«Закон о госзакупках наступил на многие финансовые интересы»

5569
Мы не должны забывать, что 94-ФЗ наступил на интересы очень многих – и крупных заказчиков, и крупных компаний.

Интервью с Михаилом Евраевым, начальником управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа

- Что Вы думаете о претензиях, которые предъявляется к действующему закону?

- Как правило, критикe закона можно разделить на несколько частей – на объективную критику, когда действительно есть нерешенные проблемы, на критику людей, не разобравшихся в законе, и на критику лоббистов. Мы не должны забывать, что 94-ФЗ наступил на интересы очень многих – и крупных заказчиков, и крупных компаний. Раньше они снимали трубку телефона и договаривались о контракте, а теперь им приходится ходить на электронный аукцион – конечно, энтузиазма у них это не вызывает, и поэтому они имеют прямой интерес отменить закон под разными громкими заявлениями, такими, как например, о «необходимости систематизации законодательства». Кроме того, существует и много мифов в данной сфере – например, что на электронном аукционе не оценивается качество, а только цена. Почему это миф?

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Потому что качество на электронном аукционе является не критерием оценки, а критерием допуска. Заявка с некачественным предложением просто не сможет участвовать в торгах, поскольку будет отклонена заказчиком, как несоответствующая его техническому заданию. Например, в строительстве - что может заказчик оценивать по качеству, если участник в своей заявке единственное, что должен сделать – это подтвердить выполнение работ в соответствии с проектно-сметной документацией заказчика. Что еще можно при этом оценивать по качеству? Качество бумаги, на которой изложена заявка? Это очевидная ситуация, но каждый раз приходится слышать этот миф заново. Другое дело, как заказчик будет осуществлять приемку по качеству и имеет ли он необходимые возможности для быстрого разрешения конфликтных ситуаций – вот те вопросы, которые еще необходимо урегулировать в законодательстве.

При этом главной целью государственного заказа, безусловно, является качественный результат. И желательно достичь его в конкурентной среде, так же как и получить при размещении заказа экономию бюджетных средств. Все эти факторы необходимо учитывать в совокупности. Это, как в машине, чтобы на ней хорошо ездить - в ней важно все – и тормоза, и двигатель.

Я думаю, что благодаря 94- ФЗ многие заказчики вообще стали думать о том, что и зачем они покупают, потому что теперь им приходится досконально формулировать свое техническое задание к закупаемым товарам, работам, услугам.

Также крайне важно, что в сфере госзаказа появился общественный контроль, на который до закона даже намека не было. А 94-ФЗ ввел обязательность размещения информации на едином Общероссийском портале и Вы сами знаете, сколько журналистов и блогеров начинают теперь день с того, что заходят на портал госзакупок и смотрят, что же там нового появилось. Благодаря этому стали существенно реже закупать и дорогие машины, и «золотые» кровати.

Раньше это все было под «покровом темноты» и никто ничего не говорил. Вот, например, сегодня разве мы видим, что происходит в сфере закупок госкомпаний или естественных монополий? Правильно, не о чем говорить, когда нет никакой информации.

И, кстати, многие сейчас стали говорить, что коррупция переместилась в сферу исполнения заказа. Это значит, что она во многом ушла из сферы процедур отбора компаний. И это уже огромный плюс. Следующим шагом необходимо вывести в прозрачную плоскость стадию исполнения контракта, поскольку если в ряде случаев процедура исполнена качественно, а результат не достигнут, это не значит, что процедуру надо из закона выкидывать. Это значит, что необходимо процедуру отбора дополнить другими элементами – планированием, порядком определения корректной начальной цены контракта, поэтапной приемкой продукции, анализом полученных результатов. Именно над этим мы сейчас и работаем.

-А как Вы оцениваете содержание законопроекта, предложенного МЭР?

- Как можно оценивать законопроект, который принесет не пользу, а вред экономике нашей страны? Этот законопроект, по сути, направлен на восстановление госзаказа образца 2005 года, когда о конкурентной среде в данной сфере даже не было речи, зато коррупция процветала.

В чем разница между нашим представлением об экономике госзаказа и предлагаемым вариантом Минэкономразвития? По сути, нам говорят, что не важен процесс, главное – качественный результат. Тогда, если из этого исходить, то неважно дают взятки или не дают, берут откаты или не берут, только свои участвуют в госзаказе, или нет. Исполнили контракт, и слава богу, а как подрядчик отбирался – не важно. Мы с такой философией можем страну потерять.

Важен ведь не только результат, но и процесс – кто был допущен к торгам, как отбирался победитель, менялись ли потом условия контракта, и т.д. В совокупности это и создает конкурентную среду.

А иначе в госзаказе будут принимать участие только свои компании, ведь нам предлагается дать возможность заказчику по своему усмотрению решать, кого пускать на торги, а кого нет, произвольно отбирать победителя, а также менять любые условия контракта, что приведет к бессмысленности торгов изначально – странные торги, когда потом при «хороших» отношениях с заказчиком можно все поменять.

По сути, добросовестный предприниматель лишается всех прав, даже его возможности по обжалованию действий заказчика значительно сокращены.

Причем, это малая толика того, что содержится в законопроекте. Там даже предлагается отменить общероссийский портал и заменить его непонятно чем, а заодно и отменить более 30 регламентирующих сферу госзаказа актов Правительства, которые потом нам предлагают принимать заново, что приведет к полнейшей дезорганизации системы госзаказа в целом.

При этом к чему приведет исключение конкурентной среды? – к удорожанию продукции при постоянно ухудшающемся качестве. Мы с такими предложениями согласиться не можем.

Понятно, что у нас много и добросовестных заказчиков, и недобросовестных. Но мы же не можем их разделить на плохих и хороших и сказать: «Вы добросовестные, делайте, что хотите». А недобросовестных заставить работать по закону.

Конечно, для добросовестного заказчика любой закон – это ограничение, но без ограничений бюджетная сфера существовать не может, да и не только бюджетная.

Нельзя не учитывать природу человека. Недобросовестный заказчик всегда выберет не конкурентную среду. А если мы станем исходить из того, что у нас все прекрасно и все люди братья, то законы вообще не нужны, ни закон о госзакупках, ни Бюджетный кодекс, да и правила Дорожного движения тоже можно отменить. Понятно, к чему это приведет.

Минэкономразвития говорит, что при подготовке законопроекта опиралось в том числе на американский опыт.

- Сейчас представители экономических ведомств других стран приезжают и изучают наш российский опыт для внедрения у себя, а нам предлагается отказаться от наших достижений и пойти копировать морально устаревшую зарубежную практику. Мы с таким подходом всегда в хвосте у других стран будем плестись.

При этом, когда мы рассматривали систему закупок в других странах - к примеру, работу ФКС США, то выяснилось, что там даже нет единого «общеамериканского» портала по госзаказу, а жалобы предпринимателей на заказчиков рассматриваются до 100 дней с приостановлением торгов в отличие от 5-ти дневного срока в нашей стране. Можно себе представить лица наших заказчиков и предпринимателей, если бы мы в ФАСе рассматривали жалобы в течение 3,5 месяцев.

94-й ФЗ - это как раз тот закон, который был создан с учетом нашего российского менталитета и целью которого было не только качественное исполнение контракта, но и создание конкурентной среды, и борьба с коррупцией. Безусловно, есть еще огромное количество нерешенных проблем и именно поэтому в соответствии с поручениями Президента и Правительства мы подготовили законопроект по совершенствованию системы госзаказа на основе концепции, которую мы представили в марте 2011 года в Правительство. Этот законопроект предусматривает внесение серьезных изменений в Бюджетный и Гражданский кодексы, 94-ФЗ, КоАП и другие акты. При этом, конечно, ключевым законом для госзаказа останется 94-ФЗ.

Недавно мы провели очень интересный опрос, в котором приняли участие строительные компании (более 2 тысяч). В 59% случаев они отметили, что электронный аукцион расширил их возможности участия в госзаказе. 51% ответили, что уровень коррупции снизился и только 7% - что увеличился. И при этом две трети компаний поддержали электронный аукцион.

Это мнение бизнеса, который судит не по красивым словам, а по делам. И для нас это серьезная поддержка.

- А как Вы считаете, в итоге, возможно ли достичь компромисса между ведомствами?

- Сильно сомневаюсь, что с такими законодательными инициативами, которые нам предлагают, возможен компромисс. Мы шесть лет с огромным трудом строили конкурентную среду в госзаказе не для того, чтобы ее в результате потерять.

Интервью начальника управления контроля госзаказа федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева журналу "Профиль"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль