Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика осуществления контроля за проведением закрытых торгов

2692
Часть VI подходы к рассмотрению жалоб и проведению проверок, административная и судебная практика, внутренние нормативные и методические материалы, подготовленные специалистами ФАС

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Согласование проведения закрытых торгов
Раздел 3. Особенности контроля за проведением закрытых торгов

Раздел 1. Общие положения

В исключительных случаях (если в конкурсной документации или в проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну) Законом предусмотрена возможность размещения заказов в форме закрытых торгов: закрытого конкурса или закрытого аукциона (часть 2 статьи 20, часть 2 статьи 32 Закона).

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне" государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Согласно статье 29 указанного Закона РФ финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных данным Законом РФ, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, закрытые торги могут проводиться при размещении заказов как для федеральных государственных нужд, так и для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

В целях обеспечения сохранения государственной тайны порядок проведения закрытых торгов существенным образом отличается от порядка проведения открытых торгов, прежде всего, в части информационного сопровождения их проведения. Так, согласно частям 3, 5–6 статьи 30, частям 3, 5–6 статьи 39 Закона извещение о проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона, конкурсная документация, документация об аукционе и внесенные в нее изменения, а также разъяснения конкурсной документации, документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет. Протоколы, составленные в ходе проведения закрытых торгов, а также информация, полученная в ходе их проведения, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет. Также при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона не допускается осуществлять аудио- и видеозапись.

Особенности проведения закрытых торгов, установленные в Законе, приводят к безусловному сужению круга потенциальных участников торгов, снижению уровня прозрачности процедур торгов, а также ограничению возможностей по осуществлению действенного контроля со стороны проверяющих органов. В связи с этим в Законе предусмотрен дополнительный механизм проверки проведения закрытых торгов со стороны контролирующего федерального органа, который состоит в том, что с данным органом необходимо согласовывать возможность проведения закрытых торгов и перечень лиц, приглашаемых к участию в торгах, а также представлять такому органу промежуточные и итоговые документы, составленные в ходе проведения торгов.

Как уже отмечалось, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" федеральными контролирующими органами в соответствии с их компетенцией являются Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).

Раздел 2. Согласование проведения закрытых торгов

Порядок согласования проведения закрытых торгов установлен в статьях 30 и 39 Закона, а также в Порядке согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденном приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 (далее – Порядок согласования проведения закрытых торгов).

В соответствии с частью 1 статьи 30, частью 1 статьи 39 Закона закрытый конкурс или закрытый аукцион проводятся по согласованию с федеральным контролирующим органом. Срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона.

Для получения согласования заказчик направляет в федеральный контролирующий орган письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика.

Согласно пункту 3 Порядка согласования проведения закрытых торгов обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона должно содержать:

• обоснование отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну, описание предмета размещения заказа, включая количество закупаемого товара, заказываемых работ (услуг), начальную цену контракта, источник финансирования с указанием программы, в рамках которой производится выделение средств;
• перечень приглашаемых к участию в закрытом конкурсе, закрытом аукционе лиц, которые соответствуют требованиям Закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
• выписку из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную органом, уполномоченным на ведение соответствующей лицензионной деятельности, с полным перечнем организаций, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, соответствующих предмету заказа.

Обращение о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона направляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

К обращению также могут быть приложены иные документы, которые могут иметь значение для рассмотрения обращения.

Обращение подлежит регистрации в день его поступления в федеральный контролирующий орган с присвоением ему регистрационного номера.

Согласно пункту 7 Порядка согласования проведения закрытых торгов в случае непредоставления документов или сведений, указанных в пункте 3 данного Порядка, федеральный контролирующий орган вправе не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его поступления с сопроводительным письмом такого контролирующего органа, в котором указываются причины возврата, или дополнительно, в установленные им сроки, запросить у заявителя информацию (документы), предусмотренную названным Порядком. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до предоставления информации. В случае непредоставления данных сведений в срок, указанный в запросе, соответствующий федеральный контролирующий орган вправе не принимать обращение к рассмотрению и возвратить
его заявителю.

Как правило, в случае предоставления заказчиком в ФАС России не всех сведений или документов, указанных в пункте 3 Порядка согласования проведения закрытых торгов, ФАС России не отказывает заявителю в принятии к рассмотрению обращения, а направляет запрос о предоставлении дополнительной информации (документов). Такая практика ФАС России способствует оперативному рассмотрению вопроса о проведении закрытых торгов и позволяет избежать срыва размещения заказа.

Соответствующий федеральный контролирующий орган рассматривает поступившее обращение в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня его поступления. В ФАС России указанные обращения рассматриваются на коллегиальной основе постоянно действующей Комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов, что способствует их всестороннему и беспристрастному рассмотрению.

На основании пункта 9 Порядка согласования проведения закрытых торгов в ходе рассмотрения обращений федеральный контролирующий орган вправе:

• запрашивать дополнительные документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
• приглашать лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением соответствующего федерального контролирующего органа;
• привлекать к рассмотрению обращений независимых экспертов.

По результатам рассмотрения обращения соответствующий федеральный контролирующий орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона. Такое решение оформляется письмом, которое направляется заказчику также в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления обращения.

Согласно пункту 10 Порядка согласования проведения закрытых торгов федеральный контролирующий орган отказывает в согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона в следующих случаях:

• в предоставленном обращении или в сопроводительных документах выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
• отсутствуют обоснования отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну;
• выявлен факт необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемого закрытого конкурса (аукциона).

Основываясь на практике согласования закрытых торгов в ФАС России, необходимо отметить, что не все обращения о согласовании возможности проведения закрытых торгов получают одобрение ФАС России. Так, например, из рассмотренных в первом полугодии 2006 г. 26 обращений согласовано 24; из рассмотренного в III квартале 2006 г. 31 обращения согласовано 25; из рассмотренных в IV квартале 2006 г. 17 обращений согласовано 14; из рассмотренных в I квартале 2007 г. 24 обращений согласовано лишь 5; во II квартале 2007 г. из 43 поступивших обращений согласовано 29; в III квартале 2007 г. из 35 обращений согласовано 25.

Наиболее распространенной причиной отказа в согласовании возможности проведения закрытых торгов является отсутствие основания для проведения закрытых торгов, т. е. отсутствие в конкурсной документации (в документации об аукционе) либо в проекте контракта сведений о предмете контракта, составляющих государственную тайну. Также нередко обращения о согласовании проведения закрытых торгов возвращаются заявителям по формальным основаниям, в том числе в связи с непредоставлением заказчиками в составе обращения полного перечня лиц, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе, невключение в данный перечень всех лиц, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, соответствующих предмету заказа и имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Как правило, если число приглашаемых к участию в закрытых торгах участников размещения заказа меньше 10–15, ФАС России направляет дополнительный запрос в орган, осуществляющий выдачу лицензии на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну, о представлении полного перечня организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и имеющих соответствующий допуск. Таким образом, число участников увеличивается и, следовательно, уровень конкуренции существенно повышается.

Раздел 3. Особенности контроля за проведением закрытых торгов

В соответствии с частью 2 статьи 30, частью 2 статьи 39 Закона при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона применяются положения Закона о проведении открытого конкурса, открытого аукциона с учетом особенностей, установленных указанными статьями.

Исходя из положений части 3.2 статьи 30 Закона заказчик не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе направляет в федеральный контролирующий орган копии приглашений принять участие в закрытом конкурсе, рассылаемых лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Законом, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом конкурса.

Заказчик не позднее дня, следующего за днем подписания протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе направляет в федеральный контролирующий орган один экземпляр соответствующего протокола.

Согласно части 3.1 статьи 39 Закона заказчик не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляет в федеральный контролирующий орган копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе, рассылаемых лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Законом, относительно сведений, составляющих государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Заказчик не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протокола аукциона направляет в федеральный контролирующий орган один экземпляр указанного протокола.

За нарушение сроков направления в федеральный контролирующий орган копий приглашений принять участие в закрытом конкурсе (аукционе), экземпляров протоколов, в том числе за их ненаправление, в статье 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Установленная Законом обязанность заказчика направить в федеральный контролирующий орган копии приглашений и экземпляры протоколов позволяет осуществить более действенный контроль за проведением закрытых торгов. При поступлении указанных документов федеральный контролирующий орган анализирует их содержание на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов, обращает внимание на перечень лиц, которым были направлены приглашения, сравнивая его с перечнем приглашаемых к участию в закрытых торгах лиц, представленным заказчиком при подаче обращения о согласовании возможности проведения закрытых торгов.

Необходимо также отметить, что в Законе не установлено каких-либо особенностей проведения плановых и внеплановых проверок размещения заказов путем проведения закрытых торгов: в данных случаях применяются общие положения статьи 17 Закона. В главе 8 Закона предусмотрены лишь особенности обжалования в административном порядке действий (бездействия) по размещению заказов путем проведения закрытых торгов. Они сводятся к следующим тезисам.

Жалоба на действия (бездействие) по размещению заказа путем проведения закрытых торгов может быть подана в контролирующий орган в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня подписания протокола, составленного по итогам процедуры размещения заказа: протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае признания конкурса несостоявшимся, протокола аукциона, протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания аукциона несостоявшимся (а не размещения соответствующих протоколов на официальном сайте, как при обжаловании действий (бездействия) по размещению заказа путем проведении открытых торгов).

При проведении закрытого конкурса сроки подписания протоколов могут отличаться от указанных в приглашении принять участие в закрытом конкурсе, т. к. в соответствии с частью 3.1 статьи 30 Закона с согласия всех участников размещения заказа, которым направлено приглашение, заказчик вправе провести вскрытие конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе ранее даты, указанной в приглашении.

После подачи жалобы на действия (бездействие) по размещению заказа путем проведения закрытых торгов и принятия ее к рассмотрению контролирующие органы в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы направляют всем заинтересованным участникам размещения заказа, перечень которых согласовывается на этапе рассмотрения обращения о согласовании возможности проведения закрытых торгов, уведомления о поступлении жалобы и ее содержании (а не размещают такую информацию на официальном сайте, как при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов путем проведения открытых торгов).

Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов путем проведения закрытых торгов в ФАС России также имеет свои особенности.

Территориальные органы ФАС России не наделены компетенцией по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов путем проведения закрытых торгов: такие жалобы рассматриваются центральным аппаратом ФАС России. Для этого сформирована специальная постоянно действующая Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль