок участников, заполняемых заказ­чиком.

В обновленных системах предусмотрен также функционал проведения аукционов за единицу продукции, позволяющий за­казчику указать неограниченный перечень позиций со стартовой ценой за единицу товара (работы, услуги), и функционал, по­зволяющий проводить совместные торги в рамках одного электронного аукциона, кон­солидирующий заказ одноименной продук­ции нескольких заказчиков и автоматически формирующий по итогам торгов соответ­ствующее число контрактов.

Участник.

Еще один блок решений по оптимизации ра­боты с электронными системами подразуме­вает повышение удобства работы участни­ков размещения заказа.

В обновленных системах реализована си­стема поиска аукционов, предусматриваю­щая отбор имеющихся в базе электронной площадки торгов более чем по десяти па­раметрам.

Данный функционал позволит сократить среднее время поиска интересующих тор­гов на 60–70%. Планируется ввести кон­текстный поиск не только по извещениям, но и по документациям.

На этапе непосредственного проведения торгов в обновленных системах применен интерфейс подачи ценовых предложений, предполагающий полную информацион­ную доступность всей информации о ходе торгов, что позволит участнику размеще­ния заказа принимать более точные реше­ния при участии в торгах.

В частности, окно подачи ценовых предложе­ний в системе содержит следующие данные:

– начальную цену контракта;

– текущую цену контракта;

– текущее снижение;

– лучшее предложение аукциона;

– последнее ценовое предложение участ­ника размещения заказа;

– время до предполагаемого окончания аукциона;

– общее количество и перечень поданных предложений.

Для внесения обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в системе электрон­ной площадки предусмотрена система уда­ленной работы с персональными лицевы­ми счетами участников размещения заказа. Данный функционал предусматривает пол­ностью защищенные открытие, ведение и удаленное администрирование лицевых сче­тов, содержащих денежные средства участ­ников размещения заказа.

____________________________________________

Узнать подробнее о том, как подать жалобу в ФАС можно на портале pro-goszakaz.ru.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль