Реформа системы госзакупок: разработки и риски

3265
Региональный взгляд на проблему реформирования си­стемы госзакупок представляет Пермский край

Автор: С.Л. Глухова, начальник Управления государственных закупок министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края

Региональный взгляд на проблему реформирования си­стемы госзакупок представляет Пермский край.

Вопрос реформирования системы госзакупок на­ходится сегодня в центре внима­ния общества. Представляется, что новая система госзакупок должна обладать следующими характеристиками:

  • иметь реальный потенциал для внедрения в практику;
  • способствовать существен­ному повышению эффек­тивности размещения гос­заказа;
  • восприниматься обществом как рыночный, прозрачный и открытый механизм при­обретения общественных благ.

В этом смысле мы не сможем пойти по пути, при котором предпочтение будет отдано одной из существующих кон­цепций - Минэкономразвития России или ФАС России. Как заявил Президент РФ Дмит­рий Медведев, нужен "единый консолидированный документ". У каждой из предложенных концепций есть свои преиму­щества.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Концепция Минэкономразвития России

С нашей точки зрения, пре­имуществом концепции Минэко­номразвития России, предусмат­ривающей создание Федеральной контрактной системой (далее -ФКС), является ее системность. Между собой в единый техноло­гический цикл взаимоувязаны элементы, которые в настоящее время функционируют незави­симо друг от друга. Так, сегодня отдельно существуют прогноз закупок (поскольку результа­ты его разработки не являются источником информации при планировании закупок и до­стоверность прогнозирования у нас традиционно низкая) и непосредственное размеще­ние заказа.

Регулированию указанного этапа посвящен целый закон, за несоблюдение которого предусмотрена административ­ная ответственность. Благодаря принимаемым мерам коррупция на этапе размещения заказа практически побежде­на, однако излишняя концентрация внимания го­сударства на данном направлении создала условия для ее процветания на этапе планирования заку­пок. Технические задания нередко пишутся под конкретного поставщика, и на этапе приемки, ко­гда поставляется продукция, не отвечающая заяв­ленным требованиям, подписываются акты при­емки "недовыполненных" работ и "недооказанных" услуг. Создание ФКС, призванной вывести из тени, сделав публичными, все эти этапы и обозначить меру ответственности конкретного чиновника за полученный результат, является действительно революционным шагом.

Разнообразие процедур ФКС, учитывающих специфику закупаемой продукции, - несомненно, положительный момент, однако почва под плани­рующиеся изменения должна быть подготовлена. Если этого не сделать, то все усилия будут напрас­ны и результата не принесут.

Чрезвычайно важной в этой связи представляется нацелен­ность концепции ФКС на фор­мирование предпосылок для профессионализации сферы закупок и использование прин­ципов персонификации ответ­ственности. Цель модернизации существующей системы заключается в том, чтобы общество изменило свое отношение к системе гос­заказа, начав воспринимать заказчиков как про­фессионалов, которым оно как лучшим из лучших доверило выбрать самого надежного поставщика, способного удовлетворить государственные нуж­ды продукцией самого лучшего качества.

Концепция ФАС России

Концепция изменений в Закон № 94-ФЗ, разра­ботанная ФАС России, изначально имела более вы­сокий потенциал к внедрению. Она представляет собой систему оперативных, в некотором смысле даже реанимационных мер, и именно возможность ее быстрого внедрения стала основным преимуще­ством этой концепции.

Предложенные ФАС России упрощенная про­цедура расторжения контракта, обязанность упла­ты госпошлины за подачу жалоб, а также вклю­чение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим ли­цом позволили бы защитить систему госзакупок от дискредитирующих ее недобросовестных пред­принимателей.

Отмена процедуры запроса котировок и ее за­мена открытым аукционом в электронной форме, а также введение обязанности публичной защиты заказчиком своих бюджетных потребностей также несомненно будут способствовать повышению об­щественного доверия к госзакупкам.

Поправки к Закону № 94-ФЗ

Таким образом, положительные стороны обеих концепций очевидны, однако было бы слишком опасно радикальными нововведениями разрушать действующую ныне систему, ко­торая все же работает, несмотря на многочисленные нарекания со стороны специалистов госза­каза и общественности. Именно поэтому пакет очередных по­правок в Закон № 94-ФЗ, кото­рый в апреле с рекордной ско­ростью был принят Госдумой, Советом Федерации и подписан Президентом, инновационным назвать сложно. Скорее, это осто­рожный выход на тонкий весенний лед, пробный шар в сторону большей открытости этапов плани­рования и приемки результатов размещения госу­дарственного заказа.

С момента вступления в силу Закона № 79-ФЗ всех заказчиков, в т. ч. региональ­ных и муниципальных, коснется:

  • необходимость обоснования начальной (мак­симальной) цены контракта (лота) на основе данных государственной статистической от­четности, Официального сайта РФ для раз­мещения информации о размещении заказов, реестра контрактов, сведений о ценах произ­водителей, общедоступных результатов изуче­ния рынка, исследований рынка, проведенных по инициативе заказчика и иных источников информации.

Риск, связанный с исполнением данной нор­мы (помимо иных, уже широко обсуждавшихся рисков), может заключаться в возможном зло­употреблении заказчиком своим правом про­водить специальные исследования рынка для определения начальной цены контракта за бюджетные средства. Таким образом, испол­нение рассматриваемой нормы может стать причиной дополнительных бюджетных расхо­дов, а ответственность заказчика за форми­рование начальной (максимальной) цены кон­тракта будет переложена на бюджет;

  • право (или в ряде случаев обязанность) уста­навливать в конкурсной и аукционной доку­ментации требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара (работ, услуг), к обслужива­нию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обя­зательности осуществления монтажа и наладки обору­дования, к обучению лиц, использующих и обслужи­вающих товар. Вопрос га­рантий качества товара (работ, услуг) и учета эксплуатационных расходов давно требовал урегулирования, поскольку риск получить за минимальную цену недоброкачественный то­вар, который придет в негодность через месяц эксплуатации, до сих пор был слишком высок. Таким образом, данная норма может рассмат­риваться как шаг на пути к созданию системы сдерживающих факторов и противовесов в За­коне № 94-ФЗ;
  • возможность при исполнении контракта допу­скать поставку товара, качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными по сравнению с харак­теристиками, указанными в контракте.

Трудность в реализации данной нормы за­ключается в отсутствии единой универсаль­ной линейки, которой можно измерить каче­ство товара. Это представление субъективно, поскольку зависит от степени соответствия свойств товара ожиданиям потребителя. Необходимо учитывать, что субъективный подход делает проблему оценки качества очень сложной. Известно к тому же, что любой субъ­ективный фактор является поводом для зло­употреблений.

Важной новеллой Закона № 79-ФЗ является предоставление Правительству РФ полномо­чий по установлению особого порядка разме­щения заказов. В частности, Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам размещения заказа при размеще­нии заказа на поставки, выполнение, оказание соответственно определенных товаров, работ, услуг для федеральных, региональных или муни­ципальных нужд (в том случае, если источником финансового обеспечения указанных нужд полностью или частично слу­жат средства федерального бюджета или бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов).

Наиболее интересной является норма, ко­торой Правительство РФ наделяется правом включать в контракт так называемые встреч­ные требования, в т. ч. не связанные с предме­том контракта. Это, с одной стороны, позволит повысить социальную ответственность бизнеса, а с другой - увеличить степень доверия обще­ства к госзаказу. Таким образом, наконец начнет хотя бы отчасти использоваться скрытый по­тенциал, которым обладает госзаказ. При этом представляется целесообразным, чтобы меха­низм установления встречных требований по­сле его "обкатки" федеральным правительством стал доступен регионам.

Подводя итоги, отметим, что сфера госзакупок продолжает находиться в состоянии ожидания ин­новационного закона, который сможет вывести ее на качественно новый уровень. Пока же, к сожа­лению, бюджетные ресурсы скорее тратятся, чем вкладываются.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль