Трансформация законодательства о госзакупках: варианты и предложения

2803
В органах власти и бизнес-сообществе активно обсу­ждается проблема совершенствования законодатель­ства о государственных закупках. Варианты реформы, предложенные Минэкономразвития России и ФАС Рос­сии, сравнивает профессор кафедры предприниматель­ского права МГЮА Любовь Андреева.

Автор: Л.В. Андреева, д-р юрид. наук, проф. кафедры предпринимательского права МГЮА имени О.Е. Кутафина

В органах власти и бизнес-сообществе активно обсу­ждается проблема совершенствования законодатель­ства о государственных закупках. Варианты реформы, предложенные Минэкономразвития России и ФАС Рос­сии, сравнивает профессор кафедры предприниматель­ского права МГЮА Любовь Андреева.

Минэкономразвития Рос­сии разработало проект закона "О федеральной контракт­ной системе", в основе которого лежит концепция создания фе­деральной контрактной системы (ФКС), понимаемая как совокуп­ность норм и правил, обеспечи­вающих единый цикл организа­ции закупок для удовлетворения государственных (муниципаль­ных) нужд. Основными обяза­тельными этапами закупочного цикла должны стать:

  • прогнозирование закупок то­варов работ и услуг для госу­дарственных (муниципаль­ных) нужд;
  • формирование государствен­ными (муниципальными) за­казчиками планов закупок;
  • размещение заказов на по­ставку товаров, работ и услуг;
  • исполнение и мониторинг контрактов;
  • приемка и анализ результа­тов исполнения контрактов в целях планирования буду­щих закупок.
Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Задача создания федераль­ной контрактной системы была поставлена Правительством РФ в Программе по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р. Необходимость фор­мирования федеральной кон­трактной системы не вызывает сомнений. Ее создание позволит обеспечить системный подход к регулированию всего цикла государственных закупок. Од­нако решение данной задачи требует тщательной подготовки. В представленной Минэконом­развития России концепции лишь констатируется факт необ­ходимости создания федераль­ной контрактной системы, но не разработана си­стема мер по ее организации.

В законопроекте не определено, какую из мо­делей контрактной системы следует использовать в нашей стране - централизованную, децентрали­зованную или смешанную. Есть только ссылка на опыт применения контрактной системы в некото­рых странах.

Одной рукой пишем, другой - зачеркиваем

Требования к ФКС предлагается предусмот­реть в одном законе. Этот вариант не учиты­вает юридико-техническую сторону пробле­мы, поскольку в таком случае помимо Закона № 94-ФЗ придется отменить и другие специаль­ные федеральные законы: от 13.12.1994 № 60-ФЗ "О поставках продук­ции для федеральных государственных нужд" (далее - Закон № 60-ФЗ), от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27.12.1995 № 213-ФЗ "О государственном обо­ронном заказе", от 02.12.1994 № 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяй­ственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд". Концентрация всех правил, касающихся различных этапов осущест­вления государственных закупок, относящихся к различным отраслям законодательства, в одном законе нецелесообразна. Причем отменять при­дется не только специальные законы; изменения необходимо будет вносить также в Бюджетный и Гражданский кодексы РФ.

Как представляется, отмене подлежит прежде всего Закон № 60-ФЗ, устанавливающий общие правовые и экономические принципы, а также по­рядок формирования и исполнения на контракт­ной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ и услуг. К настоящему времени он в значи­тельной степени устарел и не соответствует изменившемуся с 1994 г. законодательству различных отраслей, регулирующему отношения в сфере гос­закупок.

Нельзя согласиться с выводом Минэконом­развития России о том, что антикоррупционный потенциал Закона № 94-ФЗ полностью исчерпан и поэтому его необходимо отменить. Практика применения этого закона выявила ряд недостат­ков, однако в этот закон, как и в любой другой, регулярно вносятся изменения и дополнения, на­правленные на их устранение. Так, последние из­менения в Закон № 94-ФЗ были внесены в апреле Законом № 79-ФЗ.

Конечно, такие "точечные" изменения Закона № 94-ФЗ не способствуют обеспечению стабиль­ности законодательства в сфере государственных закупок, поэтому насущной проблемой сегодня яв­ляется обобщение правоприменительной практи­ки, выявление всех недостатков и пробелов закона о госзакуп­ках с целью единовременного внесения в него максимально полного "пакета" изменений и дополнений.

Несмотря на все свои недо­статки, Закон № 94-ФЗ носит прогрессивный характер с точ­ки зрения развития конкурентных отношений. По ряду положений, в частности касающихся про­ведения электронного аукциона, даже опередил соответствующие законы в зарубежных странах.

Полумеры лучше отсутствия мер

С большинством изменений и дополнений в За­кон № 94-ФЗ, предлагаемых ФАС России*, можно согласиться. Так, с целью квалифицированного со­ставления проектов государственных контрактов по стандартным товарам ФАС России предлагает возложить на федеральные министерства обязан­ность по разработке типовых форм контрактов, в которых должны быть отражены инновацион­ные требования. Также представляется необходимым включать в типовые контракты требования по энергосбережению в отношении соответствующих видов товаров в соответствии с положениями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Фе­дерации". Поддержки заслужива­ет и предложение об установле­нии госпошлины за подачу жало­бы в антимонопольный орган.

Некоторые из предлагаемых ФАС России мер по совершенствованию Закона № 94-ФЗ уже под­держаны законодателем и отражены в Законе № 79-ФЗ. Это касается порядка формирования и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, повышения профессионализма испол­нителей заказов и др.

В целом Закон № 79-ФЗ значительно расширяет права Правительства РФ. Так, Правительство РФ получило право определять особенности разме­щения конкретного заказа для федеральных нужд и решать вопрос о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполне­ния, в т. ч. не связанных с предметом контракта.

По-видимому, в данном случае речь идет о крупнейших и имеющих большое значение для экономики страны заказах. Установлен и порядок принятия Правительством РФ соответствующего решения.

Также Правительство РФ теперь вправе устанавливать порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов в отношении отдельных видов товаров, работ и услуг, в т. ч. определять закрытый перечень источников информации о ценах.

С прицелом на будущее

Надо признать, что внесенные в закон о госза­купках поправки не решили всех проблем в сфере размещения заказов. К примеру, в законе необос­нованно занижено значение качества поставля­емых товаров (работ, услуг) по сравнению с ценой.

Так, в соответствии с Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 722, значимость ка­чественных показателей товара не должна превышать 20%, тогда как значимость критерия "цена контракта" не может быть менее 35%. Между тем одна из основ­ных целей государственных закупок, а именно эко­номия бюджетных средств, не должна достигаться в ущерб качеству закупаемых государством това­ров. В связи с этим требования о высоком качестве товаров, работ и услуг должны быть обязательно отражены в типовых контрактах. В целях оценки представляемых конкурсных заявок по сложному оборудованию целесообразно установить в зако­не право заказчика привлекать соответствующих специалистов-экспертов.

Также в связи с переходом к среднесрочному бюджетному планированию необходимо преду­смотреть возможность заключения на долгосроч­ный период всех видов контрактов с длительным сроком изготовления товаров, проведения работ или оказания услуг.

Кроме того, следует уточ­нить предложение ФАС России о включении в реестр недоб­росовестных поставщиков не только сведений о недобросовестном участнике размещения заказа - юридическом лице, но и о фи­зическом лице, осуществляющим управление со­ответствующим юридическим лицом. Представ­ляется целесообразным включать в указанный реестр сведения об учредителях такого юридиче­ского лица, а также о лицах, входящих в руково­дящие органы управления (наблюдательный совет, совет директоров) в соответствии с организацион­но-правовой формой юридического лица.

Заслуживает поддержки предложение о введении уголовной ответственности за преступления в сфере государственных закупок и необходимости разработки соответствующих составов преступлений. Введение процедуры дисквалификации должностных лиц заказчиков возможно при включении функций по размещению заказов в их должностные обязанности. Также следует учесть, что заказчики вправе передать функции по размещению заказов уполномоченному органу, следовательно, указанная мера административной ответственности должна распространяться и на должностных лиц уполномоченных органов.

Известно, что применение нормы ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, согласно которой расторжение контракта допускается исключительно по согла­шению сторон или по решению суда по основа­ниям, предусмотренным гражданским законода­тельством, затруднительно в случае нарушения договорных обязательств поставщиком (подряд­чиком, исполнителем). Проблемы связаны с дли­тельностью рассмотрения судебных споров, со­знательным затягиванием процесса со стороны недобросовестного участника размещения заказа и невозможностью заключить контракт на остав­шийся объем товаров (работ, услуг) с участником, заявка которого заняла "второе место", до приня­тия судебного решения. Однако предложенная ФАС России административная процедура рас­смотрения споров по расторжению контрактов не может быть применена на практике, хотя данная идея и привлекательна с точки зрения сокращения сроков рассмотрения указанных споров.

Государственные (муниципальные) контракты имеют гражданско-правовую природу, правила о них включены в ГК РФ и соответственно к ним должны применяться нормы названного Кодекса о расторжении и изменении договоров. Вместе с тем ч. 2 ст. 450 ГК РФ предусматривает расторжение договора при существенном нарушении его положений другой стороной только по решению суда. Выход из создавшейся ситуации видится в установлении в Законе № 94-ФЗ специальной нормы о праве заказчика на одностороннее расторжение контракта при существенном нарушении его условий поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Опасения, что установление такого правила приведет к произволу заказчиков, безосновательны, поскольку эти категории лиц – поставщики, подрядчики и исполнители – по закону вправе защищать свои права.

Подводя итог, следует отметить, что совершен­ствование норм Закона № 94-ФЗ не препятствует решению глобальной задачи формирования феде­ральной контрактной системы, поскольку разме­щение заказов является одним из ее элементов.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль