Актуальные вопросы по проведению электронных аукционов

17636
С 1 июля 2010 г. федеральные государственные заказчики могут проводить открытые аукционы в электронной форме, руководствуясь положениями гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ...

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика"№1

Д.С. Серединцев, советник отдела развития электронных государ­ственных закупок Депар­тамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России

Относительно резуль­тативности и привле­кательности открытых аук­ционов в электронной форме для заказчиков существуют различные мнения. При этом очевидно и неоспоримо, что электронный аукцион являет­ся одной из наиболее безопас­ных и удобных форм размеще­ния заказа.

Введение электронных тор­гов исключает возможность не­добросовестного сговора между участниками аукциона, что при проведении обычных аукцио­нов представляет собой серьез­ную проблему для заказчиков. Вследствие упрощенного досту­па поставщиков и подрядчиков к участию в размещении заказов повышаются конкуренция и фи­нансовая результативность элек­тронного аукциона.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

С 1 января 2010 г. проведение электронных аукционов было вменено в обязанность всем фе­деральным государственным за­казчикам.

Распоряжени­ем Правительства РФ от 17.12.2009 № 1996-р был опре­делен Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов со­ответственно на поставки, вы­полнение, оказание которых осуществляется федеральными государственными заказчиками путем проведения открытого аукциона в электронной фор­ме (далее – Перечень). Данный Перечень являлся пилотным, срок его действия был ограничен (с 1 января по 30 июня 2010 г.). Этим отрезком времени знаменуется первый этап форсирован­ного внедрения электронных аукционов в прак­тику размещения заказов.

С 1 июля 2010 г. пилотный Перечень в соот­ветствии с законодательством о размещении заказов прекратил свое действие, и в силу всту­пила новая норма. Товары, работы, услуги, вклю­ченные в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – Перечень № 236-р), предстоит за­купать только на электронных аукционах. Таким образом, приняты законодательные меры по переходу с обычных аукционов на электронные при размещении государственных заказов, что является вторым этапом их внедрения.

“Молоточные” аукционы уже выполнили свою основную функцию – государственные и муниципальные заказчики освоили такой спо­соб закупки, как аукцион, ис­ходя исключительно из одно­го критерия оценки – цены продукции, работ, услуг. А это означает, что сформированы благоприятные и достаточные условия для того, чтобы пере­вести отбор поставщиков и подрядчиков из аукционных залов и кабинетов заказчиков на электронные площадки в сети “Интернет”. Важно отметить серьезный опыт заказчиков ре­гионального уровня в проведении электронных аукционов. В региональном государственном заказе в 2009 г. половина аукционов проводи­лась уже на электронных площадках.

Третий этап – это переход на электронные аукционы при размещении заказов для регио­нальных и муниципальных нужд. С 1 января 2011 г. региональным и муниципальным заказ­чикам надлежит проводить электронные аукци­оны при закупке товаров, работ, услуг, вошед­ших в Перечень № 236-р в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу­ дарственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ). В это же время планируется вве­сти в эксплуатацию общероссийский официаль­ный сайт для размещения информации о разме­щении заказов. Отобранные Минэкономразвития России и ФАС России электронные площадки для проведения электронных аукционов и общероссийский официальный сайт образуют единую интегрированную ин­формационную систему, кото­рая объединит информацию о федеральных, региональных и муниципальных заказах.

Но сейчас перед федераль­ными, региональными и муни­ципальными заказчиками стоит главный вопрос: как проводить электронные аукционы?

Какими нормами регулируется проведение электронного аукциона?

В настоящее время процедура проведения электронных аукционов регламентируется гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ.

На каких электронных площадках проводятся электронные аукционы?

В соответствии с Законом № 94-ФЗ Мин- экономразвития России совместно с ФАС России провели отбор уполномоченных элек­тронных площадок, которые получат право проводить электронные аукционы по гл. 3.1 Зако­на № 94-ФЗ для всех заказчиков России.

По результатам отбора определено пять пло­щадок:

ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегио­нальным связям Республики Татарстан”www.zakazrf.ru;

ОАО “Единая электронная торговая площад­ка”www.roseltorg.ru;

ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная Си­стема Торгов”www.sberbank-ast.ru;

ЗАО “ММВБ – Информационные техноло­гии”www.ets-micex.ru;

ООО “Индексное агентство РТС”www.rts-tender.ru.

Еще до проведения отбора первые три пло­щадки были определены Правительством РФ как пилотные для проведения федеральными заказчи­ками открытых аукционов в электронной форме по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ. Однако после майских поправок в Закон № 94-ФЗ (Федеральный закон от 05.05.2010 № 78-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона “О внесении изме­нений в Федеральный закон “О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” и статью 65 Федерального за­кона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и му­ниципальных нужд”») пилотные площадки полу­чили право на проведение электронных аукционов по гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ как для федеральных, так и для региональных и муниципальных заказчиков.

Можно ли заключить на бумаге государственный контракт по итогам аукциона, который прово­дился согласно правилам гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ?

Заказчик не вправе требовать от победителя аукциона заключения контракта в бумажной фор­ме, поскольку законодательством установлено, что контракт заключается в форме электронного документа. Победитель также не может требо­вать от заказчика заключения контракта именно в бумажной форме. Для представления контракта в контрольные органы заказчик может распечатать его на бумаге и заверить подлинность и соответ­ствие оригиналу, который хранится на электрон­ном носителе. Следует отметить, что победитель аукциона представляет заказчику документ об обеспечении ответственности по контракту также в электронной форме, а уже после, по требованию заказчика, передает ему бумажный оригинал. Если контракт требуется представить в суд, то целесоо­бразно сделать это на электронном носителе с под­линным электронным контрактом, а в отсутствие у суда возможности рассмотреть электронный контракт передать нотариально заверенную копию электронного контракта на бумажном носителе.

Как получить электронную цифровую под­пись и представить контракт, заключенный по итогам аукциона в соответствии с гл. 3.1 Зако­на № 94-ФЗ, в Федеральное казначейство для санкционирования оплаты?

Согласно разъяснениям Федерального каз­начейства в письме от 08.10.2009 № 42-7.4-05/10.1- 592 “О выдаче сертификатов электронных циф­ровых подписей государственным заказчикам для работы на электронных торговых площадках” любой федеральный государствен­ный (а в скором времени также региональный и муниципаль­ный) заказчик для организации электронных аукционов соглас­но правилам гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ может безвоз­мездно получить электронную цифровую подпись в территориальном органе Федерального казна­чейства по месту открытия лицевого счета. Если у заказчика (например, у акционерного общества с долей государственного участия) отсутствует ли­цевой счет, следует обратиться в местный терри­ториальный орган Казначейства России.

Контракт, заключенный по итогам электрон­ного аукциона согласно правилам гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ и оформленный в электронном виде, следует направить в Федеральное казначейство, которое обязано принять его и санкционировать оплату по нему. Вместе с тем, дополнительные документы к контракту (дополнительные согла­шения, акты, ведомости и т. п.) подписываются и хранятся на бумажном носителе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль