Решение № 18-ВП/2012 по результатам проведения внеплановой проверки

858
Решение № 18-ВП/2012 по результатам проведения внеплановой проверки от 17 апреля 2012 г. Челябинск

РЕШЕНИЕ № 18-ВП/2012

по результатам проведения внеплановой проверки

17 апреля 2012 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Семеновой Е.Г.

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Султановой Э.М.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;

Долгополовой К.А.

-

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), провела внеплановую проверку соблюдения законодательства о размещении заказов Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 21» (далее — МБОУ «СОШ № 21») (изв. № 0169300044212000014) в присутствии:

- Шмидт Марины Александровны, представителя МБОУ «СОШ № 21» (распоряжение Главы Администрации Озерского городского округа от 26.12.2011);

- Дюг Ирины Павловны, представителя Администрации Озерского городского округа Челябинской области (доверенность от 16.04.2012);

- Ташлановой Татьяны Викторовны, представителя Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания» (доверенность от 01.04.2012);

- Батуринской Татьяны Евгеньевны, представителя Муниципального предприятия «Комбинат школьного питания»,

УСТАНОВИЛА:

06 апреля 2012 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение МБОУ «СОШ № 21», содержащее сведения о ненаправлении победителю открытого аукциона в электронной форме проекта контракта в связи со сменой наименования учреждения и получения нового ключа электронной цифровой подписи (извещение № 01693000044212000014).

Согласно представленным документам, МБОУ «СОШ № 21» (далее - Заказчик) и Администрация Озерского городского округа Челябинской области (далее – Уполномоченный орган) объявили о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по организации, приготовлению и предоставлению питания учащимся из малообеспеченных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях Озерского городского округа (с правом предоставления в аренду помещения для организации и предоставления услуги).

В соответствии со статьей 41.5 Закона о размещении заказов извещение о проведении данного открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте в сети «Интернет» 01 февраля 2012 года.

Начальная (максимальная) цена контракта — 81 600, 00 рублей.

Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме – 408, 00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.02.2012 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме – 09.02.2012.

Дата проведения открытого аукциона в электронной форме – 13.02.2012.

Состав аукционной комиссии утвержден Распоряжением Главы Администрации Озерского городского округа Челябинской области Тарасова Е.В. от 31.01.2012 № 16-р.

На момент начала проведения внеплановой проверки государственный контракт заключен сторонами в письменной форме.

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 13.02.2012 победителем признано МП «Комбинат школьного питания» с предложением по цене контракта — 606 648, 00.

Согласно обращению, МБОУ «СОШ № 21» в срок до 20.02.2012 должно было направить оператору электронной площадки проект договора. В связи с переименованием учебного учреждения и сменой директора электронная цифровая и право доступа на электронную площадку получено МБОУ «СОШ № 21» 30.03.2012, поэтому лишь 02.04.2012 оператору электронной площадки направлен проект договора и дополнительное соглашение к нему об изменении реквизитов МБОУ «СОШ № 21».

Прикрепленным файлом оказалось только дополнительное соглашение, так как прикреплялось последним. Заменить файл не было возможным, поскольку процедура подписания договора (контракта) была в тот же день заблокирована оператором электронной площадки. По той же причине МП «Комбинат школьного питания» не смогло направить протокол разногласий.

Представители учебного учреждения пояснили, что от исполнения своих обязательств не уклоняются и просили предоставить возможность заключить контракт.

Представители МП «Комбинат школьного питания» с доводами обращения согласились, считают, что действия заказчика были направлены на заключение договора (контракта), поскольку 20.02.2012 в адрес муниципального предприятия поступило письмо МБОУ «СОШ № 21» об отсутствии электронной цифровой подписи и невозможности своевременно подписать контракт. Тем же письмом в адрес муниципального предприятия направлен контракт на печатном виде, который был подписан и по нему с 21.02.2012 началось оказание услуг.

Кроме того, 03.04.2012 поступило письмо от МБОУ «СОШ № 21 о том, что дополнительное соглашение к контракту вместо основного контракта направлено ошибочно и учебное учреждение обратилось в Челябинское УФАС России.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия, пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 41.12 по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме, заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме которого в соответствии со статьей 41.11 Закона о размещении заказов признана соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.

Заказчик, уполномоченный орган в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона направляют оператору электронной площадки без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником открытого аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме (часть 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов).

В соответствии с частью 3 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения проекта контракта оператор электронной площадки направляет проект контракта без электронной цифровой подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт.

В течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов протокол разногласий (часть 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов).

Согласно части 4.1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, направленному в соответствии с положениями настоящей статьи, направляет протокол указанных разногласий, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, оператору электронной площадки. При этом участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме и заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме этого участника размещения заказа, с указанием соответствующих положений данных документов. В течение одного часа с момента получения протокола разногласий оператор электронной площадки направляет такой протокол разногласий заказчику, в уполномоченный орган.

Из материалов внеплановой проверки следует, что в соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 13.02.2012 победителем признано МП «Комбинат школьного питания».

Регламентированным сроком для направления проекта контракта заказчиком являлось 20 февраля 2012 года.

Согласно скриншотам, представленным сторонами, на электронной площадке имеется только дополнительное соглашение, проект контракта отсутствует.

Постановлением Главы Администрации Озерского городского округа Тарасова Е.В. от 26.12.2011 № 3796 в целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» МБОУ «СОШ № 21» предписано переименовать Муниципальное общеобразовательное учреждение Озерского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 21» в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21», утвердить устав МБОУ «СОШ № 21», руководителю МБОУ «СОШ № 21» Поповой С.В. В трехдневный срок со дня подписания постановления представить устав в новой редакции для государственной регистрации в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Озерску Челябинской области.

Согласно Распоряжению Главы Администрации Озерского городского округа Челябинской области Тарасова Е.В. от 26.12.2011 Шмидт Марина Александровна переведена на должность директора МБОУ СОШ № 21.

В соответствии с приказом Директора МБОУ «СОШ № 21» Конева Л.Н. (главный бухгалтер) и Шмидт М.А. назначены ответственными лицами, наделенными правами использования электронной цифровой подписи для работы на официальном сайте в сети «Интернет»

12 марта 2012 года МБОУ «СОШ № 21» направлена заявка на получение в Уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства сертификата ключа электронной цифровой подписи.

14 марта 2012 года учебному учреждению выдан сертификат ключа электронной цифровой подписи со сроком действия с 14.03.2012 по 14.06.2013.

Статья 17 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» предусматривает случаи, при наступлении которых удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа подписи, обязан аннулировать его, а именно:

- по истечении срока его действия;

- при утрате юридической силы сертификата соответствующих средств электронной цифровой подписи, используемых в информационных системах общего пользования;

- в случае, если удостоверяющему центру стало достоверно известно о прекращении действия документа, на основании которого оформлен сертификат ключа подписи;

- по заявлению в письменной форме владельца сертификата ключа подписи;

в иных установленных нормативными правовыми актами или соглашением сторон случаях.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» за Федеральным казначейством как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с 01.01.2011 закреплены полномочия по созданию совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации официального сайта; полномочия по обслуживанию сайта, в том числе по обеспечению бесперебойного функционирования Официального сайта; полномочия по выдаче представителям государственных и муниципальных организаций, а именно: заказчиков, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, специализированных организаций, органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и иных организаций, осуществляющих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом о размещении заказов, - сертификатов ключей электронно-цифровых подписей (далее - ЭЦП) для регистрации на официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, а также для целей размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Закона о размещении заказов; полномочия по развитию официального сайта в части функциональных доработок сайта в соответствии с функциональными требованиями и прочих доработок сайта.

- Согласно совместному Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства № 646 и 21-н от 14.12.2012 «Об утверждении положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» (далее - Положение) предусмотрены правила регистрации пользователей на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе правила обеспечения пользователей общероссийского официального сайта сертификатами ключей электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП), позволяющими работать на указанном общероссийском официальном сайте в рамках их полномочий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществлению контроля в сфере размещения заказов, обслуживанию общероссийского официального сайта или обеспечению проведения открытых аукционов в электронной форме, как часть процедуры регистрации пользователей на общероссийском официальном сайте.

Пункт 2.1 Положения устанавливает, что Обеспечение пользователей общероссийского официального сайта сертификатами ключей ЭЦП, позволяющими работать в рамках их полномочий на общероссийском официальном сайте (далее - ЭЦП ООС), размещение на общероссийском официальном сайте информации об организациях, имеющих право на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и/или осуществление контроля в сфере размещения заказов или обслуживание общероссийского официального сайта и обеспечение его функционирования осуществляются Федеральным казначейством и его территориальными органами.

Для получения уполномоченными лицами организации сертификатов ключей ЭЦП ООС соответствующая организация представляет в орган Федерального казначейства по месту нахождения организации сведения об организации на бумажном носителе в одном экземпляре с приложением на бумажном носителе карточки образцов подписей к лицевым счетам или при наличии технической возможности информационного обмена в электронном виде - в виде электронного документа с применением ЭЦП, используемой при обмене электронными документами с органами Федерального казначейства, руководителя организации (или иного уполномоченного лица).

Одновременно со сведениями об организации организация представляет в орган Федерального казначейства следующие подтверждающие документы:

1) копию учредительного документа (устава), заверенную в установленном порядке;

2) копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную в установленном порядке;

3) копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную в установленном порядке.

Пункт 3.1 Положения предусмотрены основания отзыва сертификата ЭЦП ООС и порядок приостановления действия, а именно:

1) при нарушении или подозрении на нарушение тайны ключа ЭЦП ООС;

2) при выходе из строя носителя ключевой информации;

3) при прекращении (изменении) полномочий пользователя общероссийского официального сайта, в том числе изменении фамилии, имени, отчества пользователя общероссийского официального сайта;

4) при изменении реквизитов организации по инициативе организации, вышестоящей организации или по инициативе органа Федерального казначейства, в том числе в случае реорганизации организации, изменения (аннулирования) полномочий организации в сфере размещения заказов.

Следует отметить, что Положением установлен порядок регистрации пользователей на официальном сайте и электронных площадках (раздел 4.1).

Для регистрации на общероссийском официальном сайте уполномоченное лицо организации после получения сертификата ключа ЭЦП ООС заполняет форму регистрации на общероссийском официальном сайте, при этом используя полученный сертификат ключа ЭЦП ООС.

После регистрации на общероссийском официальном сайте уполномоченное лицо организации с полномочием пользователя общероссийского официального сайта «должностное лицо с правом подписи контракта» получает доступ на общероссийский официальный сайт и на электронные площадки с правом подписания государственного или муниципального контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме, «должностное лицо с правом подписи копии контракта» получает доступ на общероссийский официальный сайт и на электронные площадки с правом подписания копии государственного или муниципального контракта, «специалист с правом направления проекта контракта участнику размещения заказа» получает доступ на общероссийский официальный сайт и на электронные площадки с правом направления проекта контракта участнику размещения заказа.

Из изложенного следует, что действия заказчика по смене ключа электронной цифровой подписи в связи с переименованием учреждения и сменой директора являются правомерными и соответствующими положениям действующего законодательства о размещении заказов.

Однако, заказчик должен был направить проект контракта участнику размещения заказа в установленный законом срок с учетом периода времени, затраченного на получение ЭЦП ООС. В нарушение части 2 статьи 41.12 Закона о размещении заказов действия заказчика, связанные с ненаправлением проекта договора (контракта) и прикреплением дополнительного соглашения к контракту, привели к невозможности направления участником размещения заказа протокола разногласий и исполнения обязанности подписания договора (контракта) в установленные законом сроки.

2. Комиссией Челябинского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено, что договор на организацию питания учащихся из малообеспеченных семей в муниципальном общеобразовательном учреждении Озерского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 21 (с правом предоставления в аренду помещений для организации и предоставления услуги)» заключен между МБОУ «СОШ № 21» и МП «Комбинат школьного питания» на бумажном носителе в письменной форме 20.02.2012.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.

Согласно статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Положения статьи 41.2 Закона о размещении заказов предусматривают, что весь документооборот при проведении открытых аукционов в электронной форме осуществляется в форме электронных документов.

Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени субъекта (часть 2 статьи 41.2 Закона о размещении заказов).

По результатам проведения электронного аукциона контракт должен заключаться в форме электронного документа. Иная форма заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (в том числе письменная форма на бумажном носителе) частью 1 статьи 41.12 Закона о размещении заказов не предусмотрена и, соответственно, не допускается.

Заказчик не вправе требовать от победителя открытого аукциона или лица, с которым в соответствии с положениями Закона о размещении заказов заключается контракт, подписания контракта в письменной форме. В соответствии со положениями статьи 168 ГК РФ контракт, заключенный по результатам электронного аукциона в письменной форме на бумажном носителе, является ничтожным.

Кроме того, часть 8 статьи 41.12 Закона о размещении заказов предусматривает, что контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

Заказчик в нарушением части 8 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заключил контракт ранее 10 дней с момента опубликования протокола подведения итогов.

Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной МП «Комбинат школьного питания», МБОУ «СОШ № 21», Администрацией Озерского городского округа Челябинской области, Комиссия на основании статьи 17 Закона о размещении заказов,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях заказчика нарушения частей 1, 2, 8 статьи 41.12 Закона о размещении заказов;

2. Выдать заказчику, победителю открытого аукциона в электронной форме, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Председатель Комиссии Е.Г. Семенова

Члены Комиссии Э.М. Султанова

К.А. Долгополова

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль