Прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении заказа

17800
Сфера госзаказа по-прежнему остается коррупционноемкой. Органы прокуратуры продолжают выявлять нарушения ...

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика".

Сфера госзаказа по-прежнему остается коррупционноемкой. Органы прокуратуры продолжают выявлять нарушения как в ходе процедур проведения торгов, так и при заключении и исполнении контрактов.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении заказа  Д.Ю. Данилов, старший прокурор отдела по надзоруза исполнением бюджетного законодательства управления по надзору за исполнением законодательствав сфере экономики Главного управления по надзоруза исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

 Прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении заказаО.С. Опёнышев, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ

Существующая в нашей стране система государственных и муниципальных закупок согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) направлена, в числе прочего, на эффективное использование средств бюджетов, расширение возможностей для участия предпринимательства в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В этой связи одной из важнейших задач органов прокуратуры сегодня является обеспечение исполнения законодательства при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Правовая основа деятельности органов прокуратуры определена в Федеральном законе от 07.02.2011 N 4–ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» .

Согласно п. 1 ст. 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, прежде всего, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

В рамках предоставленных полномочий прокурор при осуществлении возложенных на него функций опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании недействительными таких актов и сделок, вносит представление об устранении нарушений закона. По основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

При наличии оснований органы прокуратуры направляют в порядке ст. 37 УПК РФ материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

Коррупционные риски

В настоящее время сфера закупок для государственных и муниципальных нужд по объективным причинам является зоной повышенных коррупционных рисков. Нарушения закона допускаются практически на всех стадиях закупочной деятельности, включая организацию и проведение торгов, заключение контрактов и их исполнение. В числе правонарушителей выступают как государственные и муниципальные заказчики, так и участники размещения заказов.

По-прежнему широко распространена практика заключения контрактов без проведения конкурсных процедур. Зачастую государственные и муниципальные заказчики различными способами пытаются избежать проведения торгов, для чего дробят заказы и безо всяких к тому оснований осуществляют закупки с использованием неконкурентной и малоэффективной процедуры – запроса котировок. Товары закупаются у единственного поставщика, заказы размещаются через автономные учреждения посредством перечисления им бюджетных средств.

Анализ результатов прокурорского надзора показывает, что государственные и муниципальные заказчики, а также конкурсные комиссии зачастую не соблюдают нормы законодательства при оформлении конкурсной документации, документации об аукционе, и извещения о проведении запроса котировок. Выявлена и пресечена практика включения муниципальными заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. об указании в приложении в составе заявок сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

В ряде случаев должностные лица конкурсных комиссий не исполняли обязанности, установленные ст. 15 Закона № 94-ФЗ, по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% от общего годового объема закупок.

С ростом прозрачности и доступности процедуры размещения заказов стали проявляться факты картельных сговоров их участников. Нарушения законодательства о защите конкуренции приводят к поддержанию монопольно высоких цен на торгах.

Массовый и зачастую криминальный характер приобрели правонарушения при приемке товаров, работ и услуг, влекущие за собой принятие результатов работ, выполненных ненадлежащим образом либо с завышением стоимости. Зачастую в контракты не включаются обязательные условия, в т. ч. о выплате исполнителем неустойки (штрафа, пеней) в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом. При попустительстве должностных лиц заказчиков допускается ненадлежащее исполнение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств, определенных контрактами, что влечет неэффективное использование бюджетных средств, а в ряде случаев их расходование не по целевому назначению или хищение. Не всегда принимаются должные меры по предъявлению и взысканию с недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Значительный урон государственным интересам наносят участившиеся случаи мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, халатности, получения взяток. Периодически прокуроры выявляют факты лоббирования госслужащими контрактов с аффилированными коммерческими организациями. Пресекаются случаи бездействия со стороны должностных лиц конкурсных комиссий в части предотвращения возникающих конфликтов интересов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Нередки также случаи получения взяток должностными лицами государственных и муниципальных заказчиков за обеспечение победы в торгах.

Особую тревогу вызывает использование при осуществлении госзакупок фирм- однодневок, деятельность которых носитпротивоправный характер и направлена на ограничение конкуренции путем вытеснения добросовестных участников из процедур размещения заказа, хищение бюджетных средств, направляемых на оплату обязательств по государственным контрактам, уход от налогообложения и иные криминальные проявления теневого сектора экономики.

Не уменьшается число криминальных посягательств на государственное имущество и бюджетные средства, выделенные для нужд обороны, в т, ч. на осуществление государственного оборонного заказа, капитальное строительство и утилизацию вооружений.

Результаты проверок деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, наделенных контрольными функциями в сфере размещения заказов на региональном уровне, свидетельствуют, что система региональных контрольных органов до сих пор находится в стадии формирования. Проблемным на сегодняшний день остается вопрос организации и функционирования муниципальных органов контроля в сфере размещения заказов. Их деятельность можно оценить как малоэффективную. Проверки муниципальными органами либо не проводятся вовсе, либо носят случайный характер. Нарушения закона выявляются в единичных случаях.

Указанные нарушения не позволяют эффективно использовать средства бюджетов, оказывают негативное влияние на развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности установленных процедур, создают предпосылки для различных коррупционных проявлений и иных злоупотреблений.

Меры по противодействию правонарушениям

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ, поставлены задачи по устранению факторов, способствующих развитию коррупционных проявлений в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

Среди комплекса мероприятий по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, закрепленных в указанном плане, одна из мер направлена на усиление органами прокуратуры РФ надзора за исполнением законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях регламентации прокурорской деятельности, направленной на обеспечение законности в сфере государственных закупок, и для оперативного выявления и пресечения нарушений Генеральным прокурором РФ 10 ноября 2009 г. издано указание об усилении прокурорского надзора за исполнением органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления требований законодательства в сфере размещения заказов.

Органами прокуратуры РФ систематически осуществляется мониторинг регионального и муниципального законодательства, выявление и пресечение нарушений закона средствами прокурорского надзора вне уголовно-правовой сферы. Обеспечивается постоянный прокурорский надзор за рассмотрением сообщений и расследованием уголовных дел указанной направленности.

Совместно с органами Следственного комитета Российской Федерации, ФСБ России, МВД России, ФНС России, ФАС России и Росфинмониторинга реализуются совместные планы по усилению борьбы с преступностью в названной сфере.

В рамках деятельности межведомственных рабочих групп, созданных в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах субъектов РФ с участием представителей перечисленных министерств и ведомств, осуществляется обмен информацией и проведение проверок по всем фактам нарушений закона с принятием по их результатам исчерпывающих мер реагирования, включая возбуждение уголовных дел.

При осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд прокурорами в 2010 г. выявлено более 32 тыс. нарушений закона, с целью устранения которых внесено 6,8 тыс. представлений, принесено свыше 1 тыс. протестов на незаконные правовые акты, по требованию прокуроров к административной и дисциплинарной ответственности привлечено около 10 тыс. виновных лиц.

В МВД России, ФСБ России и Следственном комитете РФ организована работа подразделений по осуществлению проверок, рассмотрению сообщений, возбуждению и расследованию уголовных дел в сфере госзакупок, а также по контролю за процессуальными решениями.

В правоохранительных органах РФ в 2010 г. было зарегистрировано свыше 600 сообщений о преступных посягательствахв сфере государственного (муниципального) заказа, по результатам рассмотрения которых возбуждено 327 уголовных дел(в основном по фактам преступлений, совершенных в строительной сфере и при закупках медицинского оборудования).В числе привлеченных к уголовной ответственности – должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных заказчиков.

Значительное количество уголовных дел о преступлениях в рассматриваемой сфере, в том числе связанных со злоупотреблением должностных лиц своими полномочиями, халатностью, получением взяток, мошенничеством, служебным подлогом, возбуждено и расследуется правоохранительными органами Санкт-Петербурга, Республики Башкортостан, Хабаровского края, Сахалинской, Свердловской, Тюменской областей и иных субъектов РФ.

Органами прокуратурыорганизованы проверки сведений о наличии аффилированности между представителями заказчиков и участниками торгов, представленных Росфинмониторингом. Наличие таких фактов приводит к предоставлению необоснованных преимуществ при размещении заказов и нарушает конкурентные механизмы. К примеру, одно из лечено-профилактических учреждений заключало многомиллионные государственные контракты с аффилированными структурами.

Реализуются совместные мероприятия по противодействию сговорам на рынке закупок, влекущим за собой существенное завышение цен по государственным и муниципальным контрактам и как результат - нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств. Например, возбуждено и расследуется уголовное дело в связи с неправомерными действиями должностных лиц администрации г. Омска, которые по предварительному сговору с участником аукциона на право заключения контракта на строительство дороги ограничили конкуренцию и предоставили необоснованные преференции коммерческой организации с оплатой в ее пользу денежных средств по контракту в размере 157,2 млн. руб.

В результате проведения профилактических мероприятий прокурорами только одного из субъектов РФ совместно с органами ФНС России пресечены попытки регистрации более тысячи фиктивных фирм.

В ходе совместной с ФАС России проверки выявлен сговор должностных лиц Минздравсоцразвития России с руководителями крупных фармацевтических компаний при закупке медикаментов.

Установлено, что при проведении в 2008–2009 гг. Минздравсоцразвития РФ аукционов руководители ряда коммерческих организаций, осуществляющих поставки препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, незаконно осуществили согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. В результате фактически произошел раздел фармацевтического рынка и сферы государственных закупок лекарств. Так, в 2008-2009 гг. министерством заключено 164 государственных контракта на сумму 66,3 млрд. руб., из них 127 контрактов на сумму 61 млрд. руб. – лишь с 6 поставщиками.

Данные нарушения привели к поддержанию монопольно высоких цен на торгах, в результате чего федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд. руб.

Информация об итогах проверки была направлена в Следственный комитет при прокуратуре РФ. По результатам доследственной проверки следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Центральному федеральному округу было принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 178 Уголовного кодекса РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции).

Многочисленные нарушения законодательства при заключении государственных контрактов допускаются должностными лицами территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений.

Вскрыты факты взяточничества, преступной халатности и иных должностных злоупотреблений со стороны отдельных недобросовестных чиновников, использующих свое служебное положение в целях личной наживы.

Эффективным средством борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, позволяющим снизить влияние человеческого фактора на исход закупок и минимизировать возможность коррупционных проявлений, является переход субъектов РФ и муниципалитетов с 1 января 2011 г. на размещение заказов на пяти электронных площадках. Учитывая, что на электронных площадках будет проводиться размещение более 70% объема государственного заказа РФ, важное значение имеет вопрос обеспечения безопасности проведения торгов и борьбы с инициаторами срыва аукционов (DDoS-атак). В данных целях участниками межведомственного взаимодействия - ФАС России с участием правоохранительных органов - проведены рабочие встречи для решения указанной проблемы, в настоящее время ведется работа по пресечению данных нарушений.

В целях обеспечения бесперебойного, непрерывного и качественного функционирования и использования общероссийского официального сайта, на котором с 1 января 2011 г. размещаются все заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, Генеральной прокуратурой РФ проведена проверка в Федеральном казначействе и Минэкономразвития России. В настоящее время рассматривается вопрос о принятии мер реагирования.

Прокурорами выявлены нарушения в части непринятия государственными и муниципальными заказчиками необходимых мер по обращению в органы Федерального казначейства для получения сертификата ключа электронной цифровой подписи и включения в сводный перечень заказчиков. В связи с этим в ряде регионов приняты меры реагирования. Например, в Новосибирской области предостережены о недопустимости нарушений закона свыше 200 руководителей государственных и муниципальных заказчиков, не выполнивших указанные требования законодательства.

Пристальное внимание прокуроров обращено на повышение качества проверки нормативных правовых актов, а также локальных правовых актов государственных и муниципальных учреждений в сфере размещения заказов. Опротестовывались противоречащие действующему законодательству правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам размещения государственного заказа, применение которых могло повлечь неправомерное использование бюджетных средств. Все протесты рассмотрены и удовлетворены, в оспариваемые акты внесены необходимые изменения.

Практика проводимой работы на данном направлении свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства.

С учетом предложений Генеральной прокуратуры РФ Минэкономразвития России подготовлен и одобрен Председателем Правительства РФ План разработки проектов нормативных актов Правительства РФ и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения государственного заказа.

По требованию Генеральной прокуратуры РФ Минэкономразвития России 1 декабря 2010 г. утвердило номенклатуру одноименных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, отсутствие которой до недавнего времени позволяло заказчикам дробить заказы “малыми объемами” и не проводить торги. В настоящее время ведется доработка подготовленного Минэкономразвития России порядка проведения плановых проверок при осуществлении закупочных процедур.

Вследствие правовой неурегулированности механизма определения начальной (максимальной) цены контракта, влекущую за собой серьезные коррупционные риски, профильные ведомства по поручению Президента РФ с учетом позиции Генеральной прокуратуры РФ разрабатывают порядок определения начальной (максимальной) цены.

Реализация перечисленных мероприятий позволит решить часть ключевых вопросов повышения эффективности государственного (муниципального) заказа. В частности, будут установлены нормы планирования и прогнозирования закупок, разработаны общие требования по порядку определения начальной (максимальной) цены контракта, определен порядок мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков, предложены правила контроля (надзора) за исполнением и принятием результатов контрактов.

Работа органов прокуратуры РФ по выявление и пресечению нарушений в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд продолжается.

Анонсы будущих номеров

    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль