Конкурентные преимущества отечественных производителей в сфере госзакупок. Меры регулирования рынка

8150
В целях оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, пострадавших от кри­зиса 2008 г., Правительство РФ утвердило план действий, направленных на поддержку отечественных производи­телей. План действий в секторе государственных заку­пок не потерял своей актуальности и сегодня.

Автор: М.А. Андреева, главный специалист-эксперт отдела регулиро­вания государственных закупок Департамента развития конкуренции Минэкономразвития России

В целях оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, пострадавших от кри­зиса 2008 г., Правительство РФ утвердило план действий, направленных на поддержку отечественных производи­телей. План действий в секторе государственных заку­пок не потерял своей актуальности и сегодня.

При размещении заказов в отношении товаров, происходящих из иностранного государства, а также к работам и услугам, выполняемым ино­странными лицами, подлежит применению национальный ре­жим, если аналогичный установ­лен иностранным государством. Норма об этом содержится в ст. 13 ^ Закона № 94-ФЗ. В данной

статье прямо указано, что национальный режим преду­сматривает, что иностранные товары, работы и услуги допу­скаются для целей размещения заказов на поставки для госнужд на равных условиях с товарами российского происхождения. Исключения из правила могут быть установлены только между­народным договором Российской Федерации, Законом № 94-ФЗ (а именно ч. 3, 4 ст. 13) или ины­ми федеральными законами.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Преференции товарам рос­сийского происхождения могут предоставляться в двух случаях:

  • установления Правитель­ством РФ запретов и ограни­чений допуска товаров, про­исходящих из иностранного государства для целей разме­щения заказов на поставки для нужд обороны страны и безопасности государства;
  • установления приоритета то­варам российского происхо­ждения по отношению к то­варам, происходящим из ино­странного государства. Рассмотрим указанные случаи.

Преимущества российским поставщикам. Предыстория

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 94-ФЗ, Правительством РФ могут устанавливаться запре­ты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы ино­странных государств (работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами), для целей размещения заказов на поставки товаров (выпол­нение работ, оказание услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства.

Ранее, во исполнение требований данной нор­мы, было принято постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 369 "Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения зака­зов на поставки товаров, выполнение работ, оказа­ние услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление № 369).

Согласно указанному постановлению не допу­скалось приобретение для оборонных нужд им­портных товаров. Исключение составляли лишь случаи, когда производство аналогичных товаров в нашей стране отсутствовало или не соответство­вало требованиям заказчиков.

Таким образом, законодательство предусмат­ривало возможность установления условий допу­ска импортных товаров к закупкам для оборонных нужд, однако на практике этот механизм фактически не использовался. Так, не был утвержден порядок определения заказчиками наличия или отсутствия производства интересующих их товаров в России, а проведение экспертиз о соответствии выпускаемого отечественного оборудования требованиям заказ­чиков не было должным образом организовано.

В связи с этим по результатам заседания Пра­вительства РФ по вопросу недопущения при­обретения товаров (в части технологического оборудования), происходящих из иностранно­го государства, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд обороны страны и безопасности государства Минпромторгом России совместно с Минэкономразвития Рос­сии и Минобороны России было принято решение об издании нового постановления, которым будет предусмотрено, что определение государ­ственными заказчиками наличия или отсутствия производства в Российской Федерации товаров для нужд обороны страны и безопасности госу­дарства в части технологического оборудования будет осуществляться на основе утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 (далее - постановление № 372) перечня тех­нологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - перечень).

Предметом контрактов, заключаемых по резуль­татам конкурса или аукциона, на которых пре­доставляется приоритет российским товарам, в основном являлись:

  • пищевые продукты и напитки (код 1500000);

  • текстильные изделия (код 1700000);

  • одежда, мех и изделия из меха (код 1800000);

  • кожа и изделия из кожи, шорно-седельные из­делия, обувь (код 1900000);

  • продукция органического и неорганического синтеза (код 2400000);

  • машины и оборудование, не включенные в другие группировки (код 2900000);

  • аппаратура медицинская (код 3300000);

  • детали и принадлежности к автомобилям (код 3400000).

Указанный перечень является достаточной нормативно-правовой базой, подтверждающей отсутствие производства технологического обо­рудования в Российской Федерации для целей размещения заказов на поставки товаров для обо­ронных нужд в соответствии с постановлением № 369. При этом необходимо отметить, что поста­новлением № 372 предусмотрена процедура внесе­ния изменений в упомянутый перечень.

В этой связи следует иметь в виду, что в случае, если оборудование поименовано в перечне, госу­дарственный заказчик вправе не устанавливать требования к происхождению продукции. А в слу­чае, если предполагаемое к закупке оборудование не указано в перечне, государственным заказчи­ком должно быть установлено требование о том, что приобретается только отечественное оборудо­вание.

В случае если оборудование в перечне отсутству­ет, но, по мнению заказчика, отечественное обо­рудование с необходимыми характеристиками не производится или не соответствует требованиям за­казчика, то по его заявлению с представлением обос­новывающей документации, состав которой разра­батывается и утверждается дополнительно, должна быть проведена экспертиза возможности закупки иностранного технологического оборудования. Раз­работку порядка проведения такой экспертизы и ее проведение предлагается поручить Минпромторгу России, осуществляющему функции по норматив­но-правовому регулированию в сфере промышлен­ного и оборонно-промышленного комплексов.

Разработка порядка проведения экспертизы товаров, производство которых отсутствует в Рос­сийской Федерации, и ее проведение также пору­чена Минпромторгу России, как федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление функций по выработке государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборон­но-промышленного комплексов, а также в области внешней и внутренней торговли.

Во избежание срыва сроков выполнения обо­ронного заказа при невозможности поставки рос­сийского технологического оборудования в сроки, предусмотренные программами технического пе­ревооружения предприятий оборонно-промыш­ленного комплекса, в случае отсутствия такого оборудования в перечне в виду уникальности его технических характеристик Минпромторг России может выдать разрешение на проведение закупки иностранного технологического оборудования.

В связи с изложенным издано новое постанов­ление Правительства РФ от 07.02.2011 № 56 "Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государ­ства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностран­ными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление № 56), ко­торое содержит ссылку на постановление № 372 и обеспечивает подготовку нормативноправовой базы для обязательного соблюдения заказчиками технологического оборудования требований по не­допущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Реализация данных предложений позволит обеспечить контроль за расходованием бюджет­ных средств при размещении заказов на поставку товаров для нужд обороны страны и безопасности государства (в части технологического оборудо­вания), повысить эффективность закупок техно­логического оборудования предприятиями обо­ронно-промышленного комплекса и обеспечить приоритет закупок отечественной продукции при условии ее соответствия зарубежным аналогам по цене и качеству.

Следует отметить, что до принятия постанов­ления № 56 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим размещение заказа на по­ставку товаров для нужд обороны и безопасности, было рекомендовано до объявления торгов на постав­ку таких товаров обращаться в Минпромторг России для проведения экспертизы о наличии или отсутствии производства соответствующих товаров в России, а Рособоронзаказу как уполномоченному феде­ральному органу исполнительной власти, осу­ществляющему контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных нужд по гособоронному заказу, при проведении контрольных проверок обращать особое внима­ние на недопустимость приобретения товаров (в части технологического оборудования), происхо­дящих из иностранного государства, для нужд обо­роны страны и безопасности государства в случае, если по заключению Минпромторга России на тер­ритории Российской Федерации производятся ана­логичные товары.

Таким образом, в России создана нормативно-правовая база, необходимая для обязательного со­блюдения заказчиками технологического оборудо­вания требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль