Компромисс на время

26 апреля 2011 2641
Президент подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Президент подписал закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В начале марта Минэкономразвития России совместно с НИУ-ВШЭ подготовило и опубликовало Концепцию законопроекта "О федеральной контрактной системе", который должен был заменить или кардинально изменить закон о размещении заказов. Более того, 15 апреля приказом Эльвиры Набиуллиной в минэкономразвития был создан Департамент развития Федеральной контрактной системы (ФКС).

Однако анализ показал, что подписанный президентом закон содержит в большинстве случаев поправки технического характера и лишь отдельные давно предлагаемые позитивные нововведения.

Выходит, что создание ФКС сведено к внесению нескольких поправок? Или реформа провалилась? Представляется, что "поправочный" закон - временный компромисс, а переход на ФКС остается в приоритете.

Ключевыми нововведениями закона являются нормы, обязывающие заказчика обосновывать начальную (максимальную) цену контракта, а также положения, позволяющие заказчику устанавливать в конкурсной документации требования к сроку и объему предоставляемых гарантий, к расходам на эксплуатацию товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара.

Кроме того, существенной поправкой представляется наделение правительства РФ правом устанавливать: особенности размещения конкретных заказов; дополнительные требования, в том числе квалификационные, к участникам при размещении заказов на отдельные товары, работы, услуги; порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов на отдельные виды товаров, работ, услуг.

Рассмотренные поправки не устраняют в полной мере пробелы действующего закона, о которых пойдет речь ниже.

В адрес пресловутого Федерального закона N 94-ФЗ в действующей редакции было немало нареканий. Так, на стадии определения государственных нужд заказчику предоставлена неоправданно высокая степень свободы, а порядок формирования государственных заказов и определение начальной (максимальной) цены контракта в принципе не относятся к предмету правового регулирования закона. Как показывает практика, это делает возможным не только приобретение за счет средств налогоплательщиков предметов роскоши "для государственных нужд", но и влечет риск реализации коррупциогенных схем на стадии размещения заказа.

На этой стадии возможен и немотивированный отказ в допуске, и немотивированный допуск к участию в торгах, и картельные сговоры участников торгов. Размытость квалификационных требований зачастую ведет к победе фирм-однодневок, заявивших минимальную цену контракта и не исполняющих обязательств по нему. В свое время Генеральной прокуратурой было выявлено более 20 коррупционных факторов и пробелов в рамках антикоррупционной экспертизы Закона N 94-ФЗ.

Одним из ключевых недостатков Закона N 94-ФЗ является неадаптированность к проведению так называемой сложной закупки. Иными словами, действующий закон хорош для закупки карандашей или скрепок, а вот закупки в сфере науки и культуры в рамках процедур этого закона неэффективны. При размещении заказов на строительство объектов инфраструктуры в рамках инвестиционных проектов процедура закона не позволяет заказчику и исполнителю вести диалог в процессе заключения контракта, а также не позволяет заказчику устанавливать эффективные критерии для отбора исполнителей и контролировать качество выполнения работ.

Все это затрудняет строительство сложных инфраструктурных объектов в рамках инвестиционных (ГЧП) проектов, не позволяя Закону N 94-ФЗ стать эффективным инструментом устранения инфраструктурной недостаточности. В России в условиях отсутствия легитимного определения ГЧП распространено мнение, что Закон N 94-ФЗ является основой для государственно-частного партнерства, а государственный контракт - одним из видов соглашений об этом партнерстве. Есть проблемы и в самой системе размещения заказов. Формирование заказа и исполнение контракта остается за рамками нормативного регулирования, а размещение заказа обусловлено соблюдением громоздкой формальной процедуры. Укрупненно можно выделить такие ключевые пробелы действующего закона: отсутствие порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и завышение цены контракта; недостаточная проработанность процедуры размещения заказа, включая квалификационные требования к участникам торгов; непригодность процедуры размещения заказов для проведения "сложных закупок"; отсутствие единой системы закупок, а также мониторинга исполнения госконтрактов.

Источник: "Российская Бизнес-газета" №797 (15)

Автор: Евгения Зусман, старший юрист-аналитик практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы "Вегас-Лекс"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль