Номенклатура товаров, работ, услуг: правильное применение

24118
До утверждения номенклатуры товаров, работ и услуг заказчики и контролирующие органы самостоятельно принимали решения об одноименности предмета заку­пок. Теперь искусственно дробить заказы стало невоз­можно: утверждение номенклатуры мотивирует заказ­чиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, проходящие в более короткие сроки.

Из этой статьи вы узнаете:

  • преимущества введения номенклатуры товаров;
  • когда необходимо утверждать номенклатуру;
  • группировка товаров по одноименности;
  • что необходимо учитывать при составлении номенклатуры.

До утверждения номенклатуры товаров, работ и услуг заказчики и контролирующие органы самостоятельно принимали решения об одноименности предмета заку­пок. Теперь искусственно дробить заказы стало невоз­можно: утверждение номенклатуры мотивирует заказ­чиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего открытые аукционы в электронной форме, проходящие в более короткие сроки.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

1 февраля 2011 г. вступила в силу номенклатура то­варов, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденная приказом Минэкономразви­тия России от 01.12.2010 № 601 в соответствии с требо­ваниями ч. 6.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ. Соглас­но данной норме федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (т. е. Мин­экономразвития России) утверж­дает номенклатуру товаров, ра­бот, услуг для нужд заказчиков в целях определения одноименно­сти товаров, работ, услуг в сле­дующих случаях:

  • при размещении заказа на по­ставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноимен­ных услуг путем проведения совместных торгов (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
  • для проверки наличия у участников размещения за­каза опыта выполнения ра­бот по строительству, рекон­струкции, капитальному ре­монту объекта капитального строительства (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа путем проведения запро­са котировок на поставку одноименных товаров, вы­полнение одноименных ра­бот, оказание одноименных услуг на сумму не более чем 500 тыс. руб. в течение одно­го квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ);
  • при размещении заказа на поставки одноименных това­ров, выполнение одноимен­ных работ, оказание одно­именных услуг в течение одного квартала на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

В пользу конкуренции

Введение номенклатуры позволяет сегодня из­бегать многих злоупотреблений. В течение 2010 г. в Закон № 94-ФЗ был внесен ряд поправок, целью которых было распространить применение про­цедуры открытого аукциона в электронной форме на заказчиков всех уровней.

Внесение указанных изменений позволило принять решения, направленные на сокращение использования заказчиками неэффективных форм размещения заказа, таких как запрос котировок и размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В связи с отсутствием на про­тяжении нескольких лет утвер­жденной номенклатуры товаров, работ, услуг (далее - номенкла­тура) заказчики умышленно из­бегали процедуры торгов путем дробления заказов и размеще­ния их у единственного постав­щика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 14 ч. 2 ст. 55 За­кона № 94-ФЗ. При этом отсутствие номенклатуры становилось причиной не только злоупотреблений со стороны заказчиков, но и субъективных оце­нок правильности принимаемых ими решений об одноименности товаров, работ, услуг со стороны контролирующих органов.

Это связано с тем, что до утверждения номен­клатуры заказчики и контролирующие органы са­мостоятельно принимали решения об одноименно­сти товаров, работ, услуг, основываясь на принципе схожести функциональных и технических характе­ристик товаров, работ, услуг и их взаимозаменяемо­сти. Поэтому заказчик мог, например, в нарушение требований закона искусственно раздробить заказ на поставку офисных столов, стульев и кресел, счи­тая данный товар технически и функционально не связанным между собой, не взаимозаменяемым и, соответственно, разноименным.

В связи с этим до утверждения номенклатуры около 86% всех закупок оформлялось договорами на сумму до 100 тыс. руб. И хотя в стоимостном выражении такие заказы составляли всего около 5% от общего количества проводимых закупок, их размещение у единственного поставщика пре­пятствовало развитию свободной конкуренции, поскольку многие предприниматели не могли по­лучить доступ к данному сегменту госзаказа.

Утверждение номенклатуры мотивирует за­казчиков применять конкурентные процедуры размещения заказа, прежде всего, открытые аук­ционы в электронной форме, которые проходят в более короткие сроки в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб. Так, согласно Закону № 94-ФЗ в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., заказчик вправе раз­местить извещение о прове­дении открытого аукциона в электронной форме на офици­альном сайте не менее чем за 7 дней до даты окончания пода­чи заявок (при цене контракта свыше 3 млн руб. - не менее чем за 20 дней). То есть сроки проведения так называемого короткого открытого аукциона в электронной форме совпада­ют со сроками проведения запроса котировок. При этом процедура короткого открытого аук­циона в электронной форме является более эф­фективной и прозрачной формой размещения заказа, чем запрос котировок.

Группировка по одноименности

Номенклатура не является документом, накла­дывающим ограничения на формирование лотов при проведении торгов.

В соответствии с Законом № 94-ФЗ докумен­тация о торгах не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, про­мышленные образцы, наименование места проис­хождения товара или наименование производи­теля, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Соответствующий запрет на уста­новление заказчиком требований, влекущих за собой ограничение количества участников разме­щения заказа, установлен также ч. 3 ст. 17 Закона "О защите конкуренции". Согласно указанной нор­ме запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав ло­тов продукции (товаров, работ, услуг), технологи­чески и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказа­ние которых являются предметом торгов.

Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков составлена с учетом всех позиций ОКДП.

При этом номенклатура не определяет виды товаров, работ, услуг, которые должны закупать заказчики для своих нужд, т. е. не является документом, обязы­вающим или запрещающим им размещать заказы на включен­ные в номенклатуру виды това­ров, работ, услуг.

Единственное назначение номенклатуры за­ключается в группировке товаров, работ, услуг по признаку одноименности и, таким образом, она призвана, прежде всего, исключить случаи зло­употребления со стороны заказчиков (в частно­сти, случаи необоснованного дробления заказов) и контролирующих органов.

Согласно Закону № 94-ФЗ под одноименными товарами, работами, услугами понимаются това­ры, работы, услуги, относящиеся к одной группе номенклатуры.

Номенклатура состоит из 158 групп това­ров, работ, услуг, каждая из которых, в свою очередь, включает от 1 до 12 кодов ОКДП. Следует отметить, что все коды ОКДП, отне­сенные к одной группе номенклатуры, включа­ют товары, работы, услуги, которые являются одноименными.

Например:

№ группы

Наименование группы номенклатуры

Код ОКДП

96

Аппаратура медицинская

3311000 9426000 9436000

Группа № 96 номенклатуры включает три кода ОКДП. Все товары, работы, услуги входящие в со­став кодов 3311000, 9426000, 9436000 ОКДП, в но­менклатуре относятся к одной группе "Аппаратура медицинская" и являются одноименными.

Следует отметить, что большая часть ко­дов, включенных в номенклатуру, имеет высо­кую иерархическую позицию (3311000, 1810000, 7300000). Учитывая структуру кодов ОКДП, код 3311000 включает низшие иерархические позиции, например такие как коды 3311010, 3311020, 3311030 и т. д., в которые в свою оче­редь входят еще более низ­кие иерархические позиции. Таким образом, все низшие иерархические позиции кода 3311000 также содержат това­ры, работы, услуги, которые в соответствии с номенклату­рой являются одноименными.

Отдельные группы номенкла­туры содержат коды ОКДП, со­провождающиеся словом "кроме".

Например:

№ группы

Наименование группы номенклатуры

Код ОКДП

3

Продукция растениеводства

0110000 (кроме 0112000, 0113000)

К группе № 3 "Продукция растениеводства" номенклатуры относятся товары, работы, услу­ги, входящие в код 0110000 ОКДП, за исклю­чением товаров, работ, услуг, которые включе­ны в коды 0112000, 0113000 ОКДП. Учитывая структуру кодов ОКДП, коды 0112000, 0113000 занимают низшую иерархическую позицию и входят в состав кода 0110000, однако в но­менклатуре товары, работы, услуги, относя­щиеся к кодам 0112000, 011300, вынесены в от­дельные группы.

Так, код 0112000 входит в состав группы № 1"Живые животные и продукция их разве­дения" номенклатуры, а код 011300 включен в группу № 19 "Фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей" номен­клатуры.

Пример

Необходимо отметить, что при определении одноименности работ с целью проверки наличия у участников размещения заказа опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, ка­питальному ремонту объекта капитального строительства следует учитывать ряд особенностей. Так, в соответствии с Законом № 94-ФЗ при размещении заказа на выполнение работ по строи­тельству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) со­ставляет 50 млн руб. и более, заказчик вправе установить участникам размещения заказа требо­вание выполнения ими работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенкла­турой.

Для этих целей работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капи­тального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, кио­сков, навесов и других подобных построек, включенные в группу № 158 номенклатуры, рекомен­дуется классифицировать в следующие подгруппы:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строи­тельства, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГСК РФ) к работам по особо опасным и технически сложным объектам;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объ­ектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При этом заказчики, уполномоченные органы, руководствуясь ГСК РФ, самостоятельно прини­мают решения по отнесению работ, входящих в группу № 158 номенклатуры, к указанным под­группам.

Некоторые заказчики разместили заказы и за­ключили контракты в соответствии с ч. 3 ст. 42 За­кона № 94-ФЗ либо договора в соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ еще до вступления в силу номенклатуры.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты граждан­ского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, действие номенклатуры не распространяется на отношения, возникшие до 1 февраля 2011 г.

В то же время начиная с этой даты заказчи­кам, размещающим заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ч. 3 ст. 42, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, при определении одноименности товаров, работ, услуг следует применять номенклатуру и учитывать уже закупленные в рамках данного квартала товары, работы, услуги в соответствии с указанными поло­жениями Закона № 94-ФЗ.

С момента вступления в силу номенклатуры прошло около трех месяцев. За это время в про­цессе применения номенклатуры у заказчиков сформировались определенные предложения, на­правленные на ее усовершенствование. Поэтому в настоящее время проводится анализ практики применения заказчиками номенклатуры с целью ее возможного усовершенствования.

Автор: К.М. Бурлаков, специалист-эксперт отдела регулирования государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэконом­развития Росси

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль