Решение по делу № 386мз-14

1382
Решение по делу № 386мз-14 от 30.12.2014 г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

Матвеев Д.С.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Плоскова Р.П. (доверенность от 26.05.2014 № 59/14), Сивцова О.В. (доверенность от 28.11.2014);

Заказчика: Каланчиной М.В. (доверенность от 17.07.2014 № 002-38/724), Белозеровой Н.В. (доверенность от 28.10.2013 № 002-38/1408); Плюснина В.Н. (слушатель).

УСТАНОВИЛА:

23 декабря 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "АрхангельскНефтеГазМонтаж" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии, созданной заказчиком - Службой заместителя мэра города по городскому хозяйству (далее – аукционной комиссии), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" в 2015 году (извещение № 0124300014214000129).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия аукционной комиссии в связи с отказом в принятии банковской гарантии ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж», являющейся обеспечением для заключения муниципального контракта на выполнение работ по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" в 2015 году.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснениях по жалобе.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

06.11.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300014214000129 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" в 2015 году (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 155 987 825,38 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Электронные торговые системы».

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.11.2014 № 0124300014214000129-3 победителем электронного аукциона было признано ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж».

17.12.2014 Заказчиком от ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» получен проект контракта, подписанный победителем аукциона, а также банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014.

19.12.2014 Заказчиком был составлен протокол признания участника электронного аукциона уклонившимся от заключения муниципального контракта, в связи с непредставлением победителем надлежащего обеспечения исполнения контракта. Данный протокол размещен на официальном сайте 19.12.2014.

19.12.2014 Заказчик письмом № 012-16/7871 (далее – письмо-отказ) сообщил в адрес ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж» об отказе в принятии банковской гарантии по следующим основаниям:

1. банковская гарантия не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе, поскольку не содержит предмета муниципального контракта;

2. банковская гарантия не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе и статьи 45 ФЗ «О контрактной системе», поскольку перечень документов, указанный в пункте 3 банковской гарантии не соответствует перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005);

3. банковская гарантия не содержала условий, обязательных для включения в банковскую гарантию, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005;

4. банковская гарантия содержала условия, которые недопустимо включать в банковскую гарантию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчик неправомерно отказал в принятии банковской гарантии ООО «АрхангельскНефтеГазМонтаж». Доводы, изложенные в письме-отказе являются необоснованными.

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав банковскую гарантию № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 и документацию об аукционе, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Частью 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» установлены требования к банковской гарантии.

Положения ФЗ «О контрактной системе» не содержат норм, которые бы предоставляли заказчику (уполномоченному органу) право устанавливать дополнительные требования к банковской гарантии.

В пункте 5.6.2 «Условия банковской гарантии» раздела II. «Информация об объекте закупки и условия исполнения контракта» документации об аукционе установлено, что «банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;

7) установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 №1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии».

Согласно первому пункту письма-отказа, банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 была отклонена в связи с тем, что не соответствовала требованиям документации об аукционе, поскольку «не содержит предмета муниципального контракта, исполнение обязательств по которому обеспечивает банковская гарантия».

Согласно преамбуле банковской гарантии № БГ343102709-2014 от 17.12.2014, выданной ЗАО К2 Банк, следует, что «ЗАО К2 Банк…именуемый в дальнейшем «Гарант», извещен о том, что Общество с ограниченной ответственностью «АрхангльскНефтеГазМонтаж»…именуемое в дальнейшем «Принципал», и Служба заместителя мэра города Архангельска по городскому хозяйству (ИНН2901065991), именуемое в дальнейшем «Бенефициар», будут заключать Муниципальный контракт на «» (далее – Муниципальный контракт), на основании Протокола № 0124300014214000129-3 от «28» ноября 2014 г., после предоставления настоящей банковской гарантии (далее – Гарантия).»

В соответствии с преамбулой в банковской гарантии имеется ссылка, на то, что муниципальный контракт будет заключаться на основании протокола № 0124300014214000129-3 от «28» ноября 2014 г., в соответствии с которым он (Заявитель) был признан победителем электронного аукциона. В данном протоколе, указан предмет предполагаемого к заключению муниципального контракта, а именно: выполнение работ по сезонному содержанию объектов дорожной инфраструктуры и объектов благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" в 2015 году.

Следует отметить, что необходимость на указание предмета муниципального контракта в банковской гарантии не установлена документацией об аукционе и ФЗ «О контрактной системе».

Следовательно, банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 в части отсутствия указания на предмет предполагаемого к заключению муниципального контракта соответствует нормам ФЗ «О контрактной системе» и документации об аукционе, а значит, Заказчик необоснованно отказал в принятии банковской гарантии по причине отсутствия предмета муниципального контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

- отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 указанной статьи;

- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно третьему и четвертому пунктам письма-отказа, банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 не содержит условий, обязательных для включения в банковскую гарантию, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, а также содержит условия, которые недопустимо включать в банковскую гарантию, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 не установлено условий, обязательных для включения в банковскую гарантию, а также условий, которые недопустимо включать в банковскую гарантию.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1339 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005», внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, в том числе и в части

установления условий, обязательных для включения в банковскую гарантию, а также условий, которые недопустимо включать в банковскую гарантию.

На официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, вышеуказанное Постановление Правительства РФ опубликовано 12.12.2014.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 в редакции Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1339 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005» вступает в силу с 20.12.2014.

По общему правилу, никакой закон не имеет обратного действия, т. е. никакой новый закон не может быть применяем к фактам и деяниям, совершившимся до его обнародования, а применяется только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после вступления его в силу.

Поскольку 06.11.2014 Заказчиком на официальном сайте размещено извещение № 0124300014214000129 о проведении электронного аукциона, на момент проведения электронного аукциона по извещению № 0124300014214000129 действовала первоначальная редакция Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, а банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 обоснованно не содержит условий, обязательных для включения в банковскую гарантию, а также содержит условия, которые недопустимо включать в банковскую гарантию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 в редакции Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1339 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005».

Представитель Заказчика пояснил, что ошибочно применил требования к банковской гарантии, указанные в не вступившем в законную силу Постановлении Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 в редакции Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 № 1339 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 6 статью 45 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно второму пункту письма-отказа, банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 не соответствовала требованиям документации об электронном аукционе и статьи 45 ФЗ «О контрактной системе», поскольку перечень документов, указанный в пункте 3 банковской гарантии не соответствует перечню, установленному Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005).

Банковская гарантия № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 содержит перечень документов, не предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, а именно: согласно пункту 3 банковской гарантии № БГ343102709-2014 от 17.12.2014, «для получения предельной суммы Гарантии или части такой суммы Бенефициар направляет в адрес Гаранта письменное требование, подписанное уполномоченными лицами Бенифициара, с приложением следующих документов:

- подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица) подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);

- документов, подтверждающих неисполнение/ненадлежащее исполнение Принципалом обязательств по муниципальному контракту;

- расчета суммы требований Бенифициара по настоящей Гарантии;

- заверенной копии Муниципального контракта;

- оригинала настоящей гарантии.»

Согласно пункту 7 части 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Данный перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, согласно которому Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:

- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);

- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);

- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Необходимо отметить, что вышеуказанный перечень документов является закрытым, что, также, не предполагает направление Гаранту иных документов, не указанных в перечне.

Кроме того, в пункте 3 банковской гарантии № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 отсутствует представление следующих документов: платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса) и документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока).

Необходимо отметить, что в ходе рассмотрения дела Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что согласно пункту 1 банковской гарантии № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 «Гарант обязуется возместить Бенифициару убытки при наступлении условий ответственности Гаранта». Условие обеспечения в случае надлежащего исполнения контракта в указанной банковской гарантии отсутствует.

Следовательно, представленная банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта не соответствует нормам ФЗ «О контрактной системе» и Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005, что является основанием для отказа в принятии Заказчиком данной гарантии в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

- отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

- несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 указанной статьи;

- несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, Заказчик правомерно отказал в принятии банковской гарантии № БГ343102709-2014 от 17.12.2014 в части несоответствия документов, указанных в пункте 3 гарантии Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "АрхангельскНефтеГазМонтаж" необоснованной.

2. Признать Заказчика - Службу заместителя мэра города по городскому хозяйству, нарушившим пункт 2 части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль