"Вперед в прошлое"

2424
Уже несколько месяцев ведутся ожесточенные дискуссии в отношении законодательства о госзакупках. Обсуждение перспектив Закона № 94-ФЗ по общественному резонансу едва не сравнялось с накалом страстей вокруг нового об­разовательного стандарта. О том, что движет противника­ми этого закона и почему они получают "зеленый свет" на лоббирование принятия Федеральной контрактной си­стемы, в интервью журналу "Госзакупки.ру" рассказал генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан" Яков Геллер.

Автор: Я.В. Геллер, генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан"

Уже несколько месяцев ведутся ожесточенные дискуссии в отношении законодательства о госзакупках. Обсуждение перспектив Закона № 94-ФЗ по общественному резонансу едва не сравнялось с накалом страстей вокруг нового об­разовательного стандарта. О том, что движет противника­ми этого закона и почему они получают "зеленый свет" на лоббирование принятия Федеральной контрактной си­стемы, в интервью журналу "Госзакупки.ру" рассказал генеральный директор ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональ­ным связям Республики Татарстан" Яков Геллер.

- Прежде всего, Яков Вениаминович, разрешите поздравить вас с присвоением звания "Почет­ный работник антимонопольных органов Рос­сии"!

- Спасибо! Это событие было таким же радост­ным, как и неожиданным. Во время июньского заседания Координационного совета по развитию конкуренции при Федеральной антимонопольной службе вдруг прозвучала моя фамилия, и я с удив­лением понял, что это награждают меня. В приказе руководителя ФАС России написано: "За большой личный вклад в развитие конкуренции". Приятно, конечно.

- Это же не первая ваша награда?

- Не первая. И вот что интересно: я 26 лет проработал в жилищном хозяйстве и имею зва­ние "Почетный работник ЖКХ России". А теперь у меня высшая ведомственная награда по нынеш­ней работе. Приятно.

- Но вы же понимаете, за что, собственно, вас на­градили...

- Могу только предположить, что за настой­чивое пропагандирование конкурентности, в т. ч. и в госзакупках. Я действительно разделяю точ­ку зрения тех, кто говорит, что у нашей страны осталось не так много способов и инструментов, чтобы "догнать и перегнать". И в первую очередь (а может быть, главным образом) под этим под­разумеваются конкуренция и равнодоступность. Не может быть развития за счет распределения на всех бюджетных уровнях бюджетных же средств среди своих "квалифицированных" поставщиков продукции. Это путь в никуда. Отсюда идут и на­стойчивые предложения о конкурентных закуп­ках, о гласности проведенных сделок. Отсюда же и любимый лозунг: "Нет контролера лучше, чем оби­женный конкурент". Отсюда и знаменитый Закон № 94-ФЗ.

Я вообще считаю, что Закон № 94-ФЗ задолго до провозглашения Президентом РФ Д.А. Мед­ведевым курса на модернизацию эту самую мо­дернизацию пытался устроить, но столкнулся с обычным сопроматом - сопротивлением материа­лов, причем на всех уровнях. Столько небылиц, сколько я наслушался за годы существования это­го Закона, даже в Продо­вольственной программе КПСС не было. И все с одной целью: отменить за­кон. Оно и понятно: кому хочется на всю страну пуб­ликовать намерения о за­купках "золотых ершиков", белых Ауди и многомиллионных круизах? Кому охота попадать под гласность даже в нашем нелю­бопытном обществе? Ведь, собственно, что сделал Алексей Навальный? Он начал перепечатывать с действующего Общероссийского официального сайта о размещении заказов абсолютно публичную информацию об интересных, с точки зрения опти­мальности, закупках. То есть пока эта информа­ция "пылилась" на сайте (хотя и в общем доступе), она мало кого интересовала. Если только силови­ков или Счетную палату. А стоило А. Навальному сконцентрировать внимание на подозрительности закупки, подозрительности по нереальности сро­ков поставки, по необходимости и адекватности приобретаемой продукции, по использованию бюджетных средств на себя, любимого, как сразу стал популярным. Но в принципе Навальный де­лает то, до чего руки не дошли у идеологов зако­на - популяризирует достоинства Закона № 94-ФЗ. Для страны, для народа, для нашего будущего до­стоинства.

- Тем не менее критика Закона № 94-ФЗ идет со всех сторон: и артисты, и врачи, и строители, и дорожники - все круглосуточно его критику­ют. Даже президент дал поручение поправить Закон № 94-ФЗ, особенно в отношении элек­тронных торгов, аргументируя это тем, что на аукционе дешево можно купить только плохую продукцию.

- Я же говорю: небылиц о нем очень много, и они еще будут... На аукционе покупают ту продук­цию, которая описана в заказе, и никакую другую. Если на аукцион выставлен лот "Строительство объекта", то этот объект должны построить по утвержденному проекту. Если это проект клу­ба, то подрядчики не могут построить коровник или мост... Ничего другого, кроме проектного решения... Вот контроль качества строительства, приемка скрытых работ, согласование продолжения операций и другие тонкости – это дело самого заказчика либо нанятого им технического надзора.

Другое дело - то, что многие заказчики привык­ли отдавать эту функцию на самоконтроль под­рядчику, а тот - на самоконтроль субподрядчику и т. д. со всеми вытекающими последствиями. Но здесь не Закон № 94-ФЗ виноват и не электрон­ные торги - здесь дело в образе мышления, в при­вычках и обрядах, перешедших со времен развитого социализма, в организации строительной отрас­ли в частности. Можно подумать, что до Закона № 94-ФЗ дороги строились исключительно качест­венно, а после его принятия - ухудшились! Ерун­да! Это вопрос монополии. В каждом "букваре" по экономике написано: монополия есть причина плохого качества и высоких стоимостей. А в той же стройке с ее архаичным индексным ценообразова­нием оптимальную цену при соблюдении проект­ных решений можно получить только на равнодо­ступном аукционе.

Вот вы говорили про награды. Кроме зва­ний "Почетный работник ЖКХ России", "Заслу­женный работник ЖКХ Республики Татарстан", мне еще присвоено звание "Почетный гражданин города Набережные Челны". Так вот, эти награ­ды я получил за то, что организация, в которой я имел честь работать, 26 лет "лечила" жилые дома и другие строительные объекты. То есть после сда­чи в эксплуатацию дома, которые строили лучшие строительные предприятия страны (лозунг такой был – “КамАЗ строит вся страна”), нужно было устранять строительный брак. Между количеством орденов на знамени предприятия и качеством продукции нет никакой связи, а есть совершенно другие взаимосвязи.

И в первую очередь это конкуренция, когда в затылок дышат конкуренты, готовые выполнить проектное решение за счет уменьшения накладных расходов (включая откаты – это слово, кстати, все чаще пишут без кавычек), за счет конкурентных закупок материалов, за счет оптимизации собственных непрофильных активов и т. д. Заметьте – не за счет замены материалов и конструктивов на менее надежные (этого не допустят проект и контроль заказчика), а за счет оптимизации расходов, в первую очередь – за счет конкурентных закупок продукции, необходимой для выполнения контракта. Качество определяет проект и надзор, а не способ размещения заказа.

- Но ведь разработчики Федеральной контракт­ной системы заявляют, что эта система должна обеспечить повышение качества госзакупок, что потенциал Закона № 94-ФЗ исчерпан и что заказ­чик будет сам определять, каким способом заку­пать.

- Вот-вот... Вековая мечта каждого чиновника - самому решать, у кого и по какой цене купить. Только потом президенту докладывают, что при закупке томографов "спилили" триллион рублей. Это кто сделал? Операторы площадок? Или те, кто хотел бы поучаствовать в честных торгах? Разве не очевидно, что если этот триллион “спилили”, то это можно сделать только на пару, когда заказчик создает условия, выбрав способ закупки, который позволит отдать победу “проверенному и квалифицированному” поставщику (и этот способ – не электронный аукцион), а “квалифицированный” поставщик выигрывает при любых условиях и по любой цене.

Электронные аукционы обязательны только полгода, а уже столько грязи на них вылили. Хотя еще не все закупки проводятся через них. Многие крупные заказы сегодня пока еще не размещают в ожидании и под обещания отмены такого способа.

И вы слышите из всех СМИ, сколько проводников у затеи отменить электронные аукционы. И здесь ни президент, ни премьер-министр, которые однозначно поддерживают электронные торги, понимая эффективность такого инструмента, не являются преградой. Сейчас, пользуясь любым случаем, говоруны высшим руководителям рассказывают небылицы про Закон № 94-ФЗ. При этом, заметьте, – без дискуссии. Собирают круг единомышленников и начинают носить ведро воды по лестнице, выливать его в бочку и ждать, пока стечет, чтобы повторить операцию.

Помните контору "Рога и копыта"? Вот проходят слушания в Госдуме – мне слово не дают. Проходит заседание Торгово-промышленной палаты – мне опять слово не дают, собирают “международный форум” – даже нет заочной дискуссии. Все одни и те же несколько лиц.

А если говорить о контрактной системе, то она, конечно, нужна. Планирование необходимо, управ­ление контрактом нужно. Кто подписывает те же скрытые работы на стройке? А кто согласовывает применяемые материалы по действующей цене? Нужно утверждение потребностей закупок в рам­ках выполнения программных задач. Мы все время путаем термины. Есть госзаказ, например "Здоровье нации". Есть критерии, например "Возраст смерт­ности". А есть закупки для государственных нужд, т. е. приобретение того, что нужно, чтобы выполнить установленный госзаказ: закупка томографов или строительство центра геронтологии. И эти закупки должны быть спланированы при утверждении про­граммы госзаказа. Должен быть перечень продук­ции, которую будут закупать. И принцип "чего нет в плане" не может размещаться на сайте. Тогда никто не сможет без соответствующей санкции Минфина России разместить заказ на золотые часы с бриллиан­тами за бюджетные деньги. Вот такую мы ждем кон­трактную систему. А нам предлагают отменить Закон № 94-ФЗ, вернуться к отбору заказчиком исполните­лей по своему усмотрению и назвать это контракт­ной системой.

– Тем не менее Министр экономического развития РФ Э.С. Набиуллина говорит, что Закон № 94-ФЗ отменять самоубийственно…

– Я читал, что она сказала. Но посмотрите недавнее интервью заместителя Министра экономического развития РФ А.Е. Лихачева. Он прямо говорит обратное, в т. ч. о цене как о главном критерии. Это на каком уровне уже рассказывают небылицы? Или действительно в министерстве образовались разные партии? А прочтите название семинаров, которые проводит Институт госзакупок: "ФКС вместо Закона о госзакупках". Лидером группы по созданию ФКС, вернее, по отмене Закона № 94-ФЗ, является И.В. Кузнецова. Мне, кстати, и приглашение пришло за небольшие деньги принять на нем участие.

Вот посмотрите на состав команды – двигателей ФКС и на состав команды противников отмены Закона № 94-ФЗ. Не смогло объединение бизнесменов, проигравшее отбор площадок в семи судах, отменить результаты отбора, так теперь они лоббируют ФКС как отмену Закона № 94-ФЗ и им дают слово на собраниях в Думе. Строители, вдруг понявшие, что рынок может переделиться, – и они лоббируют ФКС, а им дают слово на собрании в ТПП. Обучающим центрам, которые раньше имели монополию на обучение правилам проведения открытых конкурсов и которые остались без работы потому, что на каждой площадке опубликованы инструкции пользователей, и учить принципиально нечему. Они лоббируют ФКС и возможность возврата сертификации заказчиков с выдачей аттестата. А фон им, нужно признать, удалось создать мощный. Что неудивительно, учитывая, скольким людям электронные аукционы - как гость в гор­ле. Вот не странно ли, что в команде противников действующего Закона № 94-ФЗ нет ни одного пред­ставителя другой команды из тех, кто за равнодо­ступность, за конкуренцию результатов, а не по­тенций, за конкуренцию качества, а не количества тракторов на базе, за модернизацию экономики, а не за потакание клановым интересам? Почему так? Никто не задумывался? Почему того же На­вального не включили в группу для обсуждения, или меня, или В. Дегтева, или А. Емельянова? Мы ведь тоже кое-что понимаем в госзаказе. Нет отве­та? Есть, конечно.

- Говорят, что многие аукционы проходят с ми­нимумом участников. Это действительно так?

- Да. Это правда. Более того, много аукционов, где вообще нет участников. Я не раз говорил, что электронные торги - это градусник. Этот градус­ник, в частности, показывает, что в стране нет биз­неса, способного отреагировать на спрос. Но это тоже не вина Закона № 94-ФЗ. Это экономика та­кая. На пяти площадках уже аккредитованы сотни тысяч участников. И каждый день их число растет. В людях начала просыпаться вера, что можно без связей и взяток получить заказ, что можно обжа­ловать действия нечестных заказчиков и за пять дней получить результат. Это и пугает тех, кто сгруппировался под флагом ФКС как инструмента отмены Закона № 94-ФЗ.

Тенденция важнее фактов. Это все понимают. Так, М. Борщевский, выступая в радиопередаче, привел как аргумент движения руководства России против коррупции введение электронных торгов. И пояснил, как тяжело это проходит, потому что люди теряют бизнес. И в тот же день выступил за­меститель Министра экономического развития РФ и пояснил, почему нужно отменить электронные торги. Впрочем, после выступления М. Борщевского можно и не пояснять. И так все понятно. Стыдно только. За державу обидно. Но мы надеемся на тен­денцию продолжения дороги развития и адвокатирования конкуренции. Иначе - "вперед в прошлое"!

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам.Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль