Госкомпании заставят отчитываться о всех крупных покупках

2 ноября 2011 5098
Вчера минэкономразвития внесло в правительство проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), который заменит действующий 94-й закон о госзакупках.

Вчера минэкономразвития внесло в правительство проект закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), который заменит действующий 94-й закон о госзакупках. Тем самым министерство выиграло первый раунд в споре с Федеральной антимонопольной службой, которая хотела откорректировать и сохранить 94-й закон. Теперь слово за правительством.

По словам главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, ожидается, что документ вступит в силу с 1 июля будущего года. Разногласия с ФАС остаются принципиальными, есть замечания и у других ведомств, так что обсуждение проекта в правительстве будет горячим. Но эксперты считают, что перевод госзакупок на ФКС - вопрос практически решенный.

"Сегодня перед нами стоит задача сделать российскую экономику более диверсифицированной, чтобы развивались не только сырьевые отрасли, - отметила Эльвира Набиуллина на конференции, посвященной закупкам госкомпаний. - Поэтому нужно включить все источники внутреннего спроса".

Закупки госкомпаний и ведомств в этом плане - существенный ресурс. Ежегодно они тратят на эти цели 13 триллионов рублей. Из них 7 триллионов рублей - расходы госкомпаний. При этом система закупок в компаниях остается тайной за семью печатями, а госведомства хоть и тратят казенные деньги публично, делают это неэффективно.

Минэкономразвития надеется, что реформа законодательства решит эту проблему. Федеральная контрактная система должна отрегулировать весь цикл госзакупок: от планирования того, что требуется государственным структурам, до оценки эффективности потраченных бюджетных средств.

Второй документ - 223-й закон о закупках госсектора (вступает в силу с 1 января 2012 года) наведет порядок в сфере, которая сейчас законодательно не регулируется.

- Некоторые компании построили собственные эффективные закупочные системы. Но практика других, и их большинство, носит антирыночный, закрытый характер, что оборачивается неоправданным ростом издержек и повышением тарифов. Расплачиваются в результате население и бизнес, - констатировала Эльвира Набиуллина.

Новый 223-й закон введет информационный стандарт для закупок госсектора, повысив их прозрачность. С 1 января будущего года госкомпании обяжут публиковать информацию о закупках на своих сайтах, а с 1 июля - на едином госпортале. Кроме того, они должны будут разработать свои положения о закупках, публиковать планы закупок, а также извещения о проведении торгов.

- Хорошо, что минэкономразвития не стало навязывать всем госкомпаниям единый стандарт закупок, - комментирует генеральный директор "Росатома" Сергей Кириенко. - Второй положительный момент: цена товара или услуги не является главным критерием для отбора поставщика.

По его словам, есть и другие, порой гораздо более важные параметры: качество, сроки поставки, безопасность.

- У нас был прецедент с оборудованием для теплоэнергетической станции в Китае, - вспомнил Кириенко. - Изначально за него просили 100 тысяч долларов. Мы блестяще провели конкурсные процедуры, заплатили в итоге вполовину меньше. Но сроки поставки нам сорвали на три месяца. А простой станции обходится в один миллион долларов в день. Сэкономили, называется.

Участники рынка говорят, что, помимо плюсов, в законе есть и минусы, поэтому его нужно корректировать. Например, сделать так, чтобы и после 1 июля 2012 года информацию о закупках разрешалось дублировать на официальном портале и сайтах компаний. Поправка нужна для того, чтобы не сорвать закупки: к работе официального ресурса у пользователей масса претензий.

По мнению гендиректора торгового портала Сергея Габестро, госкомпаниям вообще нужно дать возможность самостоятельно выбирать, где публиковать информацию о госзакупках: на собственном сайте, на гопортале или же в электронных СМИ. Этот "переходный период" должен действовать хотя бы до 2013 года.

- Нужно отказаться от фиксированного перечня товаров, которые закупаются на электронных торгах, а вместо этого установить процент от объема конкурентных процедур, который компании будут определять сами. Будет меньше поводов нарушать закон, - считает Габестро.

Есть вопросы к реестру недобросовестных поставщиков. Согласно закону список будет вести уполномоченный орган. Это значит, что доступ к "доске позора" будут иметь все. Но один и тот же поставщик может быть недобросовестным для "Роснано", но вполне надежным, к примеру, для "Росатома". Как быть в этом случае? Эксперты считают, что нужно отдать полномочия по составлению "черного списка" самим компаниям, чтобы они вели его для внутреннего пользования.

Эльвира Набиуллина предложила участникам рынка и экспертам совместно "настраивать" закон. Инициативы соберет "Деловая Россия", после чего они будут переданы в минэкономразвития. Часть предложений министр уже взяла на заметку. Одно из них касается создания Центрального арбитражного комитета, который будет заниматься досудебным разрешением споров, возникающих в процессе закупок.

Автор: Юлия Кривошапко

Источник: www.rg.ru

Рекомендую

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль