Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения

2002
Как у заказчиков, так и у участников размещения заказа накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили путаницы.

Автор: А.В. Ермакова, канд. юрид. наук, зам. руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС

Как у заказчиков, так и у участников размещения заказа накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили путаницы.

Подрядные договоры в бюджетной сфере

С 2011 г. законодательство Российской Федерации претерпело ряд изменений, касающихся заключения подрядных договоров в бюджетной сфере. Согласно поправкам Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ, с 1 января 2011 г. бюджетные учреждения больше не выступают государственными (муниципальными) заказчиками, а именуются просто заказчиками. Кроме того, отныне при размещении заказа бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры, а не государственные (муниципальные) контракты.

Государственные (муниципальные) контракты вправе заключать теперь только государственные (муниципальные) заказчики, а именно:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • казенные учреждения.

Нормы, изложенные в ст. 5 Закона № 94-ФЗ и ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), также предполагают возможность заключения гражданско-правовых договоров.

Бюджетные учреждения, находящиеся в 2011 г. в стадии реформирования и финансирующиеся по смете, стоит отнести к "иным получателям средств бюджета", т. е. к государственным (муниципальным) заказчикам, заключающим государственные (муниципальные) контракты.

Способ размещения заказа

С 2011 г. проведение открытых аукционов в электронной форме при размещении заказа стало обязательным для заказчиков всех уровней бюджета, а не только для федеральных заказчиков (ч. 4.2 ст. 10, ч. 40 ст. 65 Закона № 94-ФЗ). Это правило касается почти всех случаев размещения заказа в строительной сфере, за исключением предусмотренных ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. В случае размещения заказа на выполнение капитального ремонта или реконструкции на сумму до 500 тыс. руб. (например, если предполагается замена двух окон) не следует проводить запрос котировок, а необходимо провести открытый аукцион в электронной форме.

В совместном письме от 29.04.2008 Минэкономразвития России № 5683-АП/Д05, ФАС России № АЦ/10328 "О способах размещения заказов на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд" указано, что при закупках ремонтных работ на малые суммы допускается проведение запроса котировок. Однако это письмо прямо противоречит требованиям ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем размещение заказа на работы по выполнению текущего ремонта может быть осуществлено путем проведения запроса котировок. Проектные работы по-прежнему могут быть закуплены путем проведения конкурса.

Допуск к работам, влияющим на безопасность строительства

С 1 января 2011 г. изменились требования к свидетельствам о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность строительства, выдаваемым саморегулируемыми организациями в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ "О внесении изменений "БГ""" в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". При проведении торгов заказчики могут требовать от участников размещения заказа только допуски к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства, но не специальные допуски к видам работ. Затребование специальных допусков, по мнению ФАС России, изложенному в решениях от 26.10.2010 по делу № К-1041/10, от 02.12.2010 по делу № К-409/10, противоречит действующему законодательству.

Подобный подход связан с тем, что в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГСК РФ) выполнение строительных работ всегда предполагает деятельность по организации строительства, таким образом затребование свидетельства о допуске к работам по организации строительства обязательно во всех случаях размещения заказа на работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции. Исключения установлены в п. 2 приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 " Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капительного строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - приказ Минрегиона России № 624).

Аналогично в соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГСК РФ выполнение проектных работ всегда предполагает деятельность по организации подготовки проектной документации, т. е. затребование свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации обязательно во всех случаях размещения заказа на работы по капитальному ремонту, строительству и реконструкции. Исключения из этого правила также предусмотрены п. 2 приказа Минрегиона России № 624.

Поскольку указанные свидетельства о допуске компенсируют отсутствие любого другого свидетельства о допуске к выполнению строительных работ и проектированию, то можно сделать вывод, что для участия в торгах достаточно только свидетельства о допуске к работам по организации подго¬товки проектной документации (по организации строительства). В свидетельстве о допуске либо в сопровождающих их документах должны быть указаны сведения о предельной планируемой стоимости проектирования (строительства), разрешенной саморегулируемой организацией в соответствии с ч. 1.1 ст. 55.8 ГСК РФ.

Во многих случаях заказчики вообще не имеют права требовать от участников размещения заказа свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с п. 2 приказа Минрегиона России № 624.

Особенности заключения контрактов в строительной сфере

Контракты должны быть двусторонними: "заказчик-генподрядчик", "заказчик-проектировщик", "заказчик-лицо, выполняющие функции заказчика-застройщика". Практика заключения трехсторонних контрактов противоречит п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п. 2 ст. 763 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и положениям Закона № 94-ФЗ. Право привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков не может быть ограничено заказчиком ни в документации о торгах, ни в контракте. Такие попытки однозначно пресекаются ФАС России, хотя ни прямо, ни косвенно это не предусмотрено законодательством.


Во многих случаях заказчики вообще не имеют права требовать от участников размещения заказа свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с п. 2 приказа Минрегиона России № 624.


Контракт на выполнение строительных работ, заключаемый по итогам открытого аукциона в электронной форме, ничем не отличается от обычного контракта, но заключается в форме электронного документа. Как правило, заказчики и подрядчики стремятся дополнительно подписать еще и "бумажный" контракт, что не запрещено законом. При этом в текст контракта рекомендуется внести следующее уточнение:

"Настоящий контракт является экземпляром контракта, заключенного_ _г. в форме

электронного документа и подписанного электронными цифровыми подписями сторон контракта". Сложность для заказчика может состоять в том, что итоговую версию контракта готовит именно он и в течение 5 дней со дня размещения на сайте протокола подведения итогов аукциона передает победителю или иному лицу, с которым заключается контракт. При этом согласно ч. 2 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ, заказчику необходимо включить в контракт не только цену, но и сведения о товаре (товарных знаках и (или) конкретных показателях товара), указанных в заявке победителя или иного лица, с которым заключается контракт, например, сведения о материалах. Учитывая объемное техническое задание, которое обычно сопровождает строительные аукционы, заказчикам иногда в короткие сроки приходится выполнять большой объем работы по подготовке приложений к контрактам по итогам аукционов. Кстати, по общему правилу повторная экспертиза проектной документации в таких случаях не требуется. На это указано в п. 8 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль