Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика размещения заказа у единственного поставщика

4975
Часть VII подходы к рассмотрению жалоб и проведению проверок, административная и судебная практика, внутренние нормативные и методические материалы, подготовленные специалистами ФАС

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Согласование размещения заказа у единственного поставщика
Раздел 3. Рассмотрение уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

Раздел 1. Общие положения

Одним из способов размещения заказа является размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – единственного поставщика). Порядок и основания такого вида размещения заказа урегулированы в статьях 31, 40, 46 и 55 Закона.

Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов при размещении заказов у единственного поставщика осуществляется контролирующими органами в трех формах, которые охарактеризованы ниже.

Во-первых, это согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком на основании части 1 статьи 31, части 1 статьи 40, части 8 статьи 46 Закона (т. е. в случае если торги признаны несостоявшимися или если при проведении повторного запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка) – такой контроль осуществляется федеральным контролирующим органом и контролирующими органами субъектов РФ.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ был изменен порядок направления обращений о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком. Согласно Закону (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 53-ФЗ), в случае если торги были признаны несостоявшимися, муниципальные заказчики направляли обращение о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в муниципальный контролирующий орган. C 1 октября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ муниципальные заказчики должны направлять обращение о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в контролирующий орган субъекта РФ. Изменение порядка размещения заказа у единственного поставщика на уровне муниципальных образований вызвано прежде всего необходимостью усиления контроля.

В настоящее время глава муниципального образования не может согласовывать размещение заказа для муниципальных нужд у единственного поставщика, по сути сам у себя.

Кроме случаев размещения заказа у единственного поставщика, предусмотренных указанными выше положениями Закона, в нем не устанавливаются требования о согласовании возможности размещения заказа у единственного поставщика в иных, предусмотренных частью 2 статьи 55 Закона случаях.

Во-вторых, указанный контроль осуществляется посредством рассмотрения уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика, произведенном на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона, т. е. в случаях размещения заказа:

• при возникновении потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
• при возникновении потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Контроль в такой форме осуществляется федеральным контролирующим органом, контролирующими органами субъектов РФ, муниципальными контролирующими органами.

В-третьих, производится также и общий контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов. Федеральный контролирующий орган, контролирующие органы субъектов РФ, муниципальные контролирующие органы осуществляют контроль размещения заказов посредством:

• проведения плановых и внеплановых проверок;
• рассмотрения жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов.

Выявление контролирующими органами фактов размещения заказов у единственного поставщика без проведения процедур торгов или запроса котировок либо с нарушением порядка и требований, установленных в статьях 31, 40, 46, 55 Закона, служит основанием для:

• обращения с иском в суд о признании размещения заказа недействительным;
• привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности;
• передачи сведений о таких нарушениях в правоохранительные органы для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

Раздел 2. Согласование размещения заказа у единственного поставщика

В соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 Закона, в случае если торги признаны не состоявшимися и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником торгов или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе направить документы о проведении торгов и признании их несостоявшимися в:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказов для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказов для нужд субъекта РФ или для нужд муниципального образования).

Аналогичным образом с 1 октября 2007 г. частью 8 статьи 46 Закона установлена возможность заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок в соответствующий контролирующий орган (см. выше).

По согласованию с контролирующим органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика.

Государственный или муниципальный контракт с единственным поставщиком может быть заключен только на условиях, указанных в извещении о проведении торгов, запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе. При этом цена заключенного контракта не может превышать его начальную цену.

В соответствии с пунктом 2 Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 и согласованного с ФАС России (далее – Порядок согласования проведения закрытых торгов), обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком подписывается уполномоченным должностным лицом заказчика, уполномоченного органа.

Согласно пункту 4 указанного Порядка такое обращение должно содержать следующие сведения:

• о признании несостоявшимся конкурса, аукциона, запроса котировок;
• о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах;
• номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании;
• номера и даты размещения извещения на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса (аукциона), запросов котировок либо реквизиты письма федерального контролирующего органа о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).

К обращению должны быть приложены:

• копии конкурсной документации или документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), протоколов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
• сведения о поставщике (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона и конкурсной документации или документации об аукционе;
• документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную цену контракта, указанную в извещении о проведении торгов или приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.

К обращению также могут быть приложены иные документы, которые имеют значение для рассмотрения обращения.

Поступившее обращение подлежит регистрации в день его поступления в соответствующий контролирующий орган с присвоением ему регистрационного номера.

Согласно пункту 7 Порядка согласования проведения закрытых торгов в случае непредоставления документов или сведений, указанных в пункте 4 данного Порядка, контролирующий орган вправе:

• не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в контролирующий орган с сопроводительным письмом данного органа, в котором указываются причины возврата;
• дополнительно, в установленные им сроки, запросить у заявителя информацию (документы), предусмотренные данным Порядком. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до предоставления информации. В случае непредоставления информации в срок, указанный в запросе, соответствующий контролирующий орган вправе не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю.

Поступившее обращение о возможности заключения государственного или муниципального контракта должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня его поступления.

На основании пункта 9 Порядка согласования проведения закрытых торгов в ходе рассмотрения обращения контролирующий орган вправе:

• запросить дополнительные документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
• пригласить лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением соответствующего контролирующего органа;
• привлечь к рассмотрению обращений независимых экспертов.

В ФАС России такие обращения рассматриваются на коллегиальной основе:

• Комиссией по контролю в сфере размещения заказов (при рассмотрении обращений по открытым торгам, запросу котировок);
• Комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов (при рассмотрении обращений по закрытым торгам).

Указанные комиссии ФАС России – постоянно действующие органы, которые создаются на основании приказа ФАС России и занимаются, в частности, рассмотрением жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов и проведением внеплановых проверок при рассмотрении таких жалоб (см. об этом подробно в подразделе 2.6 раздела 2 части I данного сборника).

При рассмотрении обращений о возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком комиссии ФАС России всегда проводят проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении соответствующих торгов, запроса котировок.

Таким образом, с одной стороны, установленный в ФАС России порядок рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком на коллегиальной основе способ ствует обеспечению объективности и беспристрастности в принятии решений, а с другой – позволяет осуществить полноценную и всестороннюю проверку соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении процедур размещения соответствующего заказа.

По результатам рассмотрения обращения соответствующий контролирующий орган принимает решение об отказе или о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком. Такое решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления обращения.

Согласно пункту 10 Порядка согласования проведения закрытых торгов контролирующий орган отказывает в согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта в следующих случаях:

• в представленном обращении или в сопроводительных документах выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
• выявлен факт необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных торгов.

Статистические данные о деятельности ФАС России по согласованию возможности заключения контракта с единственным поставщиком свидетельствуют о значительной доле отказов в таком согласовании. Так, в 2006 г. в ФАС России поступило 1131 обращение, из них согласовано 752 (66%). В I квартале 2007 г. поступило 1017 обращений, из них согласовано 735 (72%), во II квартале поступило 672 обращения, из них согласовано 526 (78%), в III квартале поступило 653 обращения, из них согласовано 488 (74%).

Значительное количество решений об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком принимается ФАС России по причине нарушения заказчиком требований Закона при проведении процедуры размещения заказа. Наиболее распространенными являются нарушения, связанные с тем, что в конкурсной документации, документации об аукционе устанавливаются необоснованные, незаконные требования к участникам размещения заказа, что само по себе приводит к ситуации, когда потенциальные участники не представляют заявки на участие в торгах. Также к безусловному отказу в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком должно привести нарушение заказчиком сроков размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов, конкурсной документации, документации об аукционе.

Кроме того, обязательным является отказ в согласовании размещения заказа у единственного поставщика, в случае если будут установлены факты необоснованного отказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок. Контролирующие органы обязаны проверить, соответствует ли решение конкурсной, аукционной или котировочной комиссии об отказе в допуске к участию в торгах, запросе котировок требованиям Закона.

В случае если в ходе обязательной проверки соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении торгов, запроса котировок выявляются нарушения законодательства о размещении заказов, которые исказили или могли исказить результаты размещения заказа, комиссии ФАС России отказывают в согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком, а также привлекают к административной ответственности должностных лиц, виновных в совершении административных правонарушений.

Раздел 3. Рассмотрение уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

Как уже отмечалось, заказчик обязан уведомить соответствующий контролирующий орган при размещении заказа у единственного поставщика на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона.

В соответствии с пунктом 5 части 2 указанной статьи размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в случае если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказов для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказов для нужд субъекта РФ или для нужд муниципального образования).

К уведомлению прилагается копия заключенного контракта.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. В этом случае заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказа для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказа для нужд субъекта РФ);
• муниципальный контролирующий орган (при размещении заказа для нужд муниципального образования).

К указанному уведомлению должны прилагаться копия акта обследования аварии или документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта.

Контролирующие органы осуществляют последующий контроль размещения заказов на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона в целях проверки обоснованности размещения заказа у единственного по ставщика. В случае если заказчик предоставил в ФАС России уведомление о размещении заказа у единственного поставщика, но не предоставил другие документы, предусмотренные указанными положениями Закона (копию акта обследования аварии, копию контракта и др.), соответствующие документы запрашиваются у заказчика, проводится внеплановая проверка размещения заказа.

ФАС России при рассмотрении уведомлений о размещении заказа на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона проверяет обоснованность размещения соответствующего заказа.

Размещение заказа на основании пункта 5 части 2 указанной статьи возможно только тогда, когда речь идет об исключительных полномочиях государства, к которым не относится деятельность большинства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, например деятельность по оказанию транспортных, типографских услуг, услуг общественного питания. На практике встречаются только единичные случаи размещения таких заказов, например, когда требуется получить официальные статистические данные. В связи с многочисленными нарушениями при заключении государственных и муниципальных контрактов на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона предполагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон и ввести обязательное предварительное согласование с контролирующим органом возможности заключения контракта с единственным поставщиком на основании указанного пункта Закона. Размещение заказов без проведения торгов в указанных случаях ФАС России расценивает как грубейшее нарушение Закона, которое является основанием для принятия соответствующих мер, перечисленных в разделе 1 части VII данного сборника.

ФАС России тщательно исследует уведомления и документы, предоставленные в связи с размещением заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона. Заключение государственных или муниципальных контрактов на основании названного пункта возможно только при наступлении чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Пример. К указанным обстоятельствам не относится, например, открытие пляжного сезона, в связи с чем требуется срочная подготовка пляжей, поскольку необходимость срочной подготовки пляжей возникла не вследствие непреодолимой силы, а по вине заказчика, не начавшего эти работы заблаговременно. К таким обстоятельствам не относится также и наступление Нового года, к празднованию которого "внезапно" понадобились елка, подарки и организация праздничных мероприятий. Нельзя считать обстоятельствами непреодолимой силы ветхое состояние зданий, строений, сооружений, т. к. в указанное состояние они пришли не сразу, а в результате ненадлежащей эксплуатации и отсутствия текущего ремонта. Не может являться основанием для заключения контракта на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона и выделение дополнительных средств бюджета, которые заказчику необходимо освоить, притом что времени на проведение процедур торгов до конца финансового года недостаточно.

При рассмотрении уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России анализирует соответствие предмета и объема поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг по заключенному контракту количеству и (или) объему, необходимым для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. Образно говоря, прорыв водопроводной трубы в здании не может являться основанием для заключения контракта на выполнение капитального ремонта системы водоснабжения всего здания. В данной ситуации возможно лишь заключение контракта на ликвидацию последствий такой аварии, т. е. на устранение течи.

Во всех подобных случаях размещение заказа у единственного поставщика рассматривается ФАС России как грубое нарушение Закона и основание для обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным, применения мер административной ответственности к виновным должностным лицам.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль