Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства: проблемы и решения

10194
Как у заказчиков, так и у участников размещения за­каза накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Феде­ральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили пу­таницы.

Автор: А.В. Ермакова, канд. юрид. наук, зам. руководителя экспертно-консультационного цент­ра Института госзакупок РАГС

Как у заказчиков, так и у участников размещения за­каза накопилось немало вопросов на тему заключения контрактов в сфере строительства. Изменения в Феде­ральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу с 2011 г., только добавили пу­таницы.

Цена контракта

В соответствии с ч. 7.2 ст. 9 Закона 94-ФЗ при размещении заказа на выпол­нение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капиталь­ного строительства начальная (максимальная) цена государ­ственного (муниципального) контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение со­ответствующих лет планируе­мого периода исполнения кон­тракта. С учетом требований п. 1 ст. 743 ГК РФ цена строитель­ных работ определяется сметой.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Подготовка итоговой сметы строительства (ремонта) дол­жна осуществляться заказчи­ком по факту проведения торгов и не может быть возложена им на участников размещения за­каза при подаче заявок или при заключении контракта. Итого­вая смета (в составе проектной документации или в качестве самостоятельной сметы в случа­ях, когда подготовка проектной документации не производится) должна быть привязана к на­чальной (максимальной) цене контракта. Начальную цену кон­тракта Минрегион России не­однократно рекомендовал рас­считывать базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости.

Смета строительства (ремонта, реконструк­ции) должна быть готова у заказчика до прове­дения торгов на выполнение работ. До того как сметная стоимость строительства станет началь­ной ценой контракта в торгах, смета в составе проектной документации должна пройти госу­дарственную экспертизу, предусмотренную ст. 49 ГСК РФ, а также проверку достоверности смет­ной стоимости в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определе­ния сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финанси­руется с привлечением средств федерального бюджета".

По итогам торгов указанная смета одной строкой уменьша­ется на коэффициент сниже­ния начальной (максимальной) цены контракта к цене контрак­та, предложенной победителем в ходе их проведения. Анало­гичный подход содержится в совместном письме Минэко­номразвития России и ФАС России от 19.08.2009 № 13613-АП/Д05 "О разъяснении отдельных по­ложений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки това­ров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд". В дальнейшем этот коэффициент используется в акте о прием­ке выполненных работ (форма № КС-2), справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) и других необходимых документах.

Согласно письму Минэкономразвития России от 17.04.2008 № Д05-1378 заказчик не имеет пра­ва требовать от участников размещения заказа обоснования снижения стоимости строительства, а также снижать предусмотренный контрактом "размер оплаты подрядчику за выполненные ра­боты по причине несоответствия механизмов це­нообразования, используемых подрядчиком при формировании цены контракта и предъявляемых к оплате понесенных подрядчиком затрат требова­ниям, установленным в ведомственных норматив­ных документах".

Увеличение цены контрак­та возможно в очень редких случаях по решению органа власти на основании ч. 6.2 и ч. 6.3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, если контракт заключен на 3 и более года и цена контрак­та превышает максимальный порог.

В случае заключения контракта с лицом, приме­няющим упрощенную систему налогообложения, корректировка цены контракта производиться не должна. Заказчику следует приложить усилия к тому, чтобы подписать с таким победителем тор­гов соглашение об уменьшении цены контракта на сумму НДС. Если контрагент заказчика не согла­сен на уменьшение цены контракта, то последний не вправе уменьшить ее по собственному жела­нию. На это указано в письмах Минэкономразви­тия России от 15.10.2008 № Д05-4431, от 07.08.2008 № Д05-3198, от 27.06.2008 № Д05-2575.

В случае когда подрядный контракт заключается на 2 и более года, оплата выполнен­ных работ по каждому году не может превышать выделенных лимитов, поэтому Минфин России (например, в письме от 26.10.2008 № 02-03-0/3290) реко­мендует указывать в контракте предельные объемы финансиро­вания по каждому году строи­тельства (ремонта).

Изменение цены контракта в сторону увели­чения по общему правилу невозможно (ч. 5 ст. 9, ч. 7.2 ст. 9, ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ, ст. 7.32 КоАП РФ). При этом уменьшение цены контракта по соглашению сторон без изменения объема ра­бот возможно в любой момент согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.

Увеличение цены контракта возможно в очень редких случаях по решению органа власти на осно­вании ч. 6.2 и ч. 6.3 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, если кон­тракт заключен на 3 и более года и цена контракта превышает следующий максимальный порог:

  • 10 млрд руб. при размещении заказа для феде­ральных нужд;
  • 1 млрд руб. при размещения заказа для нужд субъектов РФ;
  • 0,5 млрд руб. при размещении заказа для муни­ципальных нужд.

В случае уменьшения ранее доведенных ли­митов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учрежде­нием бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им контрактов и иных договоров, казенное учреждение согласно п. 6 ст. 161 БК РФ должно обеспечить согласование новых условий по цене и количеству товаров (работ, услуг) госу­дарственных (муниципальных) контрактов, иных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Условия аванса

Установление аванса не является обязанностью заказчика. Заказчик вправе предусмотреть в про­екте контракта выплату аванса либо отказаться от него, указав, что оплата работ осуществляется по факту их выполнения после подписания актов по форме № КС-2 и предоставления справок по фор­ме № КС-3.

Если контракт будет заклю­чаться по итогам аукциона в электронной форме, то заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта в двух случаях:

  • если начальная (максималь­ная) цена контракта превышает 50 млн руб.;
  • если предполагается выплата аванса любого размера, независимо от начальной (макси­мальной) цены контракта.

В последнем случае размер обеспечения дол­жен быть не меньше размера аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения испол­нения контракта не может превышать его более чем на 20% и не может быть меньше аванса. Это же правило должно соблюдаться, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб.

Предельные размеры авансов ежегодно уста­навливаются на каждом уровне бюджетной си­стемы РФ и обычно не превышают 30%. На это указано, в частности, в п. 8 постановления Пра­вительства РФ от 31.12.2009 № 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".

Срок выполнения работ и срок действия контракта

Главное правило, установленное бюджетным законодательством для заказчиков - получателей бюджетных средств, состоит в том, что контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведен­ных лимитов бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 2 ст. 161 БК РФ).

Исключения предусмотрены п. 3 ст. 72 БК РФ. Так, в случае если предметом государственного (муниципального) контракта является выполне­ние работ, длительность производственного цик­ла выполнения которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми про­граммами на срок реализации указанных программ (проек­тов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного ор­гана государственной власти субъекта РФ, местной админи­страции, принимаемыми в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 978 "Об утверждении Правил принятия реше­ний о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом".

В то же время согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ договоры, заключаемые новыми ("реформирован­ными") бюджетными учреждениями, могут заклю­чаться на срок до 3 лет, а при наличии особых усло­вий и на больший срок. На срок более 3 лет могут заключаться гражданско-правовые договоры бюд­жетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструк­ции, реставрации, капитальному ремонту, обслу­живанию и эксплуатации объектов капитального строительства.

Если контракт будет заклю­чаться по итогам аукциона в электронной форме, то заказ­чик обязан установить обеспе­чение исполнения контракта.

Срок выполнения работ обычно не превышает срока действия контракта, но надо помнить, что:

  • гарантийные обязательства должны исполнять­ся и после окончания срока действия контракта;
  • окончание срока действия контракта по об­щему правилу не прекращает вытекающих из него обязательств (например, обязательств за­кончить работы, выполняемые с просрочкой, оплатить выполненные работы и др.);
  • окончание срока действия контракта не освобожда­ет стороны от ответственности за его нарушение.

Условие о сроке выполнения работ является су­щественным условием договора подряда. Договор строительного подряда считается незаключенным, если указанное условие в нем отсутствует, что сле­дует из информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 "Об­зор практики разрешения спо­ров по договору строительного подряда".

Если иное не установлено законом, иными правовыми ак­тами или не предусмотрено кон­трактом, то подрядчик несет от­ветственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сро­ков выполнения работ. Начальный, окончательный и промежуточные сроки выполнения работ могут определяться графиком производства работ, кален­дарным планом или иным приложением к контракту.

Срок выполнения работ не может быть увели­чен под угрозой административной ответственно­сти, предусмотренной ч. 2 ст. 7.32 КоАП РФ.

С учетом того, что заказчик никогда не может быть до конца уверен, когда именно будет заклю­чен контракт (к примеру, в случае возникновения сбоев на электронных площадках или разбира­тельств в ФАС России), не рекомендуется "привя­зывать" срок выполнения работ к конкретным ка­лендарным датам. Целесообразнее устанавливать его в днях с даты заключения контракта.

Ответственность за невыполнение контракта

В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустой­ки (штрафа, пеней). Согласно ч. 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмот­ренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки устанавливается самим заказчиком в контракте в размере не менее одной трехсотой дей­ствующей на день уплаты неустойки ставки рефи­нансирования Банка России.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по оплате выполненных работ под­рядчик вправе потребовать уплату неустойки. Такая неустойка начисляется за каждый день про­срочки исполнения обязательства, предусмотрен­ного контрактом, начиная со дня, следующего после дня ис­течения установленного конт­рактом срока исполнения обя­зательства, и устанавливает­ся в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинанси­рования Банка России. В соот­ветствии с ч. 9 ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказчик осво­бождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине подрядчика.

Ни в ч. 9, ни в ч. 11 ст. 9 Закона № 94-ФЗ не определено, из какой суммы должна быть рассчи­тана неустойка. Представляется, что расчет может осуществляться исходя из всей стоимости кон­тракта либо исходя из стоимости обязательства, исполнение которого просрочено. Понятно, что от этого будет сильно зависеть размер начисленной неустойки. Указанный вопрос должен быть четко сформулирован в проекте контракта, приклады­ваемом к документации о торгах или запросу коти­ровок. Очевидно, что интересам заказчиков боль­ше отвечает следующая формулировка: "...в случае просрочки исполнения подрядчиком любого из обязательств, предусмотренных настоящим кон­трактом, заказчик вправе потребовать от подряд­чика уплаты неустойки в размере У действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России от стоимости контракта за каж­дый день просрочки исполнения обязательства".

Окончание срока действия контракта по общему правилу не прекращает вытекающих из него обязательств (например, обяза­тельств закончить работы, выпол­няемые с просрочкой, оплатить выполненные работы и др.).

Следует помнить, что ранее суды придерживались позиции (она отражена, например, в ныне исключен­ном п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 № 9 "Обзор судебной практики при­менения законодательства о налоге на добавленную стоимость"), согласно которой неустойку следовало начислять на сумму обязательства за вычетом НДС/ Сегодня наметилась иная тенден­ция. Так, в определении ВАС РФ от 19.06.2009 № ВАС-5451/09 по делу № А50-6981/2008-Г-10 указа­но, что, исключая НДС из суммы задолженности, на которую на­числены проценты, суды необо­снованно исходили из того, что обязанность покупателя по уплате включенной в цену услуг суммы НДС является публично-право­вой обязанностью и к ней в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ не подлежат приме­нению положения ст. 395 ГК РФ.

Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков

выполнения работ. Начальный, окончательный и промежуточные сроки выполнения работ могут определяться графиком производства работ, календарным планом или иным приложением к контракту.

Предъявление претензий по качеству строительства

Согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ в случае обнаруже­ния недостатков в выполненных работах заказчик по своему выбору может потребовать от подрядчика:

  • безвозмездно устранить брак в работе в разум­ный срок;
  • уменьшить цену работы;
  • возместить свои расходы на устранение недо­статков, если такое право заказчика (самостоя­тельно устранить недостатки) предусмотрено договором.

В соответствии со ст. 756 ГК РФ предельный срок обнаружения дефектов составляет 5 лет и возможность его уменьшения законом не предусмотрена. Как указано в постановлении Пре­зидиума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12354/06 по делу № А56-32943/2005, по смыслу ст. 724

ГК РФ обязанность подряд­чика по устранению дефектов сохраняется и после истечения гарантийного срока, если он установлен менее предельного срока.

В завершение отметим, что заказчикам, желающим эффек­тивно расходовать бюджетные средства и быть защищенными от недобросовестных подрядчи­ков, необходимо максимум внимания уделять не только и не столько процедуре размещения зака­за, сколько детальной и тщательной проработке текстов технических заданий и проектов кон­трактов.

Анонсы будущих номеров

    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Рассылка



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль