Комментарий к приказу Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124

5080
Положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Разработка комментируемого приказа, предусматривающего утверждение на территории Российской Федерации единого порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), предусмотрена положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

До введения в действие настоящего Федерального закона процедура указанных согласований не была единой и отличалась на различных уровнях власти, что было связано с разрозненностью законодательных процедур размещения заказов. Практически повсеместно процедура согласования регламентировалась собственными нормативными документами администраций субъектов Российской Федерации, письмами либо прямыми указаниями глав администраций. В частности, процедура согласования проведения закрытых конкурсов, а также размещения заказов с единственным источником за счет средств федерального бюджета регламентировалась письмами Минэкономразвития России от 11.10.2002 № АШ-2818/05 и от 17.11.2004 № 19419-АШ/Д07, а сама процедура согласования осуществлялась коллегиально – Советом по государственным закупкам при Минэкономразвития России, в состав которого входили представители федеральных исполнительных нов власти (Минфина России, Минпромэнерго России, Минобрнауки России и ФАС России). Различия в процедурах согласования порождали многочисленные злоупотребления со стороны заказчиков.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Положениями Федерального закона предусмотрено единство правил при согласовании, которые должны применяться соответствующими уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. В этих целях разработан Порядок, утвержденный комментируемым приказом.

Пункт 1 Порядка устанавливает возможность реализации права заказчика в случаях, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или аукциона, с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, согласовать заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом следует отметить, что у заказчика в соответствии с нормами Федерального закона также сохраняется право провести повторные торги в форме конкурса или аукциона. Выбор способа размещения заказа Федеральным законом не регламентируется и определяется заказчиком самостоятельно. Этим же пунктом предусмотрена и возможность реализации права заказчика провести закрытый конкурс или аукцион.

В целях реализации права заказчика заключить контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком пункт 2 комментируемого Порядка предусматривает обязанность заказчика получить согласование у соответствующего уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. В контексте данного положения под согласованием понимается не столько итоговый разрешительный документ, сколько регламентация действий заказчика, необходимых для рассмотрения обращения заказчика уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом.

Для согласования проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона предусмотрено исключительное право рассмотрения обращений уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

В целях получения соответствующего согласования заказчик обязан направить письменное обращение на получение указанного разрешения. Особенностью в данном случае является то, что Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 определены два федеральных органа исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля, – ФАС России и Рособоронзаказ. В соответствии с указанным Постановлением обращения о согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона, проводимых в рамках оборонного заказа, либо обращения о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в целях заключения контракта за счет средств федерального бюджета в рамках оборонного заказа должны направляться в Рособоронзаказ. Обращения, которые не связаны с выполнением оборонного заказа, направляются в ФАС России.

В пункте 3 Порядка определен перечень документов и сведений, необходимых для направления в уполномоченные на осуществление контроля федеральные органы исполнительной власти – ФАС России и Рособоронзаказ – в целях реализации права заказчика на проведение конкурса или аукциона в закрытой форме.

Обращение о согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона в обязательном порядке должно содержать описание предмета размещения заказа, включая количество закупаемого товара, заказываемых работ (услуг), начальную цену контракта, а также обоснование отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну. Данное обоснование служит основанием для принятия решения о возможности проведения закрытого конкурса или аукциона. Положениями Федерального закона предусмотрено, что конкурс или аукцион может быть как открытым, так и закрытым. Различия в формах конкурса или аукциона определяют и различия в порядке проведения процедур конкурсов.

Проведение закрытого конкурса или аукциона ограничено количеством лиц, которые могут претендовать на получение заказа, что определяется их способностью поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, сведения о которых составляют государственную тайну.

Поэтому положения Федерального закона накладывают на организаторов конкурса или аукциона обязательства обосновать выбор закрытого конкурса или аукциона.

В целях обоснования использования процедуры закрытого конкурса или аукциона заказчику необходимо руководствоваться положениями Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне", а также Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". В обращении заказчиком должны быть представлены доказательства невозможности проведения открытых торгов, связанные с тем, что процедура проведения конкурса или аукциона диктует необходимость отражать сведения, составляющие государственную тайну, в извещении, конкурсной документации, документации об аукционе, т. е. в документах, которые в случае проведения открытых торгов предоставляются публично неограниченному кругу лиц. Если в ходе конкурса нет необходимости информировать участников о сведениях, составляющих государственную тайну, но победителю конкурса предстоит выполнять работы, оказывать услуги на объектах, в которые запрещен свободный допуск, либо в целях выполнения контракта возникает необходимость работы с секретными документами, возможно проведение открытых форм конкурса или аукциона с установлением в извещении или конкурсной документации, документации об аукционе требований о предоставлении необходимых лицензий. В случае если обоснования, указанные в обращении, составляют государственную тайну, данное обращение направляется в соответствии с требованиями законодательства, т. е. по линии доставки корреспонденции с грифом "секретно" либо "совершенно секретно".

Учитывая ограничения, связанные с количеством лиц, приглашенных для участия в конкурсе или аукционе, а также в целях недопущения заказчиком необоснованных ограничений в отношении потенциальных участников конкурса или аукциона Порядком установлена обязанность предоставлять выписку из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную органом, уполномоченным на ведение соответствующей лицензионной деятельности, с полным перечнем организаций, обладающих лицензиями на проведение работ, оказание услуг, в подтверждение перечня лиц, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе или аукционе.

В пункте 4 Порядка закреплен перечень сведений и документов, которые заказчик должен представить в подтверждение своего права на получение разрешения заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Учитывая, что Федеральным законом предусмотрен единственный случай для получения разрешения о согласовании (если торги были признаны несостоявшимися и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником торгов или с участником размещения заказа), заказчик в обращении обязан представить все сведения в подтверждение факта организации и проведения указанных торгов (номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании, дату размещения заказа на официальном сайте в сети Интернет и др.), а также сведения о признании конкурса или аукциона несостоявшимся, сведения о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа. В этой связи установленное требование о предоставлении конкурсной документации либо документации об аукционе необходимо для проведения соответствующей проверки на ее соответствие требованиям законодательства. Непредоставление заказчиком указанных сведений и документов не дает уполномоченному на осуществление контроля органу право провести проверку проведения торгов в полном объеме и соответственно может явиться основанием для отказа в рассмотрении обращения.

Комментируемый пункт Порядка детально описывает требования о предоставлении конкретных документов. В то же время в качестве предоставления сведений о признании несостоявшимся конкурса или аукциона, сведений о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа заказчиком могут быть представлены другие документы, и у заказчика в каждом случае сохраняется возможность предоставления различных документов в соответствии с положениями Федерального закона. В частности, может быть представлен протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в котором отражены основания об отказе в допуске участников размещения заказа. Кроме того, могут быть представлены протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе, документы, уличающие участника в предоставлении недостоверных сведений и др. Указанные документы необходимы для объективного рассмотрения проводимого конкурса или аукциона на соответствие требованиям законодательства. В частности, отсутствие в протоколе необходимых обоснований решения об отказе в допуске участника размещения заказа для участия в конкурсе может явиться основанием отказа согласования заключения контракта с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком.

Таким образом, перечень документов и сведений, необходимых для рассмотрения обращений, является минимальным для уполномоченного на осуществление контроля органа с целью проведения проверки объявленного и проведенного конкурса или аукциона на предмет наличия или отсутствия каких-либо нарушений законодательства.

Пунктом 5 Порядка определена возможность подтверждения заказчиком своих обоснований, предусмотренных в пунктах 3 и 4 Порядка, представить любые иные документы, необходимые для принятия положительного решения в отношении его обращения. Учитывая, что пункт 4 Порядка предусматривает предоставление сведений о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым предполагается заключить контракт, заказчик вправе предоставить любые документы, свидетельствующие об опыте, квалификации указанного поставщика (исполнителя, подрядчика), включая документы, подтверждающие качественное выполнение, оказание в предыдущие годы работ, услуг или осуществление поставки товаров.

Пункт 6 Порядка предусматривает право заказчика на получение информации о получении уполномоченным на осуществление контроля органом направленного им обращения. Поскольку положениями Порядка установлен срок рассмотрения обращений, при несоблюдении срока у заказчика появляются основания для обжалования решения контрольного органа.

Пунктом 7 комментируемого Порядка с учетом требований пунктов 3 и 4 настоящего документа о предоставлении необходимых сведений и документов в подтверждение обоснований принятия решений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, исполнителем, подрядчиком либо проведении закрытого конкурса или аукциона за уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом сохраняется право не рассматривать обращения, если указанные сведения и документы не представлены. Указанное право уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа может быть реализовано посредством возврата заявителю обращения либо посредством требований к заявителю о предоставлении необходимой недостающей информации.

При этом исключительное право выбора двух форм – возврат документов или запрос недостающих сведений (документов) – принадлежит уполномоченному на осуществление контроля органу и Порядком не регламентируется.

Пунктом 8 Порядка установлен срок рассмотрения обращения, направленного заявителем.

Пункт 9 Порядка регламентирует механизмы рассмотрения обращения заявителя: возможность запрашивать необходимые документы, приглашать лица, чьи интересы могут быть затронуты решением соответствующего уполномоченного на осуществление контроля органа, а также приглашать к рассмотрению независимых экспертов.

Орган, уполномоченный осуществлять контроль, имеет право дополнительно запрашивать лишь те документы, которые могут повлиять на результат рассмотрения обращения. В пунктах 3 и 4 Порядка регламентированы обязательные документы и сведения, минимально необходимые для рассмотрения обращения.

Однако в ходе рассмотрения могут возникнуть разные обстоятельства, прежде всего связанные с рассмотрением технических характеристик закупаемой продукции. В частности, при рассмотрении обращения о согласовании проведения закрытого конкурса, кроме обоснования отнесения сведений о предмете размещения заказа к сведениям, составляющим государственную тайну, и перечня организаций, приглашаемых для участия в нем, подтвержденного представленной заявителем выпиской из реестра лицензий на право выполнения работ, оказания услуг с использованием сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченному на осуществление контроля органу в ходе рассмотрения необходимо убедиться в отсутствии возможного эквивалента закупаемой продукции либо в невозможности применять эквивалент в каждом конкретном случае. Особенно это касается поставки товаров. В случае поставки эквивалентной продукции перечень поставщиков, претендующих на участие в конкурсе, может быть иным.

Поэтому уполномоченному на осуществление контроля органу важно не только иметь обоснование выбора формы конкурса, но и не допустить дискриминации кого-либо из поставщиков на предмет их участия в конкурсе.

Проблема, связанная с тем, чтобы рассмотреть обращение на соответствие требованиям законодательства, возникает при согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При рассмотрении заявитель должен не только иметь документальное согласие поставщика, исполнителя или подрядчика заключить контракт, но и в соответствии с пунк том 4 Порядка представить, во-первых, все документы в подтверждение того, что конкурс или аукцион проводились – то есть номер и дату публикации о размещении заказа в официальном печатном издании, дату размещения публикации на официальном сайте в сети Интернет, конкурсную документацию или документацию об аукционе; во-вторых – сведения о признании несостоявшимся конкурса или аукциона, сведения о незаключении государственного или муниципального контракта с единственным участником торгов или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (это может быть протокол рассмотрения заявок). Однако этих документов может быть недостаточно, поскольку в случае, если на конкурс или аукцион не было претендентов, важно убедиться, что в технической части конкурсной документации или документации об аукционе заказчиком не были установлены завышенные требования к претендентам, необоснованно ограничивающие круг участников рынка или делающие их участие практически невозможным.

В целях экспертизы документов пунктом 9 предусмотрена возможность приглашать к рассмотрению независимых экспертов.

С учетом рассмотрения обращений заявителя, указанных в пункт  9 Порядка, в пункте 10 отражено право федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля, отказать в согласовании проведения закрытого конкурса или аукциона либо возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). При этом решения, указанные в данном пункте, нельзя путать с решениями уполномоченного на осуществление контроля органа, указанными в пункте 7 Порядка. Если в пункте 7 речь идет об отказе в рассмотрении обращения в случае непредоставления необходимых документов и сведений и у заявителя сохраняется возможность повторно направить обращение, в данном случае речь идет об итоговом рассмотрении обращения. При этом повторного права в рассмотрении обращения у заказчика не остается.

Причины отказа, связанные с нарушением законодательства в сфере размещения заказа либо установлением факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных торгов, могут явиться основанием для уполномоченного на осуществление контроля органа параллельно с отказом выписать соответствующее предложение или предписание об устранении нарушений.

В пункте 11 комментируемого Порядка установлены единые случаи отказа в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) для уполномоченных на осуществление контроля всех уровней власти.

Пункт 12 Порядка регламентирует право заявителя на получение письменного документа о принятии решения уполномоченным органом на осуществление контроля.

перейти к комментируемому документу

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль