Особенности подготовки технических заданий на закупку по Закону № 223-ФЗ

79013
Рассмотрим в статье понятие "технического задания" в сфере закупок, особенности подготовки технических заданий при закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ, место ТЗ в документации о закупке и договоре, о требованиях к качеству, безопасности и т.п.

Из этой статьи вы узнаете: 

  • термин "техническое задание";
  • особенности подготовки технических заданий при закупках в соответствии с Законом № 223-ФЗ;
  • требования к качеству, безопасности, размерам, упаковке, отгрузке товара и другие
  • определение закупаемого объема товаров, работ, услуг.

Когда заказчик, действующий в соответствии Законом № 223-ФЗ, готовит документацию о закупке, он должен представлять себе, что именно он хочет закупить. Иногда у заказчика есть ясное понимание того, какое конкретно должно быть закуплено лекарственное средство, принтер или автомобиль (какой товарный знак, модель, цвет и комплектация). В других случаях заказчик сам до конца не знает, как должен выглядеть товар или результат работы, как должны быть оказаны услуги.

Заказчику необходимо дать указание на качественные и количественные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг. Это ориентирует участников закупки и позволяет определить начальную цену.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Термин «техническое задание» (далее - ТЗ) не является единственно возможным. В настоящее время это всего лишь наиболее часто используемое обозначение того раздела документации о закупке, в котором заказчик описывает закупаемую продукцию(см. п.1 ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Призываем признать очевидный факт – в нашей стране в подавляющем большинстве случаев ТЗ готовит вовсе не заказчик, а предполагаемый победитель. Не будем обсуждать причины и последствия этого явления, но подчеркнем, что юридическую ответственность за содержание ТЗ будет нести лицо заказчика, утвердившего документацию о закупке, куда включено ТЗ. Поэтому даже если ТЗ было подготовлено «будущим победителем» заказчику следует тщательно вычитать текст ТЗ и, возможно, скорректировать его.

Место ТЗ в документации о закупке и договоре

Изменится ли ТЗ после того, как будет проведена процедура закупки? Ответ на этот вопрос зависит от текста документации о закупке. На практике фактически сложилось два подхода.

При первом подходе итоговое ТЗ, описывающее закупаемую по договору продукцию, складывается из ТЗ заказчика и конкретизирующих его условий, указанных в тексте заявки участника. Интересным и логичным представляется такой прием: в форме для заполнения участниками заказчик прямо указывает, что настоящая форма в случае победы соответствующего участника становится «приложением № <...>» к договору. Это означает: что предложил участник в составе заявки на участите в закупке – то он и будет исполнять.

Второй подход используется тогда, когда технические «уточнения» и предложения участника не интересны заказчику. Заказчик знает «что, когда, как и сколько». В ходе процедур закупки, как правило, выясняется только цена закупки.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Требования к качеству

Товар, услуги, работы могут иметь степень качества, т.е. быть более или менее качественными только в обыденном понимании. В юридическом смысле товар не может быть более или менее качественным. Он либо качественный, либо нет. Третьего не дано.

Характеристика «качественный» обозначает соответствие чему-то (техническому заданию, ГОСТу, СанПиНу), отклонение от требований означает, что товар некачественный. Например, качество лекарственного средства - это всего лишь соответствие лекарственного средства требованиям фармакопейной статьи либо, в случае ее отсутствия, нормативной документации или нормативного документа (ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»), т.е. юридически лекарство не может быть хорошего, не очень хорошего или плохого качества, оно либо качественное, либо некачественное. Иное невозможно, даже если в бытовом понимании какое-то лекарство кажется нам «некачественным».

Важно понимать, что характеристика «качественный» должна длиться во времени, т.е. товар (результат работ, результат услуг) соответствует требованиям по качеству, если он способен в течение определенного периода времени (как правило, в течение гарантийного срока) оставаться соответствующим ТЗ, ГОСТу, СанПиНу и проч.

Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие общие правила определения качества продукции (ст.ст. 469, 721).

  1. Поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), качество которого соответствует договору поставки, договору подряда. Проще говоря – должен быть передан такой товар, который описан в ТЗ. Предположим, по ТЗ ткань спецодежды должна соответствовать определенному ГОСТу. По факту поставленная спецодежда не соответствует ГОСТу. Строго юридически эта спецодежда не может быть принята заказчиком, даже если она лучше, чем по ГОСТу. Несоответствие ТЗ означает, что товар некачественный.
  2. При отсутствии в договоре условий о качестве поставщик (подрядчик) обязан передать товар (результат работ), пригодный для целей, для которых товар (результат работ) такого рода обычно используется, причем, если поставщик (подрядчик) при заключении договора был поставлен заказчиком в известность о конкретных целях приобретения товара (целях использования), поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), пригодный для использования именно в соответствии с этими целями.
  3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара (результатам работ), то поставщик обязан передать заказчику товар (результат работ), соответствующий этим обязательным требованиям.
  4. Качество товара может определяться образцом, который был предварительно предложен продавцом и отобран покупателем (п. 3 ст. 469 ГК РФ).

Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работы, услуги:

  • по товарам. Подробное ТЗ скрупулезного заказчика содержит массу технических характеристик. Например, можно указать – «стеллаж 1800 Х 2000». А можно дать развернутое описание стеллажа на нескольких страницах с десятью цветными эскизами, включая не только эскизы общего вида стеллажа, но и отдельные эскизы фурнитуры, скользящих роликов и т.д. В случаях закупки типовых товаров с множеством позиций в закупке, используются таблицы-спецификации.
  • по услугам. Как правило, ТЗ содержит перечень оказываемых услуг с их описанием (в календарной последовательности или без таковой) и указание на то, что каждая из перечисленных услуг должна быть оказана в такие-то сроки, либо что услуги оказываются по мере необходимости по заявкам заказчика. В случаях закупки типовых услуг, связанных с непрерывным и постоянным обслуживанием зданий, оборудования и т.д. используется регламентный подход: заказчик разрабатывает регламент оказания услуг, где описаны ежедневные (еженедельные, ежемесячные) обязанности исполнителя по совершению определенных обязанностей с занесением их в журналы оказания услуг или иные отчетные документы по усмотрению заказчика.
  • по работам. Как правило, ТЗ подготавливается в виде сметы, ведомости объемов работ (по сути - смета без цен), календарного плана и отдельного документа с описанием требования к применяемым материалам и оборудованию. В случае закупок работ, относящихся к строительной сфере (проектные работы, ремонты, строительство) следует особенно внимательно подойти к тексту технического задания. Основное содержание ТЗ при закупках в строительной сфере указано в табл. 1.

Таблица 1. Основное содержание ТЗ при закупках строительных работ

Что закупаем:

Что в ТЗ:

Проектные работы

Основа – результаты инженерных изысканий, задание на проектирование, обязанность проектировщика получить положительное заключение экспертизы.

Текущий ремонт,

капитальный ремонт

Основа – ведомости объемов работ, локальные сметные расчеты, дефектные ведомости, чертежи, рисунки, требования к материалам и инженерному оборудованию

Реконструкция, строительство

Основа – проектная документация с положительным заключением экспертизы.

Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак – телефон Nokia, автомобиль Nissan и т.д., конкретизировав их требованиям к модели, комплектации, цвету и прочее. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступать. В отличие от госзаказчиков, работающих по Закону № 94-ФЗ, заказчик, попадающий под действие Закона № 223-ФЗ, может прямо указывать товарный знак, производителя и даже страну происхождения продукции, желаемые заказчиком.

Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т.д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога.

ФАС России, зарекомендовавшая себя в качестве органа, максимально жестко понимающий и применяющий законодательство, может истолковать подобные требования в ТЗ во всех случаях как создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, что запрещено п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки (п. 1 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) и нарушение принципа равноправия, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

В случае если ФАС России действительно займет такую позицию, представляется, что она может быть успешно обжалована в суде. Так, суды нередко исходят из того, что даже если ТЗ заказчика сформулировано таким образом, что указывает на товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (см. например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).

Требования к безопасности

Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего ТЗ. На практике заказчик почти никогда сам не «изобретает» требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТы, СНиПы или СанПины. Приведем примеры:

  • закупая автотранспорт, заказчик сошлется на Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720);
  • закупая строительные материалы, заказчик сошлется на Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ);
  • закупая кефир, заказчик сошлется Технический регламент на молоко и молочную продукцию (Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ);
  • закупая строительные работы, заказчик сошлется на необходимость выполнения работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утв. распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р);
  • закупая обслуживание медицинской техники, заказчик сошлется на Методические рекомендации «Техническое обслуживание медицинской техники» (утв. Минздравом РФ и Минпромнауки РФ 24 сентября, 10 октября 2003 г.).

Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара

Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в «коридорах»: «от__ и до__», «высота не более__», «ширина не менее___». При указаниях-«коридорах» важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведения о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст ТЗ, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.

Устанавливая требования к упаковке, заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы: например, на ГОСТ 30515-97. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТах. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст), то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.

Закупка по лотам

Законодательство Российской Федерации не дает определения понятию «лот», однако общепринято понимать лот следующим образом: отдельный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещаемый путем проведения торгов, в отношении которого в извещении о проведении торгов и в документации отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг и определяется лицо, получающее право на заключение отдельного договора.

Например, по лотам проводятся конкурсы (например, в одном конкурсе может быть три лота: лот 1 - электрокардиограф, лот 2 - томограф, лот 3 - УЗИ-аппарат. Можно подать заявку на поставку кардиографа. А можно подать три заявки на все три лота).

Как правило, нельзя включить в состав одной закупки лота виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию либо подлежащие «разному» лицензированию (ч.1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ), так как это ограничивает количество участников закупки и нарушает принципа равноправия, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 2 ч.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Так, например, практика ФАС России и судебных органов по вопросам включения в госзаказе в один лот разнородной и «разнолицензируемой» деятельности очень неоднозначная. Так, широко распространена практика ФАС России, признающая невозможным объединение в один лот проектно-изыскательских и строительных работ, поскольку такое объединение требует, чтобы у участника закупки был допуск саморегулируемой организации и на генподряд по проектированию и на генподряд по организации строительных работ. Однако суды часто соглашаются с тем, что проектирование и строительство обоснованно включены в один лот (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2010 года №Ф07-4003/2010 по делу № А05-19571/2009).

Определение закупаемого объема товаров, работ, услуг.

Хорошо, когда заказчику известно, сколько именно товара (работ, услуг) ему требуется. В таких случаях заказчик и укажет в ТЗ нужный объем (в штуках, метрах, литрах, минутах, часах и т.д.).Однако очень часто заказчики сталкиваются с проблемой невозможности определить точное количество закупаемой продукции. Более того, нередки случаи, когда вообще неизвестно, потребуются тот или иной товар, та или иная работа или услуга в ближайшее время – случатся ли аварийные ситуации на системах канализации и водоснабжения, поступит ли в поликлинику больной с редким диагнозом, придется ли производить кузовные работы на автомашинах областной администрации.

Ситуация осложняется тем, что в извещении о проведении закупки во всех случаях необходимо четко указывать объем закупаемой продукции (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Это логично, поскольку участник делает ценовое предложение, всегда рассчитанное на точный объем.

Что же делать, когда объем неизвестен? Закупать предполагаемый конкретный объем, а потом расторгать договор или изменять его, добавляя или убавляя объем, если это не будет противоречить ограничениям, изложенным в Положении о закупке соответствующего заказчика.

Заказчики в этой связи также часто упоминают «рамочные» договоры. В нормативных правовых актах нет такого понятия – «рамочный» договор. Обычно под этим понимается договор с неопределенным объемом и неопределенными сроками исполнения обязательств. С юридической точки зрения этот договор вообще нельзя считать заключенным договором. Считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь - условие о предмете (наименование и количество). Такие договоры не могут быть использованы в рамках применения Закона № 223-ФЗ поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в каждом извещении о закупке должно быть указано количество закупаемого товара (объем работ, услуг).

В этой связи будет необходимо вместо рамочных договоров сделать договоры с четким указанными в договоре: ассортиментом (перечнем товаров), ценами за единицу и максимальным количеством по каждой из товарных позиций. В таких договорах надо будет указать, что поставка (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика. В течение года (иного периода, определенного договором) заказчик будет постепенно «выбирать» указанный в договоре максимальный объем.

В случае, если по окончании срока действия договора заказчик не «выберет» весь товар (объем работ, услуг), то сторонам необходимо будет провести расторжение договора по фактическому количеству поставленного товара (работ, услуг). Если же заказчику будет необходимо закупить больше товара (работ, услуг), чем указано в таком договоре, можно будет сделать дополнительное соглашение об увеличении количества товаров (работ, услуг) или провести отдельную «прямую закупку малого объема». Эти вопросы должны быть проработаны заказчиком в его положении о закупке, принятом в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Для того, чтобы поставщик (подрядчик, исполнитель) не мог потребовать от заказчика «выбрать» и оплатить весь объем товаров (работ, услуг), в таких договорах устанавливается условие о том, что не заказанный заказчиком товар (работа, услуга) не поставляется (не выполняется, не оказывается), не принимается и не оплачивается заказчиком.

Особенности подготовки технических заданий на закупку по Закону № 223-ФЗ

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль