Контроль за соблюдением законодательства РФ. Практика размещения заказа у единственного поставщика

4949
Часть VII подходы к рассмотрению жалоб и проведению проверок, административная и судебная практика, внутренние нормативные и методические материалы, подготовленные специалистами ФАС

Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Согласование размещения заказа у единственного поставщика
Раздел 3. Рассмотрение уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

Раздел 1. Общие положения

Одним из способов размещения заказа является размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (далее – единственного поставщика). Порядок и основания такого вида размещения заказа урегулированы в статьях 31, 40, 46 и 55 Закона.

Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов при размещении заказов у единственного поставщика осуществляется контролирующими органами в трех формах, которые охарактеризованы ниже.

Во-первых, это согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком на основании части 1 статьи 31, части 1 статьи 40, части 8 статьи 46 Закона (т. е. в случае если торги признаны несостоявшимися или если при проведении повторного запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка) – такой контроль осуществляется федеральным контролирующим органом и контролирующими органами субъектов РФ.

Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ был изменен порядок направления обращений о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком. Согласно Закону (в редакции Федерального закона от 20.04.2007 № 53-ФЗ), в случае если торги были признаны несостоявшимися, муниципальные заказчики направляли обращение о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в муниципальный контролирующий орган. C 1 октября 2007 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ муниципальные заказчики должны направлять обращение о согласовании возможности заключения муниципального контракта с единственным поставщиком в контролирующий орган субъекта РФ. Изменение порядка размещения заказа у единственного поставщика на уровне муниципальных образований вызвано прежде всего необходимостью усиления контроля.

В настоящее время глава муниципального образования не может согласовывать размещение заказа для муниципальных нужд у единственного поставщика, по сути сам у себя.

Кроме случаев размещения заказа у единственного поставщика, предусмотренных указанными выше положениями Закона, в нем не устанавливаются требования о согласовании возможности размещения заказа у единственного поставщика в иных, предусмотренных частью 2 статьи 55 Закона случаях.

Во-вторых, указанный контроль осуществляется посредством рассмотрения уведомлений о размещении заказа у единственного поставщика, произведенном на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона, т. е. в случаях размещения заказа:

• при возникновении потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
• при возникновении потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Контроль в такой форме осуществляется федеральным контролирующим органом, контролирующими органами субъектов РФ, муниципальными контролирующими органами.

В-третьих, производится также и общий контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов. Федеральный контролирующий орган, контролирующие органы субъектов РФ, муниципальные контролирующие органы осуществляют контроль размещения заказов посредством:

• проведения плановых и внеплановых проверок;
• рассмотрения жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов.

Выявление контролирующими органами фактов размещения заказов у единственного поставщика без проведения процедур торгов или запроса котировок либо с нарушением порядка и требований, установленных в статьях 31, 40, 46, 55 Закона, служит основанием для:

• обращения с иском в суд о признании размещения заказа недействительным;
• привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности;
• передачи сведений о таких нарушениях в правоохранительные органы для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

Раздел 2. Согласование размещения заказа у единственного поставщика

В соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 Закона, в случае если торги признаны не состоявшимися и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником торгов или участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе направить документы о проведении торгов и признании их несостоявшимися в:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказов для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказов для нужд субъекта РФ или для нужд муниципального образования).

Аналогичным образом с 1 октября 2007 г. частью 8 статьи 46 Закона установлена возможность заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком, если при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок или направить документы о проведенных запросах котировок и об отсутствии котировочных заявок в соответствующий контролирующий орган (см. выше).

По согласованию с контролирующим органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика.

Государственный или муниципальный контракт с единственным поставщиком может быть заключен только на условиях, указанных в извещении о проведении торгов, запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе. При этом цена заключенного контракта не может превышать его начальную цену.

В соответствии с пунктом 2 Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 и согласованного с ФАС России (далее – Порядок согласования проведения закрытых торгов), обращение о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком подписывается уполномоченным должностным лицом заказчика, уполномоченного органа.

Согласно пункту 4 указанного Порядка такое обращение должно содержать следующие сведения:

• о признании несостоявшимся конкурса, аукциона, запроса котировок;
• о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в торгах;
• номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании;
• номера и даты размещения извещения на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов при размещении заказа посредством открытого конкурса (аукциона), запросов котировок либо реквизиты письма федерального контролирующего органа о согласовании проведения закрытого конкурса (аукциона).

К обращению должны быть приложены:

• копии конкурсной документации или документации об аукционе, извещения о проведении запроса котировок, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), протоколов, составленных в ходе проведения торгов, запроса котировок;
• сведения о поставщике (наименование, местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить государственный или муниципальный контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона и конкурсной документации или документации об аукционе;
• документы, свидетельствующие о согласии указываемого в обращении поставщика заключить государственный или муниципальный контракт в соответствии с требованиями и условиями конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о повторном проведении запроса котировок и по цене, не превышающей начальную цену контракта, указанную в извещении о проведении торгов или приглашении принять участие в закрытом конкурсе, аукционе или максимальную цену контракта, указанную в извещении о повторном проведении запроса котировок.

К обращению также могут быть приложены иные документы, которые имеют значение для рассмотрения обращения.

Поступившее обращение подлежит регистрации в день его поступления в соответствующий контролирующий орган с присвоением ему регистрационного номера.

Согласно пункту 7 Порядка согласования проведения закрытых торгов в случае непредоставления документов или сведений, указанных в пункте 4 данного Порядка, контролирующий орган вправе:

• не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его поступления в контролирующий орган с сопроводительным письмом данного органа, в котором указываются причины возврата;
• дополнительно, в установленные им сроки, запросить у заявителя информацию (документы), предусмотренные данным Порядком. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до предоставления информации. В случае непредоставления информации в срок, указанный в запросе, соответствующий контролирующий орган вправе не принимать обращение к рассмотрению и возвратить его заявителю.

Поступившее обращение о возможности заключения государственного или муниципального контракта должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня его поступления.

На основании пункта 9 Порядка согласования проведения закрытых торгов в ходе рассмотрения обращения контролирующий орган вправе:

• запросить дополнительные документы и материалы, необходимые для объективного и всестороннего рассмотрения обращения;
• пригласить лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением соответствующего контролирующего органа;
• привлечь к рассмотрению обращений независимых экспертов.

В ФАС России такие обращения рассматриваются на коллегиальной основе:

• Комиссией по контролю в сфере размещения заказов (при рассмотрении обращений по открытым торгам, запросу котировок);
• Комиссией по контролю в сфере размещения заказов путем проведения закрытых конкурсов и аукционов (при рассмотрении обращений по закрытым торгам).

Указанные комиссии ФАС России – постоянно действующие органы, которые создаются на основании приказа ФАС России и занимаются, в частности, рассмотрением жалоб на действия (бездействие) по размещению заказов и проведением внеплановых проверок при рассмотрении таких жалоб (см. об этом подробно в подразделе 2.6 раздела 2 части I данного сборника).

При рассмотрении обращений о возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком комиссии ФАС России всегда проводят проверку соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении соответствующих торгов, запроса котировок.

Таким образом, с одной стороны, установленный в ФАС России порядок рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком на коллегиальной основе способ ствует обеспечению объективности и беспристрастности в принятии решений, а с другой – позволяет осуществить полноценную и всестороннюю проверку соблюдения заказчиком законодательства Российской Федерации о размещении заказов при проведении процедур размещения соответствующего заказа.

По результатам рассмотрения обращения соответствующий контролирующий орган принимает решение об отказе или о согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком. Такое решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления обращения.

Согласно пункту 10 Порядка согласования проведения закрытых торгов контролирующий орган отказывает в согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта в следующих случаях:

• в представленном обращении или в сопроводительных документах выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов;
• выявлен факт необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных торгов.

Статистические данные о деятельности ФАС России по согласованию возможности заключения контракта с единственным поставщиком свидетельствуют о значительной доле отказов в таком согласовании. Так, в 2006 г. в ФАС России поступило 1131 обращение, из них согласовано 752 (66%). В I квартале 2007 г. поступило 1017 обращений, из них согласовано 735 (72%), во II квартале поступило 672 обращения, из них согласовано 526 (78%), в III квартале поступило 653 обращения, из них согласовано 488 (74%).

Значительное количество решений об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком принимается ФАС России по причине нарушения заказчиком требований Закона при проведении процедуры размещения заказа. Наиболее распространенными являются нарушения, связанные с тем, что в конкурсной документации, документации об аукционе устанавливаются необоснованные, незаконные требования к участникам размещения заказа, что само по себе приводит к ситуации, когда потенциальные участники не представляют заявки на участие в торгах. Также к безусловному отказу в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком должно привести нарушение заказчиком сроков размещения на официальном сайте извещения о проведении торгов, конкурсной документации, документации об аукционе.

Кроме того, обязательным является отказ в согласовании размещения заказа у единственного поставщика, в случае если будут установлены факты необоснованного отказа в допуске к участию в торгах, запросе котировок. Контролирующие органы обязаны проверить, соответствует ли решение конкурсной, аукционной или котировочной комиссии об отказе в допуске к участию в торгах, запросе котировок требованиям Закона.

В случае если в ходе обязательной проверки соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении торгов, запроса котировок выявляются нарушения законодательства о размещении заказов, которые исказили или могли исказить результаты размещения заказа, комиссии ФАС России отказывают в согласовании возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком, а также привлекают к административной ответственности должностных лиц, виновных в совершении административных правонарушений.

Раздел 3. Рассмотрение уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)

Как уже отмечалось, заказчик обязан уведомить соответствующий контролирующий орган при размещении заказа у единственного поставщика на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона.

В соответствии с пунктом 5 части 2 указанной статьи размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в случае если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказов для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказов для нужд субъекта РФ или для нужд муниципального образования).

К уведомлению прилагается копия заключенного контракта.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. В этом случае заказчик вправе заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить:

• федеральный контролирующий орган (при размещении заказа для федеральных нужд);
• контролирующий орган субъекта РФ (при размещении заказа для нужд субъекта РФ);
• муниципальный контролирующий орган (при размещении заказа для нужд муниципального образования).

К указанному уведомлению должны прилагаться копия акта обследования аварии или документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт, а также копия заключенного контракта.

Контролирующие органы осуществляют последующий контроль размещения заказов на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона в целях проверки обоснованности размещения заказа у единственного по ставщика. В случае если заказчик предоставил в ФАС России уведомление о размещении заказа у единственного поставщика, но не предоставил другие документы, предусмотренные указанными положениями Закона (копию акта обследования аварии, копию контракта и др.), соответствующие документы запрашиваются у заказчика, проводится внеплановая проверка размещения заказа.

ФАС России при рассмотрении уведомлений о размещении заказа на основании пунктов 5, 6 части 2 статьи 55 Закона проверяет обоснованность размещения соответствующего заказа.

Размещение заказа на основании пункта 5 части 2 указанной статьи возможно только тогда, когда речь идет об исключительных полномочиях государства, к которым не относится деятельность большинства государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, например деятельность по оказанию транспортных, типографских услуг, услуг общественного питания. На практике встречаются только единичные случаи размещения таких заказов, например, когда требуется получить официальные статистические данные. В связи с многочисленными нарушениями при заключении государственных и муниципальных контрактов на основании пункта 5 части 2 статьи 55 Закона предполагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон и ввести обязательное предварительное согласование с контролирующим органом возможности заключения контракта с единственным поставщиком на основании указанного пункта Закона. Размещение заказов без проведения торгов в указанных случаях ФАС России расценивает как грубейшее нарушение Закона, которое является основанием для принятия соответствующих мер, перечисленных в разделе 1 части VII данного сборника.

ФАС России тщательно исследует уведомления и документы, предоставленные в связи с размещением заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона. Заключение государственных или муниципальных контрактов на основании названного пункта возможно только при наступлении чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Пример. К указанным обстоятельствам не относится, например, открытие пляжного сезона, в связи с чем требуется срочная подготовка пляжей, поскольку необходимость срочной подготовки пляжей возникла не вследствие непреодолимой силы, а по вине заказчика, не начавшего эти работы заблаговременно. К таким обстоятельствам не относится также и наступление Нового года, к празднованию которого "внезапно" понадобились елка, подарки и организация праздничных мероприятий. Нельзя считать обстоятельствами непреодолимой силы ветхое состояние зданий, строений, сооружений, т. к. в указанное состояние они пришли не сразу, а в результате ненадлежащей эксплуатации и отсутствия текущего ремонта. Не может являться основанием для заключения контракта на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона и выделение дополнительных средств бюджета, которые заказчику необходимо освоить, притом что времени на проведение процедур торгов до конца финансового года недостаточно.

При рассмотрении уведомлений о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) ФАС России анализирует соответствие предмета и объема поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг по заключенному контракту количеству и (или) объему, необходимым для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. Образно говоря, прорыв водопроводной трубы в здании не может являться основанием для заключения контракта на выполнение капитального ремонта системы водоснабжения всего здания. В данной ситуации возможно лишь заключение контракта на ликвидацию последствий такой аварии, т. е. на устранение течи.

Во всех подобных случаях размещение заказа у единственного поставщика рассматривается ФАС России как грубое нарушение Закона и основание для обращения в суд с иском о признании размещения заказа недействительным, применения мер административной ответственности к виновным должностным лицам.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль